Эксперты выступают за реализацию проекта LRT.
Накануне аким столицы Алтай Кульгинов сообщил о намерении завершить строительство LRT. Это наиболее оптимальное решение по многострадальному проекту. Почему он так важен для развития города и какую пользу принесет жителям, корреспонденту Liter.kz рассказали эксперты-урбанисты.
Алтай Кульгинов в интервью нескольким СМИ озвучил варианты, которые рассматривались в качестве возможного решения дальнейшей судьбы проекта LRT. Так, за завершение строительства выступал 51%, реализацию в ином формате – 42% и демонтаж – 7%.
Относительно последнего, чтобы снести более 500 опор, каждая из которых весит около 220 тонн, и расчистить территорию понадобилось бы почти 20 миллиардов тенге. Что будет неэффективно, учитывая то, сколько уже было затрачено.
Вариант использования объекта протяженностью 22 км в качестве общественного пространства тоже оказался нецелесообразным и непрактичным. Учитывая природно-климатические условия, оно бы использовалось только в летнее время.
Опоры предлагали использовать и для передвижения альтернативного вида транспорта, однако это небезопасно, поскольку изначально они возводились для передвижения легкорельсового транспорта.
Так, остановились на том, чтобы достроить проект в том виде, в котором задумывался, но с некоторыми корректировками. Количество станций сократится с 18 до 8, из 19 подвижных составов останутся пять.
Многие эксперты высказываются о правильности такого решения. По словам руководителя Центра урбанистики Нур-Султана Елнара Базыкена, с каждым годом в столице все острее ощущается проблема с заторами на дорогах, поэтому крайне важно развивать альтернативные виды транспорта.
У нас количество транспортных средств растет в геометрической прогрессии. Ежегодно в городе прибавляется в среднем по 30 тысяч автомобилей. Мы сталкиваемся с заторами, особенно в часы пик. На левом берегу бывает, кто-то не может выехать даже со двора. Нам нужно смотреть на проект LRT в долгосрочной перспективе, не на сегодня, а на 30-40 лет наперед. Мы начали разработку комплексной транспортной модели города, которая будет вести аналитику текущей дорожно-уличной сети и в дальнейшем развивать общественный транспорт. В крупных городах всегда внедряют альтернативные виды общественного транспорта, помимо автобусов. Мировой опыт показывает, что легкорельсовые, многорельсовые трамвайные связи помогают городам ослабить тиски дорожных пробок, - утверждает Елнар Базыкен.
По его словам, заявленными восемью станциями проект, возможно, не ограничится, и постепенно к первой ветке будут присоединяться и другие пункты. Он считает, что даже тот маршрут, который планируется запустить, будет весьма удобным для горожан.
Наш левый берег серьезно уплотняется, у нас высоки темпы строительства жилья и миграции. Сегодня в Нур-Султан ежегодно мигрируют до 55 тысяч человек со всех других регионов, поэтому важно развивать городскую мобильность. Сейчас в планах построить только первую линию, чтобы связать левый и правый берега. Некоторые утверждают, что маршрут непопулярен, но с этим можно поспорить. На аллее тысячелетия практически по плотности будет целый город. Новый район соединят с мечетью, Мегой и другими объектами. То есть можно будет за небольшой интервал времени добраться до знаковых мест, - поделился глава столичного центра урбанистики.
Урбанист утверждает, что, как и у Московского метрополитена, у столичного LRT со временем появится несколько веток. К примеру, одна из них, возможно, соединит город с Косшы. Безусловно, это не значит, что все горожане сразу пересядут на наземное метро, но это позволит модернизировать городскую мобильность.
Есть и другая сторона вопроса – имидж.
Крайне важно закончить проект, потому что любой долгострой – это признак непрофессионализма. Поэтому проект надо довести до завершения. Мировая аудитория тоже следит за процессом решения этого вопроса. Мы изучали и опыт других стран, в Милане, к примеру, тоже были непопулярные ветки, но в процессе развития города, наоборот, они стимулировали экономику, туда пришли застройщики, наладили инфраструктуру, - приводит пример эксперт.
Он утверждает, что перспектива у LRT в столице очень большая, пик популярности этого вида транспорта у астанчан он прогнозирует к 30-м годам.
Что касается тарифов, предметно этот вопрос пока не обсуждался и точные расчеты не велись. Однако Елнар Базыкен уверяет, что легкорельсовые маршруты будут доступными и недорогими, возможно, стоимость проезда окажется немного выше, чем в автобусах.
Думаю, к моменту запуска будет единая система оплаты. Возможно, разработают общий абонемент на велошеринг, автобусы и LRT. Отмечу, что во всем мире LRT является дотационным проектом, субсидируемым государством. Никогда они не окупались, но от них идет мультипликативный эффект на всю экономику города. Кто-то открывает у станций заведения, магазины, другие объекты бизнеса из-за потока населения, это все стимулирует экономику. Многие высказываются, что проект неокупаемый. Но во всем мире он такой. Эти проекты нужны городу и жителям, чтобы развивать мобильность. Повторюсь, все эксперты подтверждают, что крайне важно этот проект завершить, - настаивает Елнар Базыкен.
Урбанист и независимый эксперт в области пространственного развития Асхат Садуов тоже поддерживает решение о продолжении строительства LRT в Нур-Султане. Он утверждает, что во многих развитых городах есть шаттлы, связывающие аэропорт с центром города. Такой аэроэкспресс появится и в нашей столице после завершения реализации проекта.
В целом считаю инфраструктурный проект LRT очередной точкой развития для города. Если говорить про саму ветку, то моя позиция была и есть в том, что необходимо связать город Косшы с центром столицы через кольцевую, это снимет большую нагрузку с улично-дорожной сети. Потому что у нас наблюдается большой поток движения именно в том направлении. К тому же город будет только развиваться, сегодня там уже проживает порядка 75 тысяч людей. И эта агломерация так называемая, между столицей и Косшы будет усиливаться, и эта связь дала бы развитие обоим городам, - говорит специалист.
Урбанисты в один голос твердят, что достраивать LRT важно и нужно, это наиболее оптимальный вариант в сложившихся условиях. Проект необходим для развития мобильности и транспортной инфраструктуры, еще одним положительным эффектом его реализации станет экономический рост для города.