В Антикоре планируют системно победить хищения в школах Казахстана
Первые планы уже готовы.
На совместном совещании с участием администрации президента и членов Правительства специалисты Антикора рассказали о выявленных ими системных проблемах сферы образования, передает Liter.kz.
С одной стороны, в надзорном органе отметили два существенных плюса, касающихся образовательного сектора.
Во-первых, это крупные инвестиции со стороны государства. За последние три года страна распределила в зону образования более четверти имевшегося бюджета – более 12 триллионов тенге. Во-вторых, принятый закон “О статусе педагога” обеспечил рост зарплат как минимум в два раза.
Но, тем не менее, в ведомстве констатировали, что образование остается одной из самых коррумпированных сфер деятельности в стране.
С 2020 года по уголовным делам в данной сфере осуждено 143 лица. Ущерб государству составил порядка 11 миллиардов тенге, из которых возмещено 5,2 милиарда тенге. Только в области Жетысу работники городского отдела образования за 2,5 года похитили 4,4 миллиарда тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера отдела образования, а также 13 бухгалтеров школ. Подобные преступные схемы выявлены по всей стране. Самые крупные хищения в городах Алматы, Шымкент, Кызылординской, Актюбинской и Алматинской областях, - сообщает пресс-служба надзорного органа.
В большинстве случаев средства похищаются по уже известным, наработанным схемам. В Антикоре озвучили самые распространенные:
- Работнику начисляется зарплата намного больше, чем положено по его должности;
- Зарплату переводят лицам, которые вообще не работают в школе;
- Начисляют зарплату на карт-счета сотрудника, а в платежках указывают фамилию другого лица;
- Дублируют переводы денежных средств на одно и то же лицо несколько раз;
- Перечисляли деньги “мертвым душам” - родственникам и близким.
Во всех этих схемах подразумевается участие бухгалтеров, которые могут вручную корректировать платежные документы. Как оказалось, школьные системы бухучета не интегрированы с Национальной образовательной базой данных и базой Казначейство-клиент, что и дает школьным финансистам слишком большую свободу.
Чтобы устранить этот недочет и другие выявленные проблемы участники совещания подписали “дорожную карту” по дальнейшим действиям.