Какие есть проблемы с разработкой проекта Строительного кодекса? Что нужно для их решения? Эффективно ли потратили бюджетные средства?
Подводя итоги парламентской сессии, спикер Мажилиса Ерлан Кошанов заявил, что недостатки в подготовке законопроектов со стороны правительства повторяются из года в год. Качество проектов остается низким, передает Liter.kz.
“Нормы недостаточно проработаны. Качество остается низким. Мы говорим об этом каждый год. Очевидным примером является проект Водного кодекса. Об этом говорят не только депутаты, но и эксперты. Схожая ситуация с проектом Строительного кодекса. Законопроект поступил в крайне “сыром” виде. Депутатам пришлось его дорабатывать и переписывать. Также вопрос, который требует особого внимания, – сроки внесения законопроектов, – подчеркнул председатель Мажилиса Ерлан Кошанов.
Наши журналисты с самого начала отслеживают непростые взаимоотношения депутатского корпуса и профессиональных сообществ с чиновниками из Комитета по делам строительства и ЖКХ Минпрома. С выходом парламентариев на каникулы в ней поставлено очередное многоточие.
Напомним, история разработки проекта Строительного кодекса и его презентация в Мажилисе сопровождались рядом скандалов. Большая часть депутатов сразу выступили с неприкрытой критикой в адрес правительства касательно качества поступившего в Парламент законопроекта. Весьма жестко свою позицию озвучили на площадках НПП “Атамекен” и строительные профессиональные ассоциации, которые призывали депутатский корпус вернуть проект кодекса на полную переработку в правительство. По их мнению, вместо решения насущных проблем бессистемной застройки городов и населенных пунктов страна получила документ сомнительного качества, скрывающего множество “троянских коней”.
“Проект Строительного кодекса получился узким отраслевым документом, а не полноценным Строительным кодексом для блага общества. Я говорил и писал об этом много раз. Взять хотя бы вопросы цифровизации или главу о долевом строительстве в проекте кодекса. Так, цифровизация и информационное сопровождение строительной деятельности были представлены разработчиком в лице Минпрома как одно из ключевых нововведений законопроекта. Однако вместо этого мы получили главу, состоящую всего из двух статей, содержащих общие нормы, дублирующие действующий Закон “Об информатизации”, – поделился своим видением происходящего на своей странице в Meta (Фейсбук) активный член рабочей группы, депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинұлы.
Благодаря активности депутатов в июне из проекта кодекса была полностью исключена глава о долевом строительстве. По мнению депутатов, глава была добавлена чиновниками просто для количества, чтобы показать, что Строительный кодекс состоит из 206 статей.
“Из проекта Строительного кодекса исключили целую главу о долевом строительстве по моей инициативе, соавторами выступили 20 депутатов Мажилиса. То есть под исключение попали 44 статьи из первоначальной версии правительства”, – рассказал мажилисмен.
Во многом это удалось сделать благодаря тому, что выяснилось, что другая рабочая группа Мажилиса рассматривает проект Закона РК “О долевом участии в жилищном строительстве”. И что документы практически полностью дублируют друг друга. Причем проект Закона “О долевом участии в жилищном строительстве” “зашел” в Мажилис раньше проекта Строительного кодекса. Разработчики не смогли объяснить мажилисменам такое совпадение и в итоге согласились на удаление главы из проекта СК.
“Госорганы привыкли работать по-старому, они все еще видят в Мажилисе депутатов, которые просто подписывают проекты законов, поступившие из правительства. Но со Строительным кодексом такое не пройдет. Среди нас много профессионалов, которые являлись субъектами госадминистрирования, являлись участниками строительного процесса. Узкие “хотелки” госорганов, которые мы увидели в проекте кодекса, это кабальные, односторонние решения, а так не должно быть”, – говорит Болатбек Нажметдинұлы.
Об этом свидетельствует и выступление спикера Мажилиса Ерлана Кошанова на закрытии парламентской сессии. Документ должен служить интересам казахстанского общества, а не отраслевому госоргану, обязан создавать благоприятные условия жизни и труда для жителей нашей страны и для профессиональной среды.
“Прав наш Спикер Мажилиса и не правы те, кто считает, что проект СК получился нормальным. Мои коллеги и я будем работать над тем, чтобы усилить многие позиции проекта кодекса. Многие вещи нам придется самим донести в законопроект. Я очень надеюсь, что это будут два разных документа: то, что к нам пришло из правительства, и то, что выйдет из стен Мажилиса”, – подчеркнул депутат.
О том, что разработчики в лице Комитета по делам строительства и ЖКХ Минпрома неэффективно потратили бюджетные средства на разработку Строительного кодекса, в своих депутатских запросах на имя премьер-министра страны и его замов говорили также члены парламентской фракции партии AMANAT. Если же учесть, что госорган в лице Минпрома умудрился потратить на разработку такого документа 363 млн тенге, удаление 44 статей из 206, содержащихся в документе (практически четверти (!) объема кодекса), ситуация смотрится еще более печально.
То, что проект СК получился узкопрофильным документом низкого качества, подтверждает и профессиональное сообщество: неприкрытое доминирование госорганов, которые взяли и “добавили” себе разрешительные функции, где-то ввели платные услуги для строительного сектора, где-то решили монополизировать рынок. Эксперты, архитекторы, НПП, другие общественные объединения не раз обращались в правительство страны с просьбой вернуть проект Строительного кодекса на доработку в Министерство промышленности и строительства РК. Увы, услышаны не были.
На днях Союз строителей Казахстана запустил новую петицию.
“Мы, Республиканское объединение юридических лиц “Союз строителей Казахстана”, выступаем за возвращение кодекса на доработку уполномоченному органу – Министерству промышленности и строительства РК, так как для этого имеются все основания”, – говорится в заявлении ССК.
По мнению профессионального сообщества, для развития отрасли документ нуждается в кардинальных изменениях и удалении пробелов в законодательстве. Сделать это силами депутатов практически невозможно.
“Республиканское объединение юридических лиц “Союз строителей Казахстана” выражает общее консолидированное мнение своих членов по возвращению проекта Строительного кодекса на доработку Министерству промышленности и строительства РК в целях детальной доработки с привлечением экспертов сообщества в области градостроительства, архитектуры и нормотворчества”, – говорится в петиции.
До сих пор руководству правительства удавалось игнорировать мнение и давление общественности. Признает ли премьер-министр допущенные его подчиненными ошибки на этот раз? Покажет лето.
Жазира Жаким