Национальная компания «Қазақстан темір жолы» организовала пресс-тур, главная задача которого показать процесс обеспечения населения столицы углем в начавшемся отопительном периоде, передает Liter.kz.
Журналисты посетили одну из точек реализации угля и убедились в том, что твердое топливо в наличии есть, а вот ажиотажа на уголь, о котором говорят некоторые – нет.
Как отметил замгендиректора железнодорожного тупика Валерий Горудко, «у нас пусто не бывает». Ежедневно объект принимает по 80 вагонов.
На глазах у журналистов к тупику подъезжали грузовики – и крупные и небольшие, которые спокойно загружались углем и уезжали, при этом ажиотажа или очереди не наблюдалось. По словам Горудко, в день загружается порядка 100 машин, уголь продается Майкубеньский по цене 11 500 тенге за тонну.
Канат Кобесов, заместитель гендиректора «КТЖ ГП», также провел инспекцию этого небольшого объекта вместе с журналистами.
«Во-первых, отмечу, ажиотажа нет, думаю, он спекулятивный, связанный с продавцами угля. Приведу статистику простую, за семь дней октября именно на Нур-Султан мы выгрузили 171 вагон угля, уголь различных марок Майкубенский, Шубаркольский, с Каражиры, на любые потребности. Все заявки нам предоставляли сами получатели. В Астане у нас восемь железнодорожных тупиков, 14 получателей, они же являются и продавцами, которые здесь осуществляют торговлю с населением. То есть потребности мы все закрываем все заявки на вагоны, что нам представляют, мы закрываем по заявкам своих получателей», - сказал журналистам Канат Кобесов.
«А то, что уголь расходится «влет», это, естественно, спрос большой. Скажу вам, что спрос на уголь увеличился очень сильно, сам Нур-Султан вырос, считайте, это миллионный город. Статистика за девять месяцев по Казахстану показала, что мы отгрузили практически 77 млн тонн, это на четыре процента больше, чем в 2020 году. Налицо все факты, что потребности на уголь выросли», - сказал Кобесов.
Стоит отметить, что железнодорожный тупик, на котором побывали участники пресс-тура выглядел, мягко говоря, непрезентабельно. Грязь, обшарпанные ворота, непонятно как ведется учет, грузовики наполняли борт углем и спокойно уезжали.
«Что могу посоветовать угольным тупикам: естественно, проводить свои сервис, маркетинг и работать с населением», - прокомментировал эту картину представитель КТЖ.
В целом, по данным КТЖ, в столице имеется 14 подъездных путей. В момент проведения пресс-тура на них находились 75 полувагонов с углем, на подходе к столице - еще 138 полувагонов. Их ожидают в ближайшие сутки. В сентябре на подъездной путь ТОО «Ospanoff» доставлено 100 вагонов угля, в октябре планируется получить в 1,5 раза больше – до 150 вагонов. На подъездном пути ТОО «Орион-А» имеются запасы угля в объеме 510 тонн, на подъездном пути ТОО «ИВ-Транс 2030» в наличии 320 тонн угля марки «Каражыра».
«У нас существуют мониторинговые группы, которые проезжают ежедневно все тупики и смотрят наличие угля. Если посмотрите, за спиной у меня груды этого каменного угля, то есть уголь в наличии имеется», - говорит Канат Кобесов.
Журналисты поинтересовались стоимостью перевозок угля и перспективами цен.
«Стоимость перевозок: тарифы в текущий период мы не поднимали абсолютно, до конца этого года также увеличения не будет. В составляющей тарифа при перевозке угля доля КТЖ составляет 8%, 10-12% - это так называемая стоимость сервиса вагонной компании, остальные 80% - косвенные доходы угольных компаний и трейдеров, связанных с ними. То есть, 80% приходится на продавцов», - сказал он.
По словам Кобесова, дефицита вагонов на сегодняшний день нет.
В настоящее время на территории Казахстана задействовано более 64 тысяч полувагонов различных форм собственности, при этом 35 тысяч или 55% парка задействованы в перевозке угля.
КТЖ задействовало вагоны дочерней организации АО «Казтемиртранс» в объеме порядка 70% от общего количества полувагонов. Всего у «Казтемиртранса» 22 746 полувагонов (из них под уголь 13 238 вагонов или 66%).
Таким образом, на сегодняшний день парка полувагонов, находящего на сети железной дороги республики, имеется в достаточном количестве, грузоотправители провели своевременно договорную работу по аренде полувагонов и вошли в угольный сезон заблаговременно без опозданий.
Маркетинговой службой «Грузовых перевозок» просчитываются различные варианты объемов погрузки угля - вплоть до увеличения, и готовы обеспечить потребности угольных разрезов в полном объеме.
Подробно ответил спикер и на вопрос журналистов о том, почему все-таки каждый год в стране растут цены на уголь, и какова в этом роль КТЖ.
«Наша функция заканчивается именно на железнодорожном тупике. С него уголь развозится на другие склады в пригородах, там уже десять частных трейдеров. Мы не имеем права вмешиваться в торг между трейдерами и населением, мы отвечаем только за вагоны и за перевозку угля. И мы на 100% выполняем свои обязанности», - сказал он.
Напоследок представитель КТЖ вновь прокомментировал якобы ажиотажный спрос.
«Уголь нужно поделить на две категории: энергетический для ТЭЦ и коммунально-бытовой для населения. Львиная доля идет на ТЭЦ для обогрева. У нас в Казахстане 28 теплоцентралей, они все обеспечены углем. У них есть понятие неснижаемый запас, норматив запаса составляет 20 суток. Мы к началу сентября обеспечивали на 30 и больше суток углем. От них к нам претензий не поступает», - сказал Канат Кобесов.
«Что касается коммунально-бытового угля, на мой взгляд, население как начинает думать, «грянул холод, тогда и покупают уголь», может, связано с платежеспособностью. А в целом, все заявки от владельцев тупиков исходят от их покупателей, то есть пришел покупатель - возникла потребность. И мы ее закрываем на 100%. Вот, в Нур-Султане возникла потребность в 171 вагоне, за семь дней мы все 171 вагона выгрузили. Сейчас доли заявок 10 тысяч тонн - это порядка 130 вагонов. То есть каждый день угольные тупики Астаны получают по 20 вагонов, я считаю, это нормально. Что касается сервиса, думаю, тупикам надо подумать о сервисе для населения», - добавил он.
Канат Кобесов напомнил, что в АО «НК «ҚТЖ» с августа этого года функционирует оперативный штаб с участием представителей угольных разрезов, который на еженедельной основе координирует перевозку угля по всему Казахстану.
Кроме того, в отделениях дорог работают оперативные мониторинговые группы. Ежедневно они производят сбор информации по фактическому наличию запасов угля и прогнозируют его потребности.
В ходе пресс-тура железнодорожники разъяснили владельцам подъездных путей приоритетность исключения простоя вагонов при погрузочно-выгрузочных операциях.
Большим спросом у населения пользуется уголь марки «Шубарколь» (станция Кызылжар) и «Каражыра» (станция Дегелен). При этом каражыринский уголь, согласно заявленному получателями плану, занимает 20% от общего объема завезенного твердого топлива.
«Если посчитать, что в этом году у нас рост перевозки угля на четыре процента, то мы просчитываем варианты, если больше пойдет спрос и какое количество нам потребуется, мы готовы и к этому сценарию. То есть мы готовы обеспечивать вагонами», - резюмировал Канат Кобесов.
Участники пресс-тура убедились, что проблем по обеспечению угля у столичных жителей нет, уголь выгружается своевременно.
https://www.youtube.com/watch?v=7bocqQY6EEc