Такие результаты заставляют задуматься об улучшении условий обучения для детей, считает глава МОН РК.
В рамках PISA-2018 изучили мышление 15-летних школьников Казахстана, а именно их веру в рост и развитие человеческого интеллекта. Результаты исследования опубликовал министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, передает Liter.kz.
PISA – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в рамках которой провели исследование казахстанских учеников. Вера в развитие человеческого интеллекта в исследовании определяется как прогрессивное мышление. Оно противоречит фиксированному мышлению, или убеждению в том, что кто-то рождается с определенным уровнем способностей и интеллекта, который практически не изменяется на протяжении жизни. В исследовании отмечается, что человек с прогрессивным мышлением обладает способностью настроиться на успех.
Больше половины участников исследования (55%) не согласилось с тем, что интеллект нельзя изменить, а оставшаяся половина (45%) согласилась.
В странах ОЭСР большинство обучающихся (63%) не согласились с этим утверждением. Результаты, схожие с казахстанскими, наблюдаются в B-S-J-Z (Китай) (56% не согласились), Беларуси (55%), в 26 странах и территориях-участницах PISA, в том числе в трех странах ОЭСР (Греция, Мексика и Польша): большинство обучающихся проявили фиксированное мышление. Напротив, в Эстонии, Дании, Германии, Австрии, Ирландии, Исландии, Латвии, Литве и Великобритании по меньшей мере 70% обучающихся показали, что мыслят прогрессивно, – пишет Аймагамбетов в Telegram.
В среднем в странах ОЭСР и еще 39 странах мальчики чаще, чем девочки, считают, что интеллект невозможно развить. В Казахстане подобных гендерных различий не обнаружили. Однако наблюдаются различия в ответах среди городских и сельских школьников. Дети, живущие в городах, больше верят в способность развития интеллекта.
Практически в каждой стране-участнице, включая Казахстан, обучающиеся с низким социально-экономическим статусом (СЭС) с большей вероятностью считают, что их интеллект не может сильно измениться со временем, чем их сверстники с высоким СЭС. Результаты показали, что обучающиеся городских школ мыслят более прогрессивно, нежели учащиеся сельских школ. Разница между обучающимися в Казахстане составила 14 процентных пунктов.
Данные результаты, как считает министр образования и науки РК, подчеркивают необходимость создания благоприятной среды и обеспечения поддержки обучающихся, особенно группам, которые демонстрируют низкие показатели.