Точка кипения

Оксана Лысенко

Осень хоть и чудесное время года, воспеваемое поэтами, но не самое простое в психологическом плане. И не случайно именно в это время года во Всемирном календаре обозначены сразу две даты, связанные с душевной хворью: это Всемирный день предотвращения самоубийств, который ежегодно отмечают 10 сентября и День психического здоровья, 10 октября. Праздничными эти дни считать вряд ли уместно – тема довольно безрадостная, однако они выполняют важную просветительскую миссию. ЛИТЕР присоединился к миссии просвещения. Но, чтобы не распыляться по теме, мы затронули самую уязвимую в плане психического равновесия категорию подростков.

Так уж сложилось, что именно подростки – та категория граждан, благодаря которой Казахстан занимает лидирующие позиции в мировом антирейтинге по самоубийствам. И хотя ситуация, к счастью, в последние годы начала меняться в лучшую сторону, актуальности она все же не потеряла. Как не допустить появления у взрослеющих детей мыслей о самоубийстве, и в чем секрет построения доверительных отношений между родителями и детьми, рассказала в интервью ЛИТЕРу магистр психологии, специалист по подростковому суициду Светлана Богатырева.

– В прошлом году Казахстану удалось «вырваться» из тройки лидеров по подростковому суициду, заняв 12-ое место в мире. Прошел год, удалось ли продолжить тенденцию на сокращение количеств суицидов среди подростков?

– Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, количество подростковых суицидов на данный момент по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 28 процентов, а суицидальных попыток – на 9 процентов. Это хорошая тенденция, но нам необходимо продолжать работу в данном направлении.

– Как вы считаете, почему казахстанские подростки чаще своих сверстников из многих других стран мира решаются свести счеты с жизнью?

– Подростковый суицид – это проблема очень сложная и комплексная, на нее влияют много факторов. Мы, как некоммерческая организация, занимаемся одним из таких факторов, а именно – влиянием семьи, воспитания родителей. В своих исследованиях мы выявили, что во многих казахстанских семьях очень жесткая культура воспитания, можно сказать авторитарная. Родители редко учитывают мнение детей в важных вопросах, касающихся их жизни (например, выбор профессии). Они диктуют им свой выбор или же, наоборот, мало интересуются внутренним миром и эмоциями самого подростка из-за постоянной занятости. Там, где семья могла бы быть последней точкой опоры, за которую можно было бы зацепиться, подросток часто встречает холодную неприступную скалу или пустоту.

Конечно, кроме отношений в семье существуют и другие факторы – подросток может сталкиваться с насилием и травлей в среде сверстников, например, в школе. Это возраст сильных эмоциональных переживаний от первой влюбленности, которая редко бывает взаимной. Подросток может не уметь выстраивать свое будущее, не видеть в нем перспектив, чувствовать одиночество и бессмысленность. Наконец, у него может быть такое заболевание, как клиническая депрессия. Со всем этим мы также работаем.

– В каком обычно возрасте начинают возникать проблемы переходного возраста? И как родителям не упустить опасный момент, когда без помощи специалиста уже не обойтись?

– Именно для суицида критическим является возраст после 16 лет, хотя встречаются и случаи среди детей более младшего возраста. Родителям важно быть в контакте со своим подростком, наблюдать за переменами в его поведении, знать его друзей, чем увлекается, проводить вместе время, обсуждать что-то помимо учебы. И тогда критический момент будет проще заметить. Тревожными признаками являются потеря аппетита, изменение режима сна, изменение фона настроения, замкнутость. У подростков бывает импульсивный суицид, когда они остро реагируют на какую-то ситуацию, но тогда подросток во многих ситуациях проявляет это качество, и родителям нужно быть готовым, зная, что ребенок очень чувствительный, попытаться оградить его от острых стрессов. В основном же суицид планируют заранее, начинают раздавать вещи, встречаться с тем, с кем давно не виделись, как бы прощаясь, писать об этом прямо или намеками в социальных сетях. Поэтому родителям хорошо бы подружиться с ребенком в социальной сети, с реального аккаунта или даже с вымышленного, чтобы держать руку на пульсе.

– Как вы считаете, изменилось отношение казахстанцев к психологам, прошла ли боязнь, идти к специалисту, стыд? И насколько сейчас распространена практика обращения казахстанских родителей, за решением проблем своего подросшего чада к психологам?

– В последнее время к психологам обращаются все чаще, и это радует. Это вообще-то такая же полезная и нужная для людей помощь, как, допустим, врачи или, скажем, парикмахер. И очень важно, чтобы люди осознавали, что, если у них возникают проблемы, то ситуация не безвыходная, и помощь можно найти. Вместе с тем у некоторых все еще есть определенные стереотипы, есть такие, которые рассуждают следующим образом: «справятся сами», «раньше без психологов обходились» и «я нормальный, а не псих». Мы стараемся бороться с такими стереотипами, ведь они из серии «раньше и в поле рожали». На дворе ХХІ век, и профессия «психолог» появилась именно потому, что у людей появился запрос, необходимость в помощи такого рода. Психологи помогают улучшить качество жизни и решить те проблемы, которые мешают быть счастливыми и проживать свою жизнь во всей ее полноте.

Другой вопрос, что услуги психологов сегодня не всем по карману. Для специалистов это оправдано, так как много ресурсов приходится вкладывать в то, чтобы оказывать помощь на должном уровне. А вот, например, наш проект TEENS повышает квалификацию школьных психологов бесплатно, чтобы их работа в школах становилась качественнее и была доступна тем родителям, кто не может себе позволить работу с частнопрактикующим специалистом.

Также недавно мы выпустили бесплатный онлайн-курс «Психология подростков» для родителей и педагогов» (www.stepik.org). Мы убеждены в том, что, зная основы психологии, многие родители и сами могут помогать своим подросткам, не прибегая к помощи профессионального психолога.

– С какими проблемами чаще всего приходят к вам родители подростков?

– Чаще всего с проблемами непонимания: ребенок изменился, стал закрытым, более грубым, не хочет выполнять обязанности по дому, потерял интерес к учебе. Бывают запросы и на работу с эмоциональной сферой, когда ребенок стал всего бояться или у него все время подавленное настроение.

Сами подростки тоже говорят о проблемах во взаимоотношениях с родителями, что родители их как-будто не слышат. Тяжело переживают отторжение родителей, крики, критику. Подросткам в этом возрасте очень необходимо место, где бы их принимали и слушали. Если этого они не находят в семье, то ищут в среде сверстников, в различных группах в социальных сетях. Поэтому для подростков мы проводим группы, где они могут выговориться, и это им зачастую очень помогает. Скоро планируем запустить проект, где будет онлайн-площадка для такого общения, что актуально как раз во время карантина и дистанционного обучения.

– И вот, кстати, в режиме самоизоляции во многих семьях обострились отношения, в том числе там, где есть дети подросткового возраста. Большой ложкой дегтя в бочке меда стал переход обучения в дистанционный формат. Ваш совет, как вести себя с ребенком-подростком, чтобы спокойнее пережить кризисный период?

– Меньше требовать, больше настроиться на понимание. Всем сейчас нелегко, а подростки еще и получают двойную нагрузку от обучения онлайн. Вообще, подростковый возраст – кризисный период, но он не вечен. В этом возрасте ребенок превращается во взрослого, как бабочка из куколки. И родители должны для себя решить, чего они хотят – чтобы ребенок соответствовал всем их требованиям и ожиданиям или чтобы он вырос в уверенного самостоятельного взрослого? Если второе, то такую возможность нужно ему дать. И быть ему больше другом, чем родителем, и про поддержку, конечно, не забывать. Больше объяснять, меньше требовать, больше слушать, чем говорить.

– Светлана, а можно ли выделить симптомы психического расстройства? Как понять родителям, что является признаком психического расстройства, что просто можно отнести к поведенческому настроению, свойственному переходному возрасту, и которое со временем пройдет?

– Подростковый возраст – сложный с точки зрения того, что перестраивается гормональная система, и она начинает влиять на физиологию. Именно в подростковом возрасте проявляются впервые многие психические заболевания. Поэтому, если родители замечают в поведении своего подростка что-то, что их настораживает, сильно отличается от его обычного поведения и длится больше 2 недель или проявляется эпизодически, повторяется время от времени, лучше не заниматься самодиагностикой, а показаться хорошему психиатру. Если заболевание вовремя взять под контроль, прогнозы обычно хорошие.

Новости партнеров