Пандемия повлияла на все сферы жизни казахстанцев, особенно на систему образования. Эксперты поделились с редакцией Liter.kz своим мнением об итогах года и ожиданиями на ближайшее будущее.
В марте 2020 года казахстанские вузы перешли на дистанционное обучение. В начале апреля к ним присоединились и школы. Ученики, учителя и родители сразу же столкнулись с несколькими ключевыми проблемами:
кризис коммуникаций;
медленный Интернет (или вообще отсутствующий);
технические шероховатости на образовательных платформах.
Эксперты полагают, что дистанционка обнажила структурные проблемы в казахстанской системе образования.
Консультант BTS-Education Бауыржан Абуов считает, что пандемия стала стресс-тестом для отечественной системы образования. То, что должно было естественным путем наступить через некоторое время, пришлось экстренно внедрять в 2020 году.
«Ни один учитель не может быть настолько хорошим, чтобы полностью воспроизвести какую-либо образовательную программу. Министерство может принять решение, чтобы один раз централизованно подготовить контент по какой-либо теме и транслировать его ученикам. Тогда у учителей будет больше времени, чтобы уделить внимание каждому ученику», – сказал Бауыржан Абуов.
Он отметил и проблемы с Интернетом, с которыми столкнулись практически все учащиеся. Это коснулось даже тех, кто живет в центре Нур-Султана.
«Эти хваленые платформы для дистанционного обучения на самом деле далеко не лучшего качества. Их ведь мало кто использовал. В основном люди пользовались WhatsApp. Педагоги не смогли использовать все возможности онлайн-платформ. К примеру, можно было бы ввести вопросы в Google-форме, чтобы ученики отвечали именно там. Тогда сразу видно, кто где ошибся», – добавил эксперт.
Он отметил, что казахстанские вузы тоже не справились с давлением. В результате немало абитуриентов стали всерьез думать о том, что поступать заграницу на дистанционку, нежели учиться в вузах Казахстана. И первое, и другое все равно проходит в удаленной форме.
«Есть даже случаи, когда молодые семьи уезжают в другие страны, чтобы их дети учились там в школах в традиционном формате», – рассказал собеседник Liter.kz.
Депутат Мажилиса Ирина Смирнова заявила, что дистанционное обучение резко снизило качество образования. Во-первых, педагог не может удаленно понять, как ученик усвоил новый материал. Во-вторых, теряется актуальность оценки: непонятно, ученик сам сделал задание, ему помогли родители, или он подсмотрел ответы в Интернете.
«Следующей опасностью дистанционного обучения является удар по здоровью ученика. Как помним, до пандемии были нормы пользования компьютером. Это было от 15 минут в день до 1,5 часа, как экстремальное допущение. Теперь же ребенок в Сети может быть по пять и более часов. Хорошо, если компьютер качественный. А если нет? Конечно, происходит потеря зрения, появляется сутулость, легкие страдают от скрюченного состояния, и так далее. Не знаю, с какими жалобами в скором времени начнут обращаться к медикам наши дети. Но то, что урон здоровью нанесен, - это несомненно», – поделилась мнением Ирина Смирнова.
Особенно депутат переживает за детей из неблагополучных семей: нет четкого понимания того, что они делали почти весь 2020 год. Они вообще учились? Они где жили все это время?
Смирнова, к слову, отметила и некоторые моменты, которые охарактеризовала позитивными.
«Это доступ к новым образовательным ресурсам, кроме школьных уроков. Некоторые учителя размещают свои уроки в Интернете: это самостоятельность части учеников - в поиске необходимой информации. Произошло повышение общей IT-грамотности населения. И, конечно, многие поняли ценность учителя и трудность его профессии. Кроме того, учителя тоже стали меняться, так как любой урок теперь у него открытый», – отметила собеседник Liter.kz.
Школьный учитель из Кокшетау Анара Хамзина (имя изменено) считает, что пандемия наглядно показала, что нужно омолаживать преподавательский состав.
«Среди педагогов огромное количество людей предпенсионного возраста. Они всю жизнь работали в традиционном формате обучения, а молодое поколение педагогов уже до пандемии было знакомо с различными онлайн-платформами, они использовали Интернет как инструмент обучения. К сожалению, старшее поколение педагогов не пользуется этим, для них было сложно переформатироваться во время дистанционки», – призналась педагог.
С учетом всего этого, кстати, госорганы сделали все возможное для успешного внедрения онлайн-образования. К исключениям можно отнести только два фактора – интернет-соединение и привлечение молодых специалистов.
«Вот этим в следующем году и должны заняться ответственные госорганы. В городах мы сталкиваемся с плохим Интернетом, во многих селах его нет вообще. Есть села, где нет даже мобильной связи, а ведь местным детям тоже нужен доступ ко всем онлайн-платформам. Что касается омоложения преподавательского состава, то Министерство образования внедряет различные механизмы для этого. Думаю, результаты мы удивим только лет через лет минимум», – добавила учитель.
Напомним, в третьей четверти учебного года для учащихся выпускных классов (9, 11 и 12 классы) будет предусмотрено комбинированное обучение, когда по 70% предметов будут преподавать в традиционном формате, а по 30% – дистанционно. Все, конечно, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Для восполнения потерь в знаниях школьников во внеурочное время планируется организовать индивидуальные консультации в группах не более пяти человек. Комбинированное обучение также внедряется со второго семестра для студентов первых курсов вузов и колледжей.