Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
В Атырау подведены первые итоги масштабного республиканского проекта «STEM-Ұстаз», под шаныраком которого более 400 учителей информатики завершили обучение по востребованным приоритетам робототехники. Для каждого из них новая образовательная инициатива в прямом и переносном смысле стала началом личного цифрового апгрейда.
По традиции все подробности «STEM-Ұстаз» в «Гостиной «LITER» расшифровали непосредственные создатели AI-проекта: генеральный директор астанинской школы образовательной робототехники «Robotek» Санжар ШАЛКАРБЕКОВ, руководитель отдела по связям с общественностью и Правительством известной компании ExxonMobil Айнур МУСАБЕКОВА, методист Назира ТЕЛБАЕВА из «Каспий Дарыны», преподаватель робототехники из села Никольское Макинского района Акмолинской области Артем ЦИМБАЛ, куратор проекта, операционный директор компании «Robotek» Диана ДЮСЕНОВА.
Что значит цифровой апгрейд для школьной экосистемы? Открыт ли здесь и сейчас Alem.AI для сельского учителя? В чем миссия ИИ-инициативы для преподавателей робототехники? Доверяют ли сегодняшние старшеклассники искусственному интеллекту? Насколько востребованы в стране и мире новые стандарты STEM-образования? Верят ли школьники столичной области, что первыми гражданами Марса будут роботы?
Все ответы – в ИИ-эксклюзиве для «LITER».
– Каждый проект создается для конкретной миссии. Личный цифровой апгрейд учителя можно назвать дополненной реальностью от «STEM-Ұстаз»?
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Санжар Шалкарбеков:
– Миссия новой образовательной инициативы в том, чтобы поддержать развитие цифровой грамотности и ИИ-компетенций отечественных учеников и педагогов, а также интеграцию казахстанских школ в глобальный AI.
«STEM-Ұстаз» консолидировал страну и подтвердил востребованность личного цифрового апгрейда преподавателей во всех регионах. Символично, что форсайт-проект по расширению IT-грамотности педагогов был начат в юбилейный год, на родине Абая, в Наурыз. Во время летних каникул в Астане за парты актуального проекта сели учителя центральных областей. Завершили обучение представители городских и районных школ Атырау и Мангистау. В онлайн формате к «STEM-Ұстаз» подключились преподаватели практически всех регионов. Особым интересом отличились сельские учителя, которые традиционно дистанцированы от эпицентра главных событий в отечественной робототехнике.
«STEM-Ұстаз» востребован еще и по той причине, что робототехника – наука новая, нет старых пособий, все учебные материалы создаются параллельно с прикладными решениями.
В рамках проекта мы работали с преподавателями, которые подготовят сегодняшних учеников к вызовам цифрового времени. «STEM-Ұстаз» – это реальная возможность для профессионального развития учителей и быстрой трансформации в креативных педагогов AI.
– STEM-образование и покорение искусственного интеллекта дифференцируются в зависимости от страновых стандартов школьного образования?
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Айнур Мусабекова:
– Мы поддерживаем STEM-образование по всему миру потому, что именно на нем будет строиться успешность сегодняшних школьников. Дружба с искусственным интеллектом гарантирует их востребованность в цифровом мире. Страновой проект вдохновит сегодняшних учеников на интеграцию в глобальные AI-тренды, поможет определиться с профессиональным выбором и сформировать будущие инженерные кадры мирового класса.
Приоритетное развитие STEM-образования – это глобальный тренд вне зависимости от страны.
ExxonMobil, как высокотехнологическая и успешная компания, активно инвестирует в исследования и образование, поскольку заинтересована в высоких стандартах инженерных кадров по всему миру. Это больше, чем социальная ответственность. Инвестиции в будущее ExxonMobil понимает как миссию и гражданскую ответственность компании. STEM-образование востребовано во всех странах потому, что мир с каждым днем становится все более технократическим. В Казахстане огромный дефицит настоящих профессионалов, которым доверена отечественная индустрия разных отраслей, и промышленная робототехника в том числе.
Когда речь идет о развитии школьной робототехники в частности, обязательно озвучивается и актуальная проблема о соответствии национальным куррикулумам. Может быть, пришло время системам образования разных стран пересмотреть государственные стандарты и привести национальные куррикулумы в соответствие с реальными трендами.
– «STEM-Ұстаз» стартовал на востоке, восклицательный знак по завершении проекта был поставлен в Атырау. В равной ли мере проект востребован в разных регионах страны?
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Назира Телбаева:
– В большей степени – в сельских регионах. Настойчиво просят провести различные курсы учителя из самых отдаленных районов.
Я персонально завершила личный цифровой апгрейд, уверена, «STEM-Ұстаз» открывает знаковый этап в профессиональном развитии всех педагогов. Чтобы подготовить детей к вызовам цифрового времени, мы сами должны соответствовать всем стандартам сегодняшнего дня.
Все участники нового проекта – и учителя, и их ученики – автоматически получили возможность для подключения к другим IT-инициативам, в том числе республиканским и международным олимпиадам по робототехнике. Дети из Мангистау успешно выступают на соревнованиях разного уровня, особенно в прикаспийском регионе, часто в Турции и Азербайджане. Думаю, после «STEM-Ұстаз» достижений станет больше.
Мои новые друзья и коллеги по проекту предлагают провести аналогичное обучение для топ-менеджеров в образовании, в том числе для директоров школ. Все руководители сегодняшнего дня должны четко понимать значение робототехники и освоения цифровых технологий для наших детей.
Что же касается конкретного вопроса об интересе к «STEM-Ұстаз» в разных регионах, могу с уверенностью утверждать, робототехника востребована в каждой школе. Часто дети лучше взрослых понимают, как строить свое успешное будущее.
– Продолжим сельскую тему. Создание равных возможностей для городских и сельских школьников – это про робототехнику тоже. Насколько сложнее работать в Никольском, чем в Астане.
– Никакой разницы. Успех решают стабильный интернет и хороший преподаватель. Другое дело, что робототехника в равной степени затратное занятие и в селе, и в городе. Чтобы разбудить интерес детей, базовых наборов недостаточно. Выделяется на робототехнику всего час в неделю, мы занимаемся каждый день по несколько часов. Огромная благодарность руководству школы за понимание и родителям за то, что доверяют детей.
Должны быть постоянное обучение и обязательные поездки на соревнования по стране и международные тоже. Когда приезжают наши робототехники с зарубежных олимпиад, радуется вся школа, каждый стремится записаться к Артему Сергеевичу, чтобы увидеть столицу и мир.
Санжар Шалкарбеков:
– Я хочу поддержать Артема. Сегодня робототехника для сотен казахстанских детей становится востребованным социальным лифтом. Наши ребята к завершению школы определяются с выбором престижной профессии, часто получают гранты на обучение в лучших технических вузах, гордятся большими перспективами. Все они имеют в своих активах участие в отечественных и международных соревнованиях, внедрены в мировое комьюнити лучших робототехников, дружат с сегодняшними и будущими AI-звездами.
– Следующий вопрос адресуется конкретно Артему. Сегодня в стране практически нет соревнований для взрослых робототехников. Готовы ли преподаватели сами выйти на старт?
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Артем Цимбал:
– Конечно! Когда наши дети выходят на поля, мы болеем за них и мечтаем сами испытать спортивный и творческий драйв непосредственных участников. Олимпиады для преподавателей однозначно подняли бы наш престиж среди детей, родителей и коллег, мы бы делились с учениками личным опытом. Если такие соревнования появятся в стране, они станут огромной мотивацией для учителей. Обещаю, что я буду участником под номером 1.
– В завершение несколько слов об операционном контенте проекта.
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Диана Дюсенова:
– В программу «STEM-Ұстаз» были включены все главные приоритеты в преподавании робототехники – от базового уровня до спортивных дисциплин, в том числе методики по подготовке учеников к техническим соревнованиям. 80% учебной программы составили практические занятия. Обучение в и посткурсовое сопровождение – бесплатные.
В самом начале были сомнения, наберем ли нужное количество учителей. Проект доказал, что наши педагоги готовы учиться и повышать профессиональные стандарты.
Все преподаватели, завершившие обучение по «STEM-Ұстаз», уже тиражируют новые знания в своих школах. Все они понимают: чтобы сформировать будущую инженерную элиту страны, надо начинать со школьной скамьи.
Успешной отечественной форсайт–инициативой заинтересовались зарубежные партнеры «Robotek», в перспективе мы планируем масштабировать востребованный проект в нескольких странах.