Президент в Послании поручил до 2029 года провести качественную реконструкцию более четырех тысяч км автодорог.
В Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция – это “родовые болезни” данной отрасли. Поэтому следует принять конкретные меры уже до конца года. Президент Ассоциации автодорожников Казахстана Баглан Баймагамбетов рассказал Liter.kz, какие еще проблемы есть в сфере автомобильных дорог.
Акцент на развитии дорожной отрасли был сделан президентом своевременно, так как в данной сфере накопился ряд проблем, считает Баглан Баймагамбетов.
В Казахстане 96 тысяч километров дорог, из них 25 тысяч относятся к трассам республиканского значения. Глава государства в Послании поручил до 2029 года провести качественную реконструкцию более четырех тысяч километров автомобильных дорог. Выполнить поставленную задачу реально, у нас есть для этого ресурсы, строительные материалы почти в каждом регионе. Если в определенной области не хватает материалов, то их можно привести из соседнего региона, – говорит Баглан Баймагамбетов.
Баглан Баймагамбетов. Фото из личного архива
Если с количеством строительных материалов проблем не возникает, то не выдерживает критики битум, используемый при строительстве дорог.
Каменный материал, к примеру, у нас соответствует необходимым параметрам по прочности, обволакиваемости. Но битумная масса в последнее время не соответствует стандартам по морозостойкости, растяжимости, вязкости. Поэтому после сдачи дорожного полотна в эксплуатацию через два-три года дорога приходит в негодность. Появляется шелушение, вылетают каменные массы, появляются “пробелы”, – перечисляет проблемы эксперт.
Баглан Баймагамбетов считает, что Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт должен обратить внимание на качество битума.
Материал должен выдерживать температуру от -40 до +40. В реалиях нашего климата дорожная наука обязана идти не только в ногу со временем, но и опережать его, – уверен эксперт.
Кроме качества материала эксперт обозначил проблему кадрового голода. По его словам, за последние годы в Казахстане закрылись дорожные институты или они были совмещены со строительными.
Был рад, что президент объявил о создании Министерства транспорта. Новое ведомство сможет сосредоточиться на транспорте, так как ранее в составе Министерства индустрии и инфраструктурного развития было рассредоточено. Считаю, что министерство должно контролировать качество всех дорог Казахстана. Тогда как сейчас в его поле зрения только дороги республиканского значения, а остальные – под надзором областных, районных акиматов, – говорит Баглан Баймагамбетов.
По его мнению, в регионах контролировать дорожную сферу ставят чиновников, косвенно имеющих отношение к данной сфере. Из-за незнания они не могут предметно заниматься проблемами, в результате в дорожных полотнах появляются дефекты.
Также следует своевременно решать вопрос финансирования строительства дорог. Нередка ситуация, когда строители строят половину пути, а вторую половину оставляют, так как новых средств не выделили вовремя.
Эксперт остановился не только на проблемах, но и обратил внимание на достижениях в дорожной сфере.
В каждом регионе созданы центры качества дорожных активов, которые досконально проверяют качество построенных дорог. Только после одобрения инженеров подрядная организация получит оплату за работу. Но кроме поиска изъянов организация должна проводить консультационную работу с дорожниками, искать и внедрять передовые технологии. Нужно развивать образование, работать над кадрами, – считает Баглан Баймагамбетов.
Казахстан обладает большим потенциалом в плане развития автомобильных дорог. Так как страна является транзитной между государствами. К примеру, через Казахстан пролегает дорожная артерия “Западная Европа – Западный Китай”.
В дорожной сфере масса проблем, но есть и пути решения. Важно брать на вооружение передовой опыт. При активном участии руководства страны дорожная система встанет на ноги, – резюмировал Баглан Баймагамбетов.