Триллионы на плохие дороги: почему госпрограмма "Нұрлы жол" стала неэффективной

Какие недочеты выявили аудиторы?

Асель Ибадуллаева

Санкционный кризис и эскалация геополитических конфликтов в 2014 году сильно повлияли на экономику Казахстана. В результате выросли цены на товары, а покупательская способность населения снизилась. Для решения вопроса власти приняли две антикризисные программы "Нұрлы жол" и план нации "100 конкретных шагов". В авторской колонке журналиста Liter.kz "Госпрограммы простыми словами" мы разберем госпрограмму "Нұрлы жол", ее итоги и причину развала.

Цели и задачи программы

Государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" была рассчитана на 2015-2019 годы.

Цель программы – формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе, интеграция транспортной инфраструктуры в международную транспортную систему, реализация транзитного потенциала для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана.

Простыми словами, власти хотели сформировать современную транспортную инфраструктуру, через нее развить туризм, модернизировать системы тепло-, водоснабжения и водоотведения и повысить конкурентоспособность бизнеса.

За пять лет в правительстве хотели достичь следующих результатов:

- обеспечить рост ВВП на 8,7%;

- создать рабочие места на 392,9 тысячи человек;

- повысить рейтинг по качеству базовой инфраструктуры РК до 57 места;

- увеличить объем транзитных грузов по Казахстану до 18,1 млн тонн.

Первоначальный бюджет программы на реализацию всех этих индикаторов составил 7,6 трлн тенге. Необходимые средства были направлены из республиканского и местного бюджетов, Нацфонда, международных финансовых организаций, нацкомпаний и институтов развития, частных инвестиций.

Как обстояли дела с инфраструктурой страны?

Большая часть казахстанских автомобильных и железных дорог спроектирована и построена в советский период. Система этих дорог была направлена в основном на связь юга и севера страны, что стало причиной слабого развития транспортных коммуникаций с другими регионами. Кроме того, основными проблемами имеющейся транспортной инфраструктуры стали ее высокий износ и низкая пропускная способность. Так, износ казахстанских автомобильных дорог в 2014 году составил 33%, а все крупные города страны были связаны между собой некачественными дорожными путями.

При этом не все придорожные сервисные центры могли оказывать полный спектр услуг и соответствовать международным требованиям. Также в крупных городах наблюдалась низкая пропускная способность автовокзалов.

В ремонте нуждались не только автовокзалы и дороги, но и 60% сети железнодорожного полотна. Порядка 70% железных дорог не имели электрифицированных линий.

Также отмечалась высокая степень износа магистральной железнодорожной сети. Кроме того, объекты тепло, водоснабжения и водоотведения в регионах также не обновлялись на протяжении долгого времени, что приводило к ежегодным авариям и потопам.

Несмотря на все эти условия, в программе поставили довольно амбициозные цели и планировали решить все задачи за пятилетний период. Однако многие индикаторы так и остались на бумаге.

Отчет Счетного комитета

По итогам госаудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 1 437,8 млн тенге.

В том числе подлежат возмещению 526,6 млн тенге, восстановлению 911,2 млн тенге, некачественное планирование средств на сумму 65 995,2 млн тенге, неэффективное использование средств на сумму 16 161 млн тенге, сумма нарушений актов субъекта квазигосударственного сектора на сумму 282,2 млн тенге, 97 процедурных нарушений, – сообщили в комитете.

В 2016 и 2017 годах не достигнут целевой индикатор повышения в рейтинге Всемирного экономического форума по качеству базовой инфраструктуры.

Также по словам аудиторов, отчеты о реализации программы за 2015-2017 годы не содержат в себе информацию о влиянии невыполненных мероприятий на социально-экономическую ситуацию в регионе и стране; причин недостижения отдельных показателей прямых результатов, выводов и предложений, в том числе предложений по корректировке документа, об изменении действующего законодательства.

Показатели мероприятий не имеют количественной характеристики и не предусматривают динамику в сфере автодорожной отрасли, отражающие результативность и эффективность реализации программы "Нұрлы жол", – сказано в отчете.

Согласно информации, также не введены новые платные самоокупаемые автомобильные дороги, не утвержден план по внедрению системы взимания платы на автомобильных дорогах республиканского значения на 2018 год и другие периоды.

Установлено некачественное планирование бюджетных средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов в рамках программы, выразившееся в невыполнении первоначально заявленных объемов работ и услуг по бюджетным заявкам на 2015 и 2017 годы, в связи с чем произведено уменьшение плановых назначений по бюджетным программам 003 и 006 на общую сумму 65 995,2 млн тенге, – отметили аудиторы.

Не обеспечено софинансирование из местного бюджета Западно-Казахстанской области проекта “Реконструкция участка автодороги Бурлин – Аксай – Жымпиты” (участок 38-53 км), что приводит к дополнительной нагрузке на республиканский бюджет на сумму 195,8 млн тенге.

Что касается дорог, то многие из них не были использованы после ремонта, так как требовался дополнительный ремонт. К примеру, автодорога Уральск – Теплое – граница РФ (участок 5-33 км) стоимостью среднего ремонта на сумму 543,2 млн тенге после двух лет эксплуатации требует восстановления дорожного покрытия. Здание ДЭП-41 в селе Казталовка стоимостью 23,9 млн тенге, принятое в эксплуатацию в декабре 2017 года, не использовалось в течение трех лет.

Как итог, договоры на выполнение государственного задания не содержали конкретизированных результатов в разрезе участков автомобильных дорог, в связи с чем отсутствовала прозрачность использования бюджетных средств. Казахстанцы в некоторых регионах вынуждены были сами заменять протяженности участков автодорог, на которых не были выполнены работы. Результаты проведенного анкетирования Счетным комитетом показали недостаточную степень удовлетворенности населения состоянием автомобильных дорог.

Сейчас в республике осуществляется второй этап программы "Нұрлы жол". Несмотря на принимаемые меры по улучшению качества инфраструктуры, согласно исследованию Азиатского банка, Казахстан остается одним из худших в мире по качеству дорог.

 

Новости партнеров