Столичные отельеры просят Правительство не торопиться с BedTax.
По мнению представителей гостиничного бизнеса столицы, поспешность введения туристского сбора BedTax может неблагоприятно отразиться на репутации и привлекательности страны. О тонкостях введения туристского взноса в Казахстане корреспонденту ЛИТЕРа рассказала исполнительный директор Ассоциации "Центр развития городского туризма" Татьяна Верницкая.
— Татьяна Степановна, постановление Правительства РК об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы было принято еще в 2019 году. Почему именно сейчас оно вызвало активное обсуждение в профессиональной среде?
— Камнем преткновения как раз и стал туристский взнос. В упомянутом документе в качестве возможного источника пополнения бюджета для финансирования продвижения страны за рубежом было предложено внедрить "туристский взнос иностранного туриста, реализуемого по принципам bedtax (туристский сбор)". В частности, в нем оговаривалось, что с иностранных туристов будет взиматься туристический взнос в размере фиксированной ставки в размере 30% от МРП. Но затем, как вы знаете, случилась пандемия. В 2021 году в профильное законодательство было введено понятие "туристский взнос", и уже в ноябре того же года вышло следующее постановление Правительства РК "Об утверждении Правил уплаты туристского взноса для иностранцев", в котором вместо ранее упомянутой фиксированной ставки был определен размер туристского взноса в размере от 1 до 5% от стоимости пребывания в отеле.
Ввиду того, что ситуация на тот момент в стране и в отрасли оставалась достаточно сложной (экономика и отрасль только выходили из пандемии, а Казахстан одним из последних из государств Центральной Азии открыл границы и отменил ограничения), туристский взнос на 2022 год был обозначен на уровне 0-й ставки. Но уже с 1 января 2023 года, в зависимости от решений местных маслихатов, начал действовать 5%-ный туристский взнос, который и вызвал у представителей гостиничной отрасли массу вопросов и нареканий.
— С чем это связано, можно поподробнее?
— К сожалению, последнее постановление Правительства было принято без обсуждения с представителями профильного рынка. В результате сейчас, без заранее проведенной пилотной обкатки механизма туристского взноса, в реальных условиях бизнеса это вызывает массу вопросов у отечественных отельеров, которые говорят о том, что неотлаженные процессы увеличивают нагрузку на бизнес. К примеру, возникает непонимание, как правильно отражать туристский взнос в бухгалтерском и налоговом учете. Также вызывает нарекания и сам размер туристского сбора (5%), который не учитывает региональных объемов потока иностранных туристов в той или иной области Республики Казахстан.
Кроме того, размер туристского взноса также не учитывает такой важный фактор, как сезонность, когда гостиницы идут либо на повышение, либо на снижение стоимости за проживание.
К тому же оплата туристского взноса не предполагает выдачу фискального чека, поскольку он не является налоговым платежом, а это резонно вызывает вопросы у иностранных туристов, которые хотят точно знать, за что они платят деньги.
В дополнение ко всему отели вынуждены выделять дополнительные человеческие и материальные ресурсы для того, чтобы правильно вести расчет и начислять туристский взнос, отслеживая при этом предоставление всех необходимых подтверждающих документов. Вопросов у бизнеса, как видите, накопилось предостаточно. И это только малая, видимая часть айсберга.
— Каковы пути решения этой проблемы?
— Учитывая эти моменты, мы, ассоциация "Центр развития городского туризма", совместно с представителями столичных гостиниц и Национальной палаты предпринимателей (НПП) РК "Атамекен" просим Правительство и уполномоченный орган в лице Министерства культуры и спорта РК о продлении 0% ставки в текущем году. А за это время важно доработать все необходимые процессы, отладить и ввести соответствующий документооборот, определить статус данного платежа в отечественном налоговом законодательстве, провести "пилот" в нескольких городах, чтобы уже в 2024 году эффективно и полноценно реализовать механизм туристического сбора. Ну, и, что немаловажно, мы думаем, все же необходимо реализовать возможность направления туристских взносов исключительно на развитие сферы туризма в регионах.
Хочу подчеркнуть, что мы, как участники рынка, поддерживаем введение механизма туристского взноса, тем более что это общемировая практика, но рассчитываем на то, чтобы этот механизм был внедрен с учетом нашего мнения, обеспечен понятными процессами и простыми алгоритмами работы для бизнеса.
Литер выяснил мнения по этому вопросу представителей субъектов гостиничного бизнеса и НПП "Атамекен".
***
Серик Касенов,
эксперт департамента туризма НПП РК "Атамекен"
Самая главная проблема в этом вопросе — это отсутствие понимания процесса администрирования туристского взноса: как проводить BedTax через бухгалтерию так, чтобы это не вызывало вопросов у фискальных органов?
Еще одна проблема, которая требует разъяснения, связана с определением правового статуса иностранных граждан, прибывших в нашу страну. Дело в том, что иностранец, работающий в Казахстане, освобожден от уплаты туристского взноса.
Это говорит о том, что представителям отечественных гостиниц для правильного расчета и соблюдения фискальных требований необходимо будет дополнительно запрашивать у работающих иностранных граждан подтверждающие документы, чтобы освободить их от уплаты туристского взноса. В таких случаях Министерство культуры и спорта предлагает использовать в качестве подтверждения трудовой договор. Но это конфиденциальный документ, который клиент вправе не разглашать.
Вполне естественно, что такие дополнительные требования могут привести к отказу клиента от проживания, что в итоге приведет к потерям как в доходах самого отеля, так и в доходах государства в виде неуплаченного НДС. Не говоря уже о существенных репутационных рисках как для отелей, так и для страны.
Подобные новшества необходимо вводить продуманно, четко регламентировать каждый шаг, провести разъяснительную работу с администраторами отелей, чтобы они могли внятно и доступно донести суть новшеств до клиента.
Поэтому сейчас участники рынка, ассоциации, казахстанские отельеры и НПП, аккумулируют соответствующий запрос от отечественного бизнеса к Правительству и просят оставить на текущий 2023 год нулевую ставку, а за это время доработать эти правила, сделав их применимыми для предпринимателей. А во-вторых, после доработки внедрить пилотные проекты в двух ключевых городах — Астане и Алматы, и только после этого распространить этот опыт уже на всю территорию страны.
Мы очень надеемся, что Правительство услышит и учтет пожелания участников рынка, а обещание Министерства культуры и спорта о пересмотре действующих правил в 1 квартале, которое было озвучено на недавно организованной встрече, будет исполнено.
***
Гор Геворгян, руководитель отдела приема и размещения отеля Ramada by Wyndham (Астана):
Необходимо выработать конкретный, прозрачный и понятный механизм расчета туристского взноса для того, чтобы наши работники, встречающие иностранцев, могли внятно и доступно объяснить им механизм начисления туристского взноса и предоставить соответствующие подтверждающие документы об уплате туристского сбора.
Отдельно я бы хотел отметить то, что взнос не учитывает сезонный фактор заполняемости отелей. К примеру, уже в этом месяце установлена максимальная ставка — 5% сбора, хотя в этот, зимний период наплыва иностранных туристов в нашем отеле и городе не наблюдается. Мы очень надеемся, что Правительство услышит отельеров и предпримет соответствующие шаги, учитывающее мнение туристского бизнеса.
Эрик Сагир, Астана