Сотрудничество Казахстан – РФ: от самолетов до «Калаша»

Раушан Джапарова

В Казахстане начнут производить легкие многоцелевые самолеты «Байкал», собирать автоматы Калашникова, а также производить комплектующие для авиационной техники, сообщило Министерство индустрии и инфраструктурного развития республики.

На площадке Международного авиационного космического салона МАКС-2021, проводимого в городе Жуковский, состоялось знаковое событие для авиационной промышленности Республики Казахстан – в рамках казахстанско-российской кооперации в проекте создания легкого многоцелевого самолета (ЛМС) «Байкал» был подписан контракт на приобретение казахстанским авиационным производственным предприятием «Казахстанская авиационная индустрия», единственным участником которого является АО «НК «Казахстан инжиниринг», доли участия в ООО «Байкал-инжиниринг», дочерней компании АО «Уральский завод гражданской авиации».

Подписание контракта состоялось в буквальном смысле под крылом самолета «Байкал», разрабатываемого предприятием, приобретаемым «Казахстанской авиационной индустрией».

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» предназначен для замены известнейшего самолета Ан-2, находящегося в эксплуатации уже более 50 лет. Общий объем инвестиций в проект с казахстанской стороны составит 1 млрд рублей. Взамен Казахстан получит миноритарную долю в проекте и лицензию на производство этих самолетов, говорится в сообщении казахстанского Министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Соглашение подписали Генеральный директор АО «Уральский завод гражданской авиации» Вадим Бадеха и генеральный директор АО «Казахстанская авиационная индустрия» Данияр Амангильдин.

На церемонии подписании присутствовали министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Олег Бочаров.

Новый легкий многофункциональный самолет «Байкал» планируется производить на замену устаревшего Ан-2, известного как «кукурузник». Программой проекта предусматривается организация с 2024 года производства самолетов типа «Байкал» на базе «Казахстанской авиационной индустрии», при этом расчетная мощность производства определяется в 30-50 самолетов в год.

Немаловажным фактом является право казахстанского предприятия на лицензионное производство самолетов «Байкал» в экспортном варианте для третьих стран.

– Подписание данного соглашения в первую очередь является шагом, демонстрирующим намерение Казахстана совместно с Российской Федерацией развивать авиационную отрасль в Казахстане, – отметил генеральный директор АО «Казахстанская авиационная индустрия» Данияр Амангильдин.

Он также отметил, что сегодня в Казахстане эксплуатируется 324 самолета Ан-2 в различных модификациях.

– Это количество может быть маркером того количества, которое Казахстан будет приобретать, – пояснил Данияр Амангильдин.

В планах производителей – экспорт в Восточную Европу и Африку.

– Мы оцениваем рынок до конца 2030 года в не менее 500 самолетов – пессимистичный прогноз, а оптимистичный прогноз – 600-650. Исходя из этого мы спланировали нашу производственную программу, на Уральском заводе гражданской авиации будем выпускать по 50 самолетов в год, – заявил журналистам гендиректор Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, предприятие-разработчик) Вадим Бадеха.

Также состоялось торжественное подписание меморандума о сотрудничестве между Pall Corporation, АО «Авиаремонтный завод № 405» и АО «Тыныс», посвященного локализации производства пылезащитного устройства «ПАЛЛ» для вертолетов семейства Ми в Республике Казахстан.

Локализацию производства планируется осуществить на мощностях компании АО «Тыныс». В рамках локализации корпорация Pall передаст «Тыныс» соответствующие технологические процессы для осуществления поэтапной локализации, а также оборудование для сборки и последующего обслуживания пылезащитных устройств. Основным заказчиком пылезащитных устройств, произведенных АО «Тыныс», выступит АО «Авиаремонтный завод № 405», которое осуществляет производство и ремонт вертолетов Ми-8/17 для эксплуатирующих организаций Республики Казахстан, таких, как Национальная гвардия, КазАвиаСпас и другие.

Кроме того, современное стрелковое оружие будет производиться на заводе «ТЫНЫС»: в рамках авиасалона МАКС-2021 подписан договор об организации лицензионного сборочного производства автоматов Калашникова на территории Республики Казахстан. Оператором проекта выступает компания АО «НК «Казахстан инжиниринг».

Двустороннее сотрудничество в сфере совместного производства современного стрелкового оружия типа АК-12 и АК-15 стартует уже в августе текущего года. Кроме того, подписано трехстороннее соглашение между АО «Завод им. Кирова», российским заводом «Прима» и АО «Авиаремонтный завод № 405» по локализации изготовления радиосвязного оборудования авиационной техники в Казахстане, добавило Министерство индустрии и инфраструктурного развития республики.

Новости партнеров