Цифровая инклюзия: депутаты недовольны скоростью Интернета в Казахстане
Казахстан по скорости Интернета занимает 85 место в мире.
Депутат Мажилиса от фракции AMANAT Екатерина Смышляева подняла вопрос качества Интернета в Казахстане на правительственном часе. По ее словам, планы и задачи, поставленные профильным министерством, так и не осуществились, а показатели остались прежними, передает Liter.kz.
Сначала депутат отметила, что большинство государственных услуг в Казахстане перешли в цифровой формат, но к этим услугам необходим качественная связь.
Качественная связь - это намного больше чем звонок по телефону. Это прежде всего доступ к сотням и тысячам сервисов, как государственных, так и частных. Это в широком смысле вопросы безопасности граждан и продуктивности отраслей экономики. Вы помните наши правительственные часы по государственным услугам, по цифровизации налоговой сферы: большинство государственных, образовательных, финансовых и иных видов услуг, предоставляемых населению, активно переводятся в электронный формат. В этой сфере у нас действительно большие достижения. В международном индексе онлайн госуслуг Казахстан занимает восьмое место,- сказала Смышляева.
По ее словам, согласно глобального индекса Speed test Казахстан по скорости мобильного интернета занимает 85 место в мире.
По данным глобального индекса Speed test на сегодня Казахстан по параметру средней скорости мобильного интернета занимает 85 место в мире, ниже Гондураса и Уганды. По фиксированному широкополосному интернету 86 место (ниже Непала Эквадора Гайаны). Данные обновляются ежемесячно. Такой дисбаланс в “успехах” создает совершенно новую для нашего общества проблему – цифрового неравенства и цифровой инклюзии, - высказалась депутат.
При этом она отметила, что планы и задачи ставились профильным министерством ставились, но показатели остались прежними.
Были неверно поставлены задачи и индикаторы результата. Например, по проекту ГЧП-ВОЛС, БРК активно кредитовал наших операторов. Однако сегодня министр в своем докладе уже признал проблему «последней мили». Оператор дошел до населенного пункта, но не дошел до потребителя, до конкретного домохозяйства. Хочется надеется, что в новом национальном проекте целеполагание будет правильным. Считаю, что именно в части KPI проект должен быть обсужден на площадке Парламента, - считает Смышляева.
Кроме того, по мнению депутата, не было должного мониторинга на соответствие заявленных параметров связи реальным.
Поставщикам “верили на слово”. В настоящее время эта проблема решается благодаря работе регулятора – приобретено оборудование, оно было продемонстрировано на выставке. Разработана, по предложению депутатов, цифровая карта обеспечения связью, ее возможности коллеги тоже увидели. В помощь регулятору, рамках депутатской инициативы были приняты изменения в Административный кодекс в части увеличения штрафов и повышения ответственности операторов. Эту работу необходимо продолжать. Более того, как сегодня уже прозвучало, нужно включить в интерактивную карту социальные объекты и сделать ее доступной для всех граждан, - говорит народная избранница.
Вместе с тем, осложняет процесс высокий темп развития отрасли, растет потребление трафика.
Охват населенных пунктов необходимо непросто обеспечить «один раз и навсегда», но и постоянно наращивать возможности оборудования, обновлять его. В данном случае ставка министерства была сделана на новые технологии. Включая негеостационарные спутники SpaceX, OneWeb и так далее. Сейчас депутатский корпус совместно с министерством работаем над созданием правовых условий для работы иностранных спутниковых операторов. Мы должны обеспечить управляемость и безопасность таких технологий. Также обсуждается вопрос цены,- указывает мажилисвумен.
Не оставила без внимания депутат и достижениям Минцифры. К примеру, министерством проведена большая работа с Республиканским центром космической связи. В результате чего, казахстанские геостационарные спутники начали пилотный проект по обеспечению отдаленных сел Интернетом через спутниковые каналы.
10 сел в этом году, до 250 в следующем на действующих аппаратах. Современные модели геостационарных спутников позволяют сделать такую связь более качественной, поэтому считаем необходимым при изготовлении нового спутника, запланированного в ближайшее время, учесть этот аспект и инвестировать прежде всего в развитие отечественной спутниковой связи, - высказалась Смышляева.
Также было отмечено неадаптированное к новым технологиям законодательство, регулирующее работу отрасли. Екатерина Смышляева выделила несколько направлений в решении этого вопроса:
- Наделение компетенциями в области связи соответствующих государственных органов.
- Создание соответствующей инфраструктуры связи – это изменение СНИПов, внедрение новых категорий опор двойного назначения, регулирование порядка размещения опорно-мачтовых соединений, базовых станций в жилых домах, вдоль дорог и другое.
- Повышение роли государственного контроля, увеличение ответственности в области качества связи.
- Создание правовых условий для вхождения на рынок новых спутниковых и иных технологий.
- Демонополизация рынка связи и создание правовых условий для работы малых операторов.
- Противодействие мошенничеству.