Именно так можно охарактеризовать движение логично Нового, Справедливого Казахстана к реальному утверждению себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
В этом процессе, безусловно, принципиальное место занимает кардинальное реформирование правовой системы общества и государства, составными элементами которой традиционно выступают правовая идеология, право (законодательство), юридическая практика.
В контексте изложенного важнейшие контуры правовой идеологии довольно четко выражены в нормах Конституции, Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (утверждена Указом Президента РК от 15 октября 2021 года), а также в ежегодных Посланиях (обращениях) Главы государства народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики.
Право (законодательство) страны представлено совокупностью находящихся в постоянном движении действующих правовых актов, принимаемых, в пределах компетенции, Президентом, Парламентом, Правительством, Верховным судом, Конституционным судом, Генеральным прокурором, Уполномоченным по правам человека, то есть определенными Конституцией субъектами права, которые обеспечивают эффективность правового регулирования важнейших общественных отношений, а также установление основополагающих принципов и норм, касающихся разных сфер деятельности общества и государства.
Юридическая практика и ее виды в зависимости от характера, субъектов, функций, как правило, характеризуется конкретной деятельностью по обеспечению прав и свобод граждан в обществе.
Важно отметить, что все без исключения Послания действующего Главы государства, как никогда прежде, содержат обстоятельные положения по вопросам деятельности правоохранительных органов, в части ликвидации преступности, как необходимого выражения качества жизни в государстве.
Краткий анализ того, что сделано по отдельным поручениям Главы государства компетентными государственными органами республики в этой области, показал постоянное и последовательное утверждение в общественной жизни, связанных между собою принципов законности, правопорядка и демократии.
Итак, в рамках Послания Главы государства от 2 сентября 2019 года "Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана", законами республики 2019 (27 декабря), 2020 (30 декабря), 2024 (15 апреля) годов существенно усилены наиболее жесткие формы государственного принуждения (уголовные наказания) в виде лишения свободы, направленные преимущественно на личность виновного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера, совершение развратных действий в отношении заведомо малолетней (малолетнего).
К примеру, изнасилование малолетней теперь влечет абсолютно определенное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
Не секрет, что объемы наркотизма в стране приобрели масштабы, угрожающие национальной безопасности государства. Решением этой проблемы глубоко озабочен Глава государства. В этой связи законы РК от 27 декабря 2019 года, от 1 июля 2022 года, от 3 января 2023 года не обошли стороной сферу криминального оборота наркотиков. Ими введены уголовно-наказуемые новые формы незаконного изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки для сбыта, пересылки либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также склонения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов. Например, должностным лицом с использованием служебного положения, посредством использования электронных информационных ресурсов, в общественном месте, неоднократно. К тому же, законом от 27 декабря 2019 года впервые предусмотрена уголовная ответственность с наказанием только в виде лишения свободы на определенные сроки за пропаганду или незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, прекурсоров.
Заботой об охране природных ресурсов государства следует рассматривать законодательные меры Главы государства (законы РК от 28 октября и 27 декабря 2019 года) в борьбе с браконьерством, которое приобрело масштабы организованной формы преступной деятельности. Так, законодательные решения по данному вопросу затронули такие преступления, как незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений и незаконная охота, в том числе с применением огнестрельного, пневматического, метательного, холодного оружия, других видов орудий добывания, собак, ловчих хищных птиц, верхового, гужевого транспорта, а равно незаконную охоту с применением взрывчатых устройств или иных средств массового уничтожения животных, авиа-, авто-, мототранспортных средств, в том числе снегоходной техники, либо маломерных судов. В этом сегменте уголовного закона объективно произошло введение новых квалифицирующих признаков уголовной ответственности и увеличение размеров, сроков основных видов уголовного наказания, например, в виде лишения свободы до 10 лет, а также установление, наряду с основным наказанием, дополнительных видов наказания, например, конфискации имущества.
Актуально, что законом РК от 26 ноября 2019 года в сфере правотворчества восстановлена научная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, целями которой являются выявление коррупциогенных норм, а также разработка рекомендаций, направленных на их устранение.
Вне всякого сомнения, что данное Послание стало началом серьезных преобразований в правоохранительной системе государства, включая противодействие разным формам организованной преступности, коррупции, теневой экономики, выводу капиталов, уходу от уплаты налогов.
Новые меры в продвижении полноценных правовых реформ в правоохранительной сфере предложены Президентом в Послании от 1 сентября 2020 года "Казахстан в новой реальности: время действий", которые в основном также реализованы.
Именно эту работу целенаправленно возглавила, предусмотренная Посланием, представительная Комиссия по реформе правоохранительной и судебной системы, образованная при Администрации Президента.
Прежде всего, на базе подразделений Администрации Президента и Министерства юстиции начата работа по обеспечению стабильности отраслей права криминального цикла (УК, УПК, УИК), начата и проводится основательная ревизия норм данных кодексов на их соответствие требованиям времени и эффективности.
В частности, на базе системного подхода ученых и практиков законодательно уточнены акценты в содержании основных функций уголовного процесса: обвинения, защиты от обвинения, разрешения уголовного дела по существу судом, профилактики уголовных правонарушений (законы РК от 27 декабря 2019 года, от 19 декабря 2020 года, от 2 июля 2021 года, от 27 декабря 2021 года, от 5 ноября 2022 года, от 3 января 2023 года).
Так, законом РК от 19 декабря 2020 года на прокуроров возложено согласование и утверждение основных процессуальных решений органов досудебного расследования по уголовным делам на предмет их законности и обоснованности. Эта новелла стала серьезной преградой от незаконного и необоснованного вовлечения наших граждан в орбиту уголовного процесса.
Одновременно серьезные сдвиги начались в области поднятия процессуального статуса адвокатов в уголовном процессе. Президент в этой части особо указал, что "важный критерий правового государства - беспристрастное и справедливое правосудие. Суд должен быть состязательным, а судья - свободным от стороны обвинения. Для этого необходимо обеспечить равенство адвоката и прокурора". В рамках выполнения его поручения 9 июня 2021 года принят закон РК, которым полномочия адвокатов (защитников) по уголовным делам претерпели существенные изменения, что позволило им получить полноценный доступ к материалам уголовного дела уже с момента начала досудебного расследования уголовного дела и на протяжении всего его производства.
В качестве очередного острого инструмента в борьбе с коррупцией в области уголовного правосудия стало введение в УК законами РК от 19 декабря 2020 года, от 11 июля 2022 года специальных составов преступлений, предусматривающих суровую уголовную ответственность должностных лиц правоохранительных органов и судей за различные виды коррупционных и иных правонарушений против интересов государственной службы и государственного управления (получение взятки, посредничество в даче взятки, дачу взятки, служебный подлог, бездействие по службе, отказ или уклонение сотрудника правоохранительного или специального государственного органа от исполнения обязанностей службы).
Более того, законом РК от 17 марта 2023 года после обстоятельной научно-правовой и законодательной работы приведена в соответствие с Конвенцией ООН против пыток от 10 декабря 1984 года статья 146 УК, которая в новой редакции стала именоваться "Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки".
Не осталась без внимания Президента критика Казахстана международным сообществом в части борьбы с разными формами торговли людьми, где сложились проблемы, требующие своего безотлагательного решения. На одну из них Президент указал прямо: "Правоохранительным органам предстоит улучшить процедуру расследований таких преступлений. Они должны строго наказываться в судебном порядке". Данное обстоятельство, надо полагать, также имел ввиду Глава государства, который ранее в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года также указывал, что "Нужно в срочном порядке ужесточить наказание за… торговлю людьми,..". Это мое поручение Парламенту и Правительству". В этом вопросе особо отмечу, что законом РК от 27 декабря 2019 года за все формы торговли людьми, в том числе несовершеннолетними, установлено исключительно и на длительные сроки лишение свободы, сопряженное с обязательной конфискацией имущества.
Отрадно, что в Сенате Парламента РК находится на рассмотрении Закон РК "О противодействии торговле людьми". Его принятие, вне всякого сомнения, существенно улучшит деятельность правоохранительных органов по противодействию торговле людьми и сделает преодоление проблемы итогом скоординированных действий государственных органов, институтов гражданского общества и населения.
Новый импульс правоохранительным реформам придало Послание Главы государства от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны".
Пожалуй, ядром Послания для отраслей права криминального цикла стала констатация полного законодательного отказа от применения смертной казни в качестве исключительной меры уголовного наказания. Проблемы "вечной", многовековой, исторической.
Так, 2 января 2021 года был принят закон РК, которым ратифицирован направленный против смертной казни Второй факультативный протокол ООН 1989 года к Международному Пакту о гражданских и политических правах ООН 1966 года.
29 декабря этого года законом РК из норм УК, УПК, УИК были исключены любые упоминания о смертной казни как исключительном виде уголовного наказания. Завершением данного процесса стало принятие закона РК от 8 июня 2022 года, которым была изменена норма п. 2 ст. 15 Конституции на следующую редакцию: "Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается".
Таким образом, Глава государства как символ и гарант незыблемости Конституции, прав и свобод граждан, опираясь на результаты республиканского референдума от 5 июня 2022 года, принял верное политическое, юридическое, глубоко нравственное решение о том, что каждый имеет право на жизнь как на одну из высших конституционных ценностей нашего государства.
В Послании Президент продолжает подчеркивать актуальность практической реализации таких важных тем, как укрепление защиты участников уголовного процесса с внедрением трехзвенной модели производства по уголовным делам, отсюда поэтапный и обоснованный переход прокуроров к составлению обвинительных актов по уголовным делам, направляемым в суды первой инстанции, уточнение организационно-правовых основ деятельности органов внутренних дел (компетенция, полномочия), в том числе повышение статуса участковых инспекторов полиции, масштабирование сервисной модели деятельности полиции в партнерстве с местными органами власти и управления, гражданским обществом, активизация борьбы с конкретными формами преступной деятельности (мошенничество, финансовые пирамиды, сексуальные преступления против детей, распространение наркотиков, разные формы коррупции, включая искоренение "бытовой" коррупции).
Отрадно отметить, что линия на поддержание надлежащего состояния правопорядка и борьбы с преступностью в стране проходит "красной нитью" в Послании Главы государства от 16 марта 2022 года "Новый Казахстан: путь обновления и модернизации".
Прежде всего это глубокая оценка предпосылок, причин, целей и задач "трагического января", обнародования в Парламенте в форме специальных слушаний результатов полного отчета правоохранительных органов об итогах расследования событий этого месяца, а также обеспечения транспарентности и демократичности следственного процесса в регионах страны по следам события.
Важное место в Послании занимает усиление правозащитных институтов государства, что в конечном итоге вылилось в образование в стране Конституционного суда, введение в круг субъектов обращения в этот суд граждан, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека (КЗРК от 5 ноября 2022 года), принятие отдельных конституционных законов РК "О прокуратуре" (КЗРК от 5 ноября 2022 года) и "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" (КЗРК от 5 ноября 2022 года).
В качестве других тем в Послании прозвучало поручение о целесообразности криминализации отдельных деяний (возложения уголовной ответственности как за уголовные правонарушения) в семейно-бытовой сфере (умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои), а также ужесточения уголовной ответственности за отдельные их виды (истязание), что в результате настойчивых усилий Главы государства воплощено в УК законом РК от 15 апреля 2024 года.
В качестве меры по демократизации судебной системы, повышению доверия к ней со стороны общества Президент периодически мотивировал необходимость продолжения законодательной работы по расширению и уточнению подсудности суда присяжных по уголовным делам (законы РК от 27 декабря 2019 года, от 30 декабря 2020 года, от 27 декабря 2021 года, от 29 декабря 2022 года).
Справедливое государство. Единая нация, Благополучное общество - таковы основные направления его Послания от 1 сентября 2022 года, в котором он прежде всего увязывает обеспечение верховенства права и качество отправления правосудия с необходимостью срочного обновления и оздоровления судейского корпуса и предлагает пакет конкретных мер в этом непростом вопросе.
Среди реализованных положений Послания в сфере правоохранительной деятельности можно выделить следующие: о единоразовой амнистии участников январских событий (ЗРК от 2 ноября 2022 года), об ужесточении наказания и исключении условно-досрочного освобождения за убийства и бандитские разборки (законы РК от 27 декабря 2019 года, от 19 декабря 2020 года, от 29 декабря 2021 года, от 27 июня 2022 года, от 17 марта 2023 года, от 15 апреля 2024 года), об ужесточении юридической ответственности за семейно-бытовое насилие (закон РК от 15 апреля 2014 года), о необходимости разработки и принятия Комплексного плана по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (утвержден постановлением Правительства РК от 29 июня 2023 года № 508), об усилении информационно-аналитической работы по выявлению и нейтрализации интернет- и телефонного мошенничества, повышении правовой и финансовой грамотности граждан.
В качестве отдельного поручения, связанного с проведением параллельных финансовых расследований на базе и потенциале Генеральной прокуратуры, АФМ, АПК, МВД, Глава государства потребовал последовательного наращивания усилий по вскрытию глубинных механизмов, поиску истинных организаторов коррупционных и теневых схем расхищения бюджетных средств и общенационального богатства, возвращению государству незаконно приобретенных активов (законы РК от 12 июля 2023 года).
В этом плане с принятием Конституционного закона РК "О прокуратуре" в составе Генеральной прокуратуры образовано и начало действовать ведомство по возврату активов. Ведомство органов прокуратуры по возврату активов от имени и в интересах государства осуществляет деятельность по возврату активов, включая международно-правовое сотрудничество, в соответствии с настоящим Конституционным законом и законодательством Республики Казахстан о возврате государству незаконно приобретенных активов. Проверка законности источников приобретения (происхождения) актива, проводимая ведомством органов прокуратуры по возврату активов, осуществляется по решению его руководителя в соответствии с Законом Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов".
Экономический курс Нового Казахстана, так определено Послание Главы государства от 1 сентября 2023 года. И даже в нем Президент нашел место архиважному и постоянно поднимаемому в его Посланиях вопросу, как состояние предпринимательского климата в стране. Здесь он нажимает на такие чувствительные для предпринимателей вопросы, как дальнейшая декриминализация экономических преступлений, а в отношении определенных УК - внедрение справедливого механизма определения пределов норм привлечения к уголовной ответственности. И завершает свои поручения тезисом о необходимости положить конец преследованиям предпринимателей правоохранительными органами.
Надо полагать, последнее его поручение адресовано органам прокуратуры, на которых непосредственно возложена Конституционным законом РК "О прокуратуре" защита и восстановление прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства по фактам вмешательства в их деятельность со стороны государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления, учреждений, их должностных лиц, иных организаций независимо от форм собственности.
В целом в этом направлении обстоятельная ревизия и коррекция норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства уже ведется Министерством юстиции.
Таким образом, фрагментарно усилия Главы государства в области правопорядка сосредоточены на следующих основных темах.
Тотальное обеспечение в обществе и государстве принципа верховенства Конституции и закона и, следовательно, эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.
Обязанность уважения и защиты прав человека и гражданина в ходе правоохранительной деятельности по отношению ко всем лицам, вне зависимости от их каких-либо признаков и различий. Запрет проведения пыток, а также применение силы только в случаях крайней необходимости.
Создание объективной системы правосудия, "государства судей", как точечного выражения идей Справедливого государства.
Постоянное и последовательное научное, правовое, организационное, необходимое и достаточное экономическое сопровождение процесса совершенствования деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, в том числе в направлении их эффективного взаимодействия между собою.
Логичная концентрация усилий правоохранительных органов в борьбе с особо опасными и организованными формами общеуголовной, экономической и коррупционной преступности.
Проведение целенаправленной и дублируемой органами, ведущими уголовный процесс, профилактической работы по материалам конкретных уголовных дел.
Выстраивание и поддержание реальных постоянных отношений партнерства и диалога между правоохранительными органами и гражданским обществом в сфере поддержания правопорядка и борьбы с преступностью.
Марат КОГАМОВ,
доктор юридических наук¸ профессор,
почетный юрист РК
(Астана, MNU)