Сразу по башке долбанули - дальнобойщик о введении платных дорог в Казахстане

Повышение платы за проезд скажется на росте абсолютно всех товаров.
Илья Огурцов

Уже несколько недель в Казахстане обсуждают вопросе введения платных дорог для большегрузных машин. Дальнобойщики не согласны с тарифом 37,5 тенге за километр. Водители устраивают забастовки и угрожают переворачивать фуры тем, кто не поддержат их протест. Корреспондент Liter.kz поговорил с дальнобойщиком Игорем Тимофеевым, который рассказал об опыте введения платных дорог в России, Казахстане и к чему это приведет.

Шофер считает, что введение такого высокого тарифа спровоцирует рост цен на все товары.

«Водители согласны платить, но вы ставку измените. Мы согласны платить, но сделайте 5-10 тенге за километр. А они (власти – прим.ред.) сразу по башке долбанули. Сейчас все "полетит" в цене - продукты, и лекарства, и солярка. Все, что мы возим. А пенсии, зарплаты не поднимаются. Я в России воду покупал, они уже цены сорвали. Я говорю, а что у вас цен нет? Они говорят: «А мы не успеваем их менять». У них там по 5-6 этикеток друг на друга наклеено, потому что им привозят товар, и каждый день цена другая», - сказал Игорь.

Водитель работает в частной фирме, ездит как по Казахстану, так и в Россию. В соседней стране платные дороги ввели несколько лет назад, раньше, чем в Казахстане. Но, как объясняет дальнобойщик, там начали брать оплату с двух рублей, а затем постепенно повышали. Кроме того, там есть градация дорог на федеральные, региональные, местные и плата на всех разная. Да и качество покрытия отличается.

«Там тоже не все дороги хорошие, но получше, чем у нас. И они если строят, они сразу строят в четыре полосы. Да и ремонтируют дороги совсем по-другому. У них практически не бывает объездов, максимум, где трубы кладут и мосты. А все остальное – рядом строят. Новую построили – старую закрыли. Они не делают так как у нас – ехать по грунтовой дороге, колеса рвать», - объяснил дальнобойщик.

Качество же казахстанских дорог, в большинстве своем, оставляет желать лучшего. Например, трассу на Алматы уже много лет не могут сделать. Трассу обещают достроить в 2022 году. Но, как утверждает Игорь, никаких работ там практически не ведется, а через уже уложенное покрытие пробивается трава. Хороших автобанов в стране не так много: "Алматы – Кызылорда", "Нур-Султан – Павлодар", "Нур-Султан – Темиртау", из Алматы – в сторону Талдыкоргана и в сторону Китая. Но рамки, считывающие оплату, поставили не только на эти дороги, но и на разбитые.

«Дороги на Костанай, в Усть-Каменогорск – там дороги не особо. До Семея еще ничего, ее года три назад починили, вроде как новую сделали, но ее тоже уже вдавили уже. Была новая дорога "Астана – Костанай", но ее тоже раскатали, она разбитая уже. И на ней тоже рамки поставили. А это не автобан, там ехать нельзя 90 километров в час, там ограничение 70», - добавил Игорь.

Возмущения своих коллег по цеху Игорь разделяет. За 700 километров пути по трассе "Шымкент – Алматы" перевозчику платят 100 тысяч тенге. Из них 26 250 тенге водитель должен будет отдать за проезд, 50 тысяч уйдет на ГСМ, остается всего 23 750 тенге.

«Еще минимум пять тысяч надо на покушать. И еще неизвестно когда обратно. Водитель может загрузиться в тот же день, а может простоять неделю-две. И все это время ему нужно питаться. Еще надо «накормить» и починить машину. Вот и считайте, сколько у него остается? Хорошо, если он из рейса туда-обратно 40 тысяч привезет домой. Поэтому водители-частники и сидят на двух лепешках по два-три дня и только чай пьют», - отметил Игорь.

По его мнению, даже если частники продолжат бастовать, всегда найдутся те, кто поедет за меньшие деньги, потому что нужно кормить семью и платить кредиты. Но он уверен – повышения перевозки грузов не избежать, а значит, не избежать и роста стоимости продуктов, товаров и услуг. Тем более, импорта в Казахстане предостаточно. Он утверждает, что его знакомым предпринимателям поставщики уже предложили пересмотреть цены, потому что они сами намерены их повышать.

Напомним, 31 мая стало известно о массовом протесте дальнобойщиков, которые выступили против повышения проезда за дорогу. Сначала люди попросили привести трассы в нормальное состояние.

Новости партнеров