Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Статус Мажилиса – политический месседж президента

Поправки коснутся трети Конституции.

20.05.2022, 09:40
Статус Мажилиса – политический месседж президента
Фото: kzvesti.kz

Назначенный на 5 июня республиканский референдум по поправкам в Конституцию РК в большинстве и в корне своем означает перезапуск политической системы страны. В частности, предстоящая конституционная реформа оптимизирует баланс отношений между ветвями власти, расширяет участие народа в управлении страной, усиливает защиту конституционных прав граждан. В целом, это системная трансформация государственной модели, в которой законодательный институт по-настоящему приобретает свойственную ему полноту власти взамен прежних технических функций обеспечения сверхпрезидентской республики, передает Liter.kz.

Системный перезапуск

Из пяти блоков конституционной реформы, выделенных Госсекретарем Ерланом Кариным, два – помимо перехода от суперпрезидентской модели к президентской республике, расширения участия населения в управлении страной и поправок по усилению механизмов защиты прав граждан – непосредственно касаются казахстанского парламентаризма.

Так, один из блоков поправок направлен на перераспределение ряда властных полномочий. Предлагается, чтобы президентская квота в Сенате сократилась с 15 до 10 депутатов, в том числе пять из них будут предложены Ассамблеей народа Казахстана. Сенат будет согласовывать кандидатуры на посты председателей Конституционного совета и Высшего судебного совета, вносимые Президентом. Также Парламент будет выбирать 6 из 11 судей создаваемого Конституционного суда (взамен Конституционного совета), причем кандидатура председателя КС назначается Президентом с согласия Сената. Наконец, преобразованный в Высшую аудиторскую палату Счетный комитет должен, согласно поправкам, дважды в год отчитываться перед депутатами Мажилиса в целях расширения контроля депутатов над бюджетом.

Стержневым же, с точки зрения развития парламентаризма, представляется блок конституционных поправок, в котором говорится об усилении роли и повышении статуса Парламента и его палат. Прежде всего, в Казахстане предлагается формирование состава Мажилиса через выборы по смешанной системе, согласно которой 30% депутатов палаты будут избираться по мажоритарному принципу – выбирать конкретных персоналий. Это позволит в полной мере учесть права всех граждан в законодательном и представительных органах власти.

Инициатива о внедрении смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы с соотношением 70 на 30 в Мажилисе и 50 на 50 в областных маслихатах, с одной стороны, обусловлена необходимостью максимального охвата всего электорального ландшафта страны, учета всего спектра взглядов и убеждений граждан. С другой – она направлена на гармоничное развитие политического пространства, в котором ключевым институтом выражения интересов избирателей остаются партии. В то же время важно, что на локальном уровне, там, где необходимы более тесные контакты депутатов с гражданами, внедряется полностью мажоритарная система. Эта модель, наряду с системным усилением маслихатов, коренным образом меняет отношения между исполнительными и представительными органами власти в регионах, – отметил Госсекретарь РК.

Наконец, очень важная поправка в Конституцию, которая и сейчас является поводом для широкой дискуссии: предлагается, чтобы Мажилис принимал законы, а Сенат одобрял или не одобрял законопроекты. Сегодня ситуация обратная. Мажилисмены работают с законопроектами в комитетах, обсуждают их на пленарном заседании палаты, итогом чего становится одобрение или неодобрение документа. Политическая же привилегия принятия уже закона, после которого он поступает на подпись Президенту, находится у Сената, как последней инстанции на уровне законотворчества. Фактически, об этом говорят и все эксперты, речь идет об изменении статусов палат Парламента, где Мажилис, как наиболее представляющий интересы самой широкой общественности, возьмет на себя роль "первой скрипки" в законодательной деятельности. По мнению Ерлана Карина, это укрепит механизм сдержек и противовесов в политической системе.

Как это работает

Предстоящая конституционная реформа оптимизирует баланс отношений между ветвями власти, расширит участие народа в управлении страной, усилит защиту конституционных прав граждан. В том числе переформатирование парламентской системы призвано усилить роль Мажилиса и в целом влияние законодательной ветви власти. С внедрением смешанной избирательной системы палата усиливает свою институциональную легитимность. Наделение же ее правом принятия законов выдвигает ее на роль главного законодательного органа в системе распределения высшей государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной). В свою очередь Сенат укрепляет свою роль в качестве органа, который целенаправленно отстаивает интересы регионов, различных слабо представленных социальных и этнических групп.

В предлагаемых поправках в Конституцию, за которые казахстанцам предстоит голосовать 5 июня на референдуме, в частности, говорится, что "Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам". Другая поправка гласит, что "Законы принимаются Мажилисом, одобряются Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов палат…".

При этом последовательность законотворческого процесса сохраняется: сначала Мажислис принимает или отклоняет закон (сейчас в той же последовательности он его "одобряет"), после чего Сенат одобряет или не одобряет данное принятие. Понятно, что механизм возможных штатных законотворческих коллизий, возникших между палатами, также прописан в поправках в Конституцию и, очевидно, будет внесен в профильный закон о Парламенте и статусе его депутатов.

Итак, согласно поправкам, закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Если Сенат одобряет большинством голосов, то документ в течение десяти дней представляется президенту на подпись. А вот если он не одобрит закон в целом или отдельные его статьи, то документ возвращается в Мажилис. На этом этапе также есть два варианта. Мажилис большинством голосов может согласиться с предложенной Сенатом редакцией, а может, и нет. Во втором случае разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.

Кульминационным моментом в вопросе статуса Мажилиса, принимающего законы, является дальнейшая процедура разрешения спора между палатами. В новой редакции Конституции говорится, что в случаях, когда Мажилис большинством голосов не принял закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, он проводит повторное голосование внутри своей палаты. И если двумя третями голосов мажилисмены подтвердят ранее принятое решение, то есть выскажутся за прежнюю свою редакцию, то закон будет считаться принятым и представляется Президенту на подпись. Если закон не наберет указанного большинства голосов депутатов Мажилиса, закон считается непринятым и возвращается инициатору.

Как видно, Парламент и, в частности, Мажилис при положительном исходе референдума будет примерять на себе новую роль главного законодательного органа, от работы которого во многом будет зависеть законодательное обеспечение жизнедеятельности государства и его граждан. Это, кстати, накладывает и большую ответственность на казахстанцев в части их активной гражданской позиции и повышения политической грамотности. Тем более что помимо депутатов по партийным спискам, почти треть состава мажилисменов будут конкретные люди (не партии), которых будет выбирать каждый из нас.

Сегодня в ряде стран политические процессы направлены на централизацию. К примеру, в России, Кыргызстане, Турции, Беларуси и других странах были проведены реформы, в результате которых повышается роль и место президентского института. А в Казахстане, наоборот, они передаются Парламенту и создаются условия для того, чтобы граждане чувствовали себя вольготно, чтобы все материальные блага, которые в нашей стране есть, работали на абсолютное большинство граждан, – охарактеризовал в одном из интервью нынешние процессы в стране политолог Ерлан Саиров.

По его мнению, новый курс Президента Касым-Жомарта Токаева можно назвать курсом народовластия, демократии и плюрализма. Более официальным языком, в целом, предлагаемые сегодня президентские инициативы окажут комплексное воздействие на формирование новой политической культуры в стране, укрепят доверие между властью и гражданами.

Новости партнеров
×