Успешный учитель – тот, кто постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство

Редакция "Литер"

Гостиная "Литера" уверенно выходит на международный уровень. Все чаще гостями редакции становятся представители разных стран. На этот раз уютное чаепитие прошло в компании гостя из Страны восходящего солнца.

Эксперт в области Lesson Study, старший исследователь Национального института образовательной политики Тошиа Чичибу прибыл из Японии специально для участия в работе Первой национальной конференции Центра педагогического мастерства NIS "Lesson Study: от рефлексивной практики к устойчивому лидерству".  Более 500 преподавателей из всех регионов страны, зарубежные ученые, международные эксперты – география конференции была достаточно обширной, а график участников насыщенным.

Однако нам удалось во время небольшого перерыва пригласить в Гостиную "Литера" господина Тошиа и директора Центра педагогического мастерства АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Жанботу Кабдыкаримову.

– Жанбота Жетылбековна, прежде всего благодарим за то, что выкроили драгоценное в эти дни время и приняли приглашение вместе с вашим гостем. Для начала давайте проведем небольшой экскурс для наших читателей. Десять лет назад внедрение Lesson study в практику отечественных школ началось по инициативе вашего центра. Почему было важно научить этому казахстанских учителей?

– В 2011 году был создан Центр педагогического мастерства, а в 2012 году начались разработка и внедрение программ повышения квалификации для учителей совершенно нового формата. То есть мы полностью изменили контент, формат обучения и практически в каждой программе внедрили модули "Исследование урока" и "Исследование действия" для разных категорий педагогов: директоров школ, учителей-предметников, школьных тренеров. Почему это было важно? Во-первых, урок – это самый объективный источник информации о профессиональных навыках учителя, его качествах и компетенциях. Как известно, хорошо подготовленный, продуманный урок является залогом для эффективного достижения целей обучения. Успешное будущее ученика зависит от профессионализма учителя. Поэтому суть Lesson study в том, что учителя совместно, в команде, планируют урок, наблюдают и после рефлексируют: что – получилось, что – нет. Почему кто-то из учеников не смог достичь цели обучения, почему ему было скучно. В этой связке действий – "вместе планируют – вместе проводят – вместе рефлексируют" – ключевое слово "вместе". Только вместе, через коллаборацию могут профессионально расти учителя.

– Все это время у вас осуществлялась обратная связь с учителями? Насколько они активны и вовлечены в Lesson study?

– После курсов мы всегда отслеживаем свою работу. Это принципиальная позиция нашего центра – проводим курсы, оказываем поддержку после обучения и ведем посткурсовой мониторинг. Во время встреч в школах анализируем, насколько учителя вовлечены в исследовательские практики. Вот, к примеру, независимый взгляд на этот процесс. Господин Тошиа в течение трех лет приезжал в Казахстан и наблюдал за работой учителей городских и сельских школ в разных регионах. Более девяти тысяч казахстанских учителей прошли опросы в его исследованиях. В работе Тошиа Чичибу есть два показательных момента: одна пятая часть всех учителей говорит о том, что они действительно раз в неделю встречаются, планируют, обсуждают, рефлексируют. Больше половины учителей проводят работу один или два раза в месяц. Данные факты подтверждают, что в школах развивается сообщество думающих, размышляющих, анализирующих педагогов. Это замечательно!

Для сравнения, как это было раньше? В течение 20 лет моей работы учителем я видела коллег, которые могли придумать или разработать что-то интересное и полезное и никому не показывать, чтобы никто не повторил твой личный проект, твой личный успех.

А в Lesson study все открыто: неудачно проведенный урок переживается вместе, успехи – тоже вместе. И самое главное, важный психологический момент – учителя не боятся быть непрофессиональными, они знают, что им помогут, их поддержат.

– Сегодня много говорят о самообучающейся школе. Что это? Готова ли казахстанская школа к модели самообучающейся школы?

– В век глобализации знания быстро устаревают. Одних курсов повышения квалификации недостаточно (даже один раз в три года, а ранее это было один раз в пять лет). Поэтому и родилась идея, что школы могут стать местом профессионального развития для своих же учителей. Каждый преподаватель обязан понимать, что происходит у него на уроке, достигает ли прогресса каждый его ученик. Поэтому внутришкольное обучение должно быть основано на реальных потребностях детей, конкретного класса и всей школы. Самообучающаяся школа – это школа, которая внутри создает такие ресурсы, при которых коллектив профессионально растет и развивается. Вот сейчас мы подготовили большую группу школьных тренеров для каждой школы. В Казахстане семь тысяч школ, для каждой из них мы подготовили несколько категорий тренеров. Директора должны использовать знания и возможности этих сотрудников, готовых проводить внутришкольные курсы и обучающие семинары, консультировать коллег.

В характеристике самообучающейся школы я бы обозначила три важных момента. Первое – это четкое стратегическое видение и целенаправленная работа по осуществлению миссии школы. Второе – во главу угла ставить не только профессиональную коллаборацию, но и личную эффективность каждого учителя: все вносят свой вклад. Плохих учителей не бывает, так же, как и плохих учеников. Каждый может идти вперед и что-то сделать лучше, чем другой. И третий момент: для решения стандартных задач в управлении, преподавании и обучении коллектив должен уметь находить оригинальные и нестандартные решения.

На модель самообучающейся школы не влияют ни материальная база, ни количество детей, ни место расположения. Любая казахстанская школа может стать самообучающейся. Главное – желание, профессионализм, рвение, стремление коллектива.

– В декабре прошлого года был утвержден новый Профессиональный стандарт педагога. Какая роль отводится в этом стандарте развитию исследовательских навыков учителей?

– В Профессиональном стандарте определен своего рода эталон учителя. Не какие-то базовые минимумы, а именно эталон, к которому он должен стремиться.

Центр педагогического мастерства являлся разработчиком основы стандарта – "Рамки профессиональных компетенций", в которую вошли четыре крупных блока: профессиональные ценности, которые должны лежать в основе всей деятельности учителя, профессиональные знания, профессиональное развитие и профессиональная практика. Развитые исследовательские навыки учителя как раз и формируют одну из главных компетенций профессионального развития – как ты готов улучшать свою практику преподавания, исследуя ее.

– Выходит, каждый учитель должен стремиться быть исследователем?

– Раньше само слово "исследование" вызывало у моих коллег-учителей недопонимание: это же почти как диссертацию написать, надо изучать источники, проводить эксперименты, копаться в архивах, в библиотеках.

Мы рассматриваем исследовательские действия учителя с их практической стороны: есть твой урок – твой ученик – твой класс; ты выявляешь проблему, изучаешь ее, задаешь себе и другим вопросы, ищешь ответы, возможно, натыкаясь на другие проблемы и ставя перед собой новые вопросы, возможно, приглашая к обсуждению коллег, у которых такие же проблемы. Только так учитель может улучшить свою практику и расти в ее процессе профессионально.

– Вы сказали, что работали в школе, значит, есть с чем сравнить: как было и как стало. На ваш взгляд, насколько расширились возможности современного учителя?

– Сейчас у учителей очень много возможностей расти и развиваться. Например, я в 1996 году окончила университет и пришла в школу. Раз в пять лет меня отправляли на курсы повышения квалификации, и никто при этом не спрашивал, тебе нужна именно эта тема для обучения, испытываешь ли ты проблемы в этом направлении? Через две недели лекций я приходила в школу, никто не спрашивал, достаточно ли тебе этих курсов, нужна ли помощь твоего лектора во внедрении полученных знаний в ежедневную практику и т. д.

Сейчас все по-другому. Сначала мы изучаем потребность учителей, наблюдаем уроки и спрашиваем о проблемах. На основе этих материалов и разрабатываем все программы повышения квалификации. Уходя с курсов, учитель составляет "Матрицу коммуникации с тренером", где четко прописана его дальнейшая работа. Так, в течение года после курсов тренер продолжает быть на связи с учителем, поддерживая его: ходит к нему на уроки не для проверки, а для консультирования, проводит вебинары и семинары, приглашает на конференции для обмена опытом.

Сейчас у учителя много других возможностей для обучения, в том числе различные онлайн-курсы. Для помощи учителям Центром разработаны МООК (массовые открытые онлайн-курсы) по различным направлениям. Они все в открытом доступе на нашей платформе. И сегодняшняя конференция – это тоже возможность прийти поучиться у коллег, показать свой опыт и рассказать о своем исследовании.

– Как вы считаете, следует ли начинать знакомство с Lesson study со студенческой скамьи?

– Обязательно нужно начинать знакомить будущих учителей с исследованием собственной практики еще в вузе. Но такой опыт пока не распространен в нашей стране. В 2022 году мы обучили 300 студентов из Казахского национального женского педагогического университета по инициативе их ректора Гульмиры Канай, которая сама является выпускницей двух престижных британских вузов и понимает важность развития исследовательских навыков.

300 студентов четвертого курса перед уходом на дипломную практику мы погрузили в философию Lesson study. Придя на уроки в школу, они уже знали, что такое "Исследование урока". Сегодня на постер-сессии мы с большим удовлетворением увидели исследования наших студентов, которые не побоялись выступить на равных с опытными учителями. Кстати, контент одного из студенческих постеров участники конференции отметили через QR-голосование в числе лучших. Сегодня мы с радостью вручили этому исследованию диплом III степени.

После опыта ЖенПУ уже другие университеты стали обращаться с предложением обучать студентов исследовательским навыкам. На мой взгляд, это очень важно: будущий учитель должен понимать, что урок нужно всегда улучшать и совершенствовать.

– На территории стран СНГ, кроме Казахстана, кто еще использует Lesson study?

– Центр педагогического мастерства с 2015 года является членом Экспертного совета Всемирной ассоциации исследования урока (WALS), в составе которого известные эксперты из 25 стран. Представителей других стран СНГ, кроме нас, в Совете пока нет. Но мы активно делимся своим опытом с коллегами из других стран и уже обучали подходам Исследования урока педагогов России, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и через месяц едем в Азербайджан для проведения курсов повышения квалификации.

Вообще, не существует какой-то устоявшейся, застывшей модели Lesson study, поскольку на нее накладывают отпечаток особенности образовательной системы каждой страны, менталитет учителей, национальные ценности. Мы хотим, чтобы наша, казахстанская модель получила дальнейшее распространение внутри страны и за ее пределами.

– Спасибо вам, Жанбота Жетылбековна, за уделенное время. Хотелось бы задать несколько вопросов нашему гостю из Японии. Господин Тошиа, вы не в первый раз приезжаете в Казахстан. Расскажите историю вашего знакомства с педагогами нашей страны.

– В первый раз я приехал в Казахстан 10 лет назад по приглашению Центра педагогического мастерства. Я посетил несколько городов вашей страны. Никто из учителей не знал, что такое Lesson study. И я стал проводить обучающие лекции и видел, что им это не интересно, они не хотели идти на лекции. Я думаю, что это было связано с тем, что они не понимали, зачем это нужно, как это должно работать. Учителей, возможно, это немного пугало. После этого я приезжал в Казахстан еще много раз: проводил совместно с ЦПМ свое исследование, участововал в форумах и конференциях, присутствовал на уроках и наблюдал за учителями и учениками. Сейчас я очень рад, что ситуация кардинально изменилась. Ваши учителя стали более открытыми, они начали задавать очень серьезные и глубокие вопросы. Даже сегодняшняя конференция, на которой я присутствовал, доказывает, что изменился менталитет учителей, у них появился интерес к Исследованию урока. Много учителей, готовых делиться своим опытом Lesson study.

– Много лет вы проводили исследование в Казахстане. Расскажите о нем подробнее.

– Педагогическими исследованиями в Японии я начал заниматься 30 лет назад. 20 лет назад модель Lesson study стала распространяться по всему миру. 10 лет назад она пришла в Казахстан. Вообще, существует два типа Lesson study, один из которых направлен на изучение человеческого капитала и второй – на развитие социального капитала. Между этими направлениями постоянно идут споры, что же эффективнее. Но я в своих исследованиях понял, что оба типа важны, при этом основным компонентом развития педагога является рефлексия. Именно рефлексия позволяет развивать учителю многие моменты, не очевидные, которые не лежат на поверхности.

Мои исследования в Казахстане начались в 2012 году и были сфокусированы на том, как внедряется в школах страны модель Lesson study и развитию каких именно компетенций она способствует. Ведь именно Исследование урока может развивать самые разные навыки и компетенции, но главная из них – рефлексия: как учитель анализирует свою работу?

– Родиной Lesson study является Япония. Можно ли сказать, что школы Казахстана не отстают от Японии по использованию этой исследовательской практики?

– Я должен сказать, что во всем мире только в Японии и Казахстане внедрение Lesson study поддерживается на государственном уровне. Сейчас много стран используют эту модель, но не во всех странах Lesson study поддерживается министерством.

У вас высокомотивированные учителя. В школах учатся замечательные дети. В какой бы школе я ни был, в городской или сельской, везде прекрасные ученики, которые любят свою страну и свой народ.

Часто вспоминаю случай, когда в ОЭСР приглашали учеников из разных стран на специальный проект, и ученика казахстанской NIS решили не приглашать, потому что он априори был на уровень выше других участников.

– У нас принято считать, все, что made in Japan, – это высший знак качества. За время пребывания в Казахстане вы отметили для себя, чему учиться Японии у Казахстана?

– Сто лет назад Япония стала открываться для других стран. Сейчас мы развитая страна, но мы достигли своего предела. А Казахстан сейчас находится в активной стадии своего развития. Нам можно поучиться у Казахстана развивать свои внутренние качества и менять мышление.

Однажды в казахстанской школе я наблюдал урок и написал свои рекомендации, как и что следует изменить. В следующий раз, приехав в эту школу, я заметил, что мои рекомендации не были приняты, и более того, урок был изменен совершенно в другом направлении. В Японии бы точно не сделали этого. Я ожидал пошагового исполнения, но казахстанские учителя интерпретировали, изменили мои предложения соответственно своему менталитету.

– Вам не приходилось слышать о том, что японцы и казахи – братские народы, у нас общие корни? Как вы относитесь к этой гипотезе?

– Эту идею я часто слышу в Казахстане, и я действительно думаю, что это так. Наверняка у нас есть общие корни. Меня здесь часто принимают за казаха, наверное, во мне есть ДНК казаха. В один из приездов я был в гостях в казахской семье, мы ели бешбармак, все хозяева говорили только на казахском языке. И я поймал себя на мысли, что я прекрасно понимаю, о чем они говорят.

– Спасибо вам, господин Тошиа, за такой интересный разговор и главное – за ваш вклад в развитие образования нашей страны.

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА, Астана

Новости партнеров