Тарифы на поддержку региональных СМИ будут повышены

Редакция Liter.kz

Министерство информации и общественного развития РК увеличит финансовую поддержку региональных СМИ. Об этом заявил глава ведомства Дархан Кыдырали на Форуме региональных печатных изданий РК. В работе форума участвовали свыше 200 делегатов из разных регионов страны. С приветственным словом к участникам форума обратились заместитель премьер-министра РК Алтай Кульгинов и министр информации и общественного развития РК Дархан Кыдырали.

Известно, что сегодня снизились тиражи газет и журналов, и читатели получают информацию в основном из интернет-ресурсов. В результате многие издания были вынуждены либо прекратить свою работу, либо резко сократить количество тиражей, — сказал Дархан Кыдырали. — Особенно во время пандемии традиционные издания претерпели серьезные изменения. Эти трудности не обошли стороной и региональные издания. Некоторые СМИ стали частными, так, в районах 159 газет перешли в частные руки. Но мы готовы поддержать всех, не разделяя региональные издания на частные или государственные.

Министр напомнил о том, что в ведомстве прошло обсуждение информационной доктрины и приступили к разработке Концепции развития информационной отрасли на 2023–2030 годы. Он также сообщил, что возглавляемое им министерство планирует увеличить тарифы на поддержку региональных СМИ.

Мы пересматриваем механизм и правила финансирования региональных изданий, — сказал Дархан Кыдырали. — Мы заинтересованы в упрощении требований государственного заказа в СМИ. В частности, известно, что тарифы на поддержку региональных СМИ не менялись с 2019 года. В связи с этим мы планируем увеличить тарифы. Данные меры позволят сформировать региональный государственный информационный заказ. Мы также надеемся, что это придаст новый импульс и окажет положительное влияние на местные СМИ.

Однако есть и положительная динамика в развитии отрасли. Так, вице-премьер Алтай Кульгинов заметил в своем выступлении, что если в 2016 году в Казахстане было зарегистрировано около двух тысяч СМИ, то сегодня их количество составляет более пяти тысяч. Из них 70% — это печатные издания и газеты.

Это свидетельствует об увеличении потенциала развития медиаотрасли и ее значительных перспективах. Для дальнейшего развития потенциала отечественных медиа перед нами стоят масштабные задачи, — считает вице-премьер.

В своей предвыборной программе Глава государства дал конкретные поручения и поставил задачи по улучшению информационной политики, молодежной политики, инструментов связи с гражданским обществом в стране. В этой связи, говоря о вопросах региональных СМИ по увеличению количества читателей и тиража изданий, финансированию и техническому обновлению, своевременной доставке и улучшению условий региональных СМИ, министерству необходимо работать совместно с местными исполнительными органами.

По словам Алтая Кульгинова, в каждом регионе необходимо разработать формат эффективного проведения государственной информационной политики с учетом специфических региональных особенностей изданий.
Вице-премьер обратил внимание и на проблемы журналистов во взаимоотношении с чиновниками. По его словам, нужно обучать государственных служащих уметь работать с представителями СМИ.

Сейчас много критики в адрес государственных служащих. Ответственность госслужащего большая. Тем не менее есть такое понятие, как оперативный ответ на запросы, поступающие от журналистов. Особенно, когда возникают вопросы, волнующие общество, в первую очередь, своевременно должна быть доведена до населения не ложная информация, а достоверная государственная позиция, — заявил Алтай Кульгинов. — А этику должны соблюдать все, в том числе и журналисты. Нам, вероятно, нужно обучать государственных служащих работать с информационным медиапространством.

Еще один вопрос — безопасность отечественного медиапространства. Должна быть проведена системная работа для защиты населения от фейковой информации, наносящей вред стране, обратился Алтай Кульгинов к медиасообществу.
Бурное развитие средств массовых коммуникаций и особенно различных онлайн-платформ и мессенджеров предоставляют пользователям возможность получать оперативную информацию в режиме онлайн. Однако думаю, что многие согласятся: в постинформационной эре негативную роль стал играть стремительный рост различного рода фейковой информации и откровенной дезинформации. Поэтому для всех нас очевидным является тот факт, что традиционные СМИ соблюдают такие незыблемые принципы, как достоверность, содержательность и объективность публикуемого контента, считает вице-премьер.

В этом ключе мы готовы и дальше оказывать всяческую поддержку региональным журналам и газетам. Нам следует всегда осознавать огромную роль печатных изданий в формировании принципов интеллектуальной нации. Именно газеты и журналы наряду с литературными изданиями прививают любовь к чтению с самого детства. Культ читающей нации, на наш взгляд, является неотъемлемым элементом в формировании интеллектуального кода любой страны. Несомненно, нам всем следует помнить об этом, — подчеркнул Алтай Кульгинов.

На форуме много говорили о низкой конкурентоспособности газетных редакций в регионах. Да, сайты изданий являются, прежде всего, новостными ресурсами, но все еще не диалоговыми площадками, нишевыми социальными проектами и своими "комьюнити", центрами локальных социальных связей. Ведение читательских блогов, попытки собрать региональных "лидеров мнений", создать из читательской аудитории экспертное сообщество — эти инструменты, эффективные в среде новых медиа, остаются невостребованными традиционной периодикой, к которой относятся региональные так называемые "газеты власти". Их аудитория оказывается рассредоточенной на разных медийных платформах и лишена возможности диалога и обмена контентом.

Сегодня выигрывают те редакции, которые активно перенимают принцип конвергенции традиционных и новых медиа. В таких редакциях сайты газеты агрегируют оригинальный мультимедийный контент (текстовые, фото- и видеоматериалы), новостную ленту в режиме реального времени, ссылки на сайты всех государственных структур и изданий области. Интерактивность аудитории реализуется в таких форматах и сервисах, как комментирование материалов печатной версии и указания на ошибки, обсуждение рейтинга самых читаемых публикаций, определение "журналиста месяца", читательские блоги. 

На панельных сессиях форума эксперты также обсуждали такие важные вопросы, как влияние и статус журналиста в обществе, методы рекламы и монетизации социальных сетей, подписные кампании на газеты, формирование детского контента в печатных СМИ. 

Жазира Жаким, Астана

Новости партнеров