В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» от 1 сентября 2021 года перед Правительством Казахстана поставлена задача – разработать законодательную базу в целях снижения уровня стрессовых активов путем возврата замороженных активов в экономический оборот, но исключительно на рыночной основе.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало для публичного обсуждения консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития рынка стрессовых активов».
В соответствии с Национальным планом развития Республики до 2025 года, утвержденным Указом Президента РК в 2018 году, а также в целях реализации поручения Главы государства в рамках Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года, Правительству совместно с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка поручено до конца года внести законопроект в Парламент страны.
В документе в первую очередь финансовый регулятор представил описание проблемы, для решения которой требуется законодательное регулирование. Так, среди проблемных вопросов отмечается наличие препятствий правового характера, затрудняющих развитие рынка стрессовых активов и вовлечение их в экономический оборот.
Среди основных причин возникшей ситуации отмечается то, что в настоящее время законы РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и «О микрофинансовой деятельности» предусматривают исчерпывающий, ограниченный перечень организаций-резидентов РК, которым банки и организации, осуществляющие микрофинансовую деятельность, вправе уступать (переуступать) путем прямой продажи или посредством секьюритизации права (требования) по договорам банковского займа и договорам о предоставлении микрокредита (в том числе неработающим активам).
В текущий перечень уполномоченных покупателей-резидентов республики входят коллекторское агентство; банк, микрофинансовая организация; организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций; дочерняя организация банка, приобретающая сомнительные и безнадежные активы родительского банка (ОУСА). Кроме того, в данный перечень входят акционерное общество «Фонд проблемных кредитов»; специальная финансовая компания; акционерное общество «Казахстанский фонд устойчивости»; специальный фонд развития частного предпринимательства; Национальный банк страны и юридическое лицо – залогодержатель прав требований по договорам о предоставлении микрокредита при выпуске микрофинансовой организацией обеспеченных облигаций или получении займов.
Соответственно, не разрешается передавать стрессовые активы потенциальным инвесторам, не включенным в перечень уполномоченных покупателей, что ограничивает возможность банков и микрофинансовых организаций распоряжаться стрессовыми активами и сужает круг потенциальных заинтересованных инвесторов.
Согласно положениям законов РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», и «О микрофинансовой деятельности» для уступки (переуступки) прав (требований) по любым банковским займам и микрокредитам требуется получение согласия заемщиков. Данные требования создают дополнительные барьеры для реализации стрессовых активов, отмечает финрегулятор.
В ПРОЦЕССЕ
За последние 5 лет в результате принятых мер удалось существенно снизить размер стрессовых активов банковского сектора, большинство проблем, связанных с высоким объемом стрессовых активов, наколенных в прошлые годы в банковском секторе решено или находится в процессе урегулирования. В настоящее время банки самостоятельно управляют проблемными активами, что снижает эффективность их основной деятельности по кредитованию.
Оценочно размер стрессовых активов на 01.07.2021 года составляет 2,5 трлн тенге – это займы с просрочкой 90 и более дней, займы с реструктуризацией в связи с ухудшением финансового состояния, активы на балансе ОУСА, взысканное имущество.
Текущий объем стрессовых активов является привлекательным для вхождения на рынок потенциальных инвесторов при условии создания благоприятных возможностей путем устранения правовых барьеров, прямо влекущих ценовой разрыв между спросом и предложением, полагает финрегулятор.
В то же время, для регулятора с целью недопущения накопления системных рисков является приоритетным создание постоянного процесса самоочистки балансов банков от стрессовых активов, что позволит снизить давление на капиталы банков и высвободит ресурсы для обеспечения устойчивого роста кредитования экономики.
В зарубежной практике сделки по купле-продаже стрессовых активов заключаются в отношении пула (портфеля) займов. В этой связи нормы, обязывающие получать согласие на уступку прав (требований) по займам или микрокредитам данных могут привести к затягиванию или невозможности заключения сделки.
По общему правилу, предусмотренному Гражданским кодексом РК (пункт 2 статьи 339), для перехода прав кредитора к другому лицу не требуется согласие должника. В этой связи, требовать согласие на уступку прав (требований) по займам (микрокредитам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является нецелесообразным.
Необходимость упрощения процедур, связанных с получением согласия заемщика на уступку прав (требований) по займу, также отмечена Международной финансовой корпорацией (IFC). Таким образом, для эффективного развития рынка стрессовых активов необходимо создание нейтральных условий с сохранением баланса интересов продавцов и покупателей, а также заемщиков, полагает финрегулятор.
Ведомство предлагает пути решения описанных проблем. Так, для устранения правовых барьеров в целях развития рынка стрессовых активов и их вовлечения в экономический оборот требуется следующее: во-первых, расширить список уполномоченных покупателей, которым банки и микрофинансовые организации будут вправе переуступать права (требования) по договорам банковского займа и договорам о предоставлении микрокредита (включая стрессовые активы), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также установление предельных сроков нахождения взысканного имущества в собственности банков и микрофинансовых организаций.
Во-вторых, расширить полномочия коллекторских агентств в качестве «сервисной компании» путем предоставления им права осуществлять доверительное управление активами, приобретенными кредиторами (инвесторами), с соблюдением требований по процедурам взаимодействия с заемщиками.
Кроме того, предлагается исключить необходимость получения согласия заемщиков при уступке (переуступке) прав (требований) по займам (микрокредитам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. А при уступке инвесторам прав (требований) по договорам банковского займа и о предоставлении микрокредита установить требование о наличии оценки стоимости имущества, являющегося залогом по указанным займам (микрокредитам), проведенной независимым оценщиком в течение последних шести месяцев до момента уступки прав (требований).
Финрегулятор остановился на положительных последствиях этих мер: это увеличение числа потенциальных инвесторов и установление предельных сроков нахождения взысканного имущества в собственности банков и микрофинансовых организаций будет способствовать возвращению активов в экономический оборот, что положительно скажется на экономическом росте страны. Также расширение полномочий коллекторских агентств существенно расширит предложение услуг по управлению портфелями проблемных кредитов и привлечет на рынок инвесторов, а также позволит минимизировать риски инвесторов, связанных с управлением стрессовых активов.
Сохранение регуляторного контроля в отношении прав требований, уступленных третьим лицам, будет способствовать целям защиты интересов и прав заемщиков, а снятие ограничений по получению согласия заемщика при уступке (переуступке) прав (требований) по займам (микрокредитам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет способствовать увеличению объема реализации стрессовых активов. При этом отрицательные последствия принятия документа отсутствуют.
Целевые группы для публичного обсуждения включают в себя банки второго уровня, микрофинансовые организации, коллекторские агентства, государственные органы, «Ассоциацию финансистов Казахстана» и палату предпринимателей «Атамекен», а также «Фонд проблемных кредитов».
УВЕЛИЧИТЬ ДОХОДЫ
Для банков, микрофинансовых организаций ожидается следующий положительный эффект: вследствие снижения уровня стрессовых активов в портфеле банков и микрофинансовых организаций будет повышена их операционная эффективность, а также появится возможность активизировать кредитование за счет высвобождения капитала и притока ликвидности. Для коллекторских агентств ожидается положительный эффект в виде расширения полномочий (предоставляемых услуг) и, как следствие, увеличения доходов.
Для государственных органов ожидается положительный эффект в виде повышения стабильности финансовой системы страны, в частности банков второго уровня, что будет способствовать обеспечению высоких темпов экономического роста. А для потенциальных инвесторов – снятие правовых препятствий будет способствовать улучшению бизнес среды и активному вовлечению в экономический оборот стрессовых активов. Кроме того, ожидается усиление конкуренции за счет увеличения количества потенциальных инвесторов, что позволит минимизировать государственное участие в приобретении стрессовых активов, в частности АО «Фонд проблемных кредитов».
Анализ текущей ситуации, международного опыта и предлагаемых механизмов регулирования характеризуется тем, что потенциальный размер стрессовых активов по банковской системе республики оценивается, как отмечалось выше, в размере 2,5 трлн тенге или 7,1% от активов банковской системы. Таким образом, на балансах банков второго уровня, их дочерних организаций по управлению стрессовыми активами все еще остается значительный объем стрессовых активов.
В результате, банки не осуществляют активного кредитования реального сектора экономики страны, концентрируясь на предоставлении краткосрочных высокодоходных, но одновременно высокорискованных потребительских кредитов.
Создание эффективного рынка стрессовых активов является важным для высвобождения капитала и операционных ресурсов банка, поддержания риск аппетита банков к выдаче новых кредитов с одной стороны, а с другой стороны, поможет справиться с ростом новых проблемных активов, если они возникнут в будущем. При этом для вовлечения активов в экономический оборот необходимы системные меры по развитию ликвидного рынка стрессовых активов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Как показывает международная практика, для полноценного функционирования рынка стрессовых активов необходимо устранить, в том числе ряд препятствий, связанных с правовыми условиями для привлечения частных инвесторов через создание рыночных механизмов его функционирования.
Международный опыт включает в себя расширение перечня уполномоченных покупателей (инвесторов). Так, в Испании отсутствуют существенные ограничения на уступку или продажу неработающих кредитов. Ни продажа займов, ни их уступка не являются деятельностью, закрепленной за поднадзорными субъектами уполномоченного органа. Таким образом, для приобретения/продажи неработающих кредитов в Испании не требуется специальное разрешение.
Законодательство Германии не устанавливает каких-либо требований к приобретателю займа. Однако само кредитование и обслуживание займов являются регулируемыми (лицензируемыми) видами деятельности в этой стране. Следовательно, любой покупатель неработающих кредитов должен либо получить соответствующее разрешение, либо совершить покупку через местную организацию, имеющую на это соответствующее разрешение.
В части расширение деятельности коллекторских агентств в качестве «сервисной компании» в Европейском союзе в соответствии с видением ЕС ключевым фактором для снижения уровня неработающих кредитов банков является наличие эффективного вторичного рынка неработающих кредитов, позволяющего банкам легко переводить неработающие кредиты со своих балансов на баланс инвесторов. Поскольку на практике инвесторы, как правило, делегируют управление и взыскание задолженности по неработающим кредитам третьим лицам, ЕС также стремится стимулировать рынок сервисных компаний, обслуживающих займы, в том числе на трансграничной основе.
В результате предпринятых мер предполагается снизить оценочный размер стрессовых активов по банковской системе с 2,5 трлн тенге до 0,8 трлн тенге за пять лет после принятия закона, отмечает казахстанский финрегулятор.