В регионах развитие креативных индустрий решается со скрипом

Редакция Liter.kz

Редакция газеты "Литер" продолжает обсуждать Послание президента Касым-Жомарта Токаева. Независимый эксперт по развитию креативных индустрий Дина Абдрахмет побывала в "Гостиной "Литера", где рассказала о трендах новой творческой отрасли, а также поведала, почему в последнее время ей уделяется столь пристальное внимание.

Три кита креативной индустрии

— Дина, признаюсь честно, мы в ожидании Вас сейчас пытались самостоятельно понять, в чем особенность креативных индустрий. Но ничего не вышло. Поэтому Вы как человек, который стоял у истоков, разъясните, что это такое и когда эта новая сфера вошла в нашу жизнь?

— Я бы не сказала, что креативные индустрии именно "вошли", и это стало "бум-эффектом". Казахстан испокон веков славился своей неповторимой культурой и идентичностью. Это великие эпосы, наши исторические всемирно известные батыры, инструментальная музыка, талантливые композиторы, наша неповторимая природа. Правильнее сказать, не приход креативной экономики, а переориентация ценностей культуры в продукты и ценности, которые можно монетизировать и экспортировать, так сказать, продвигать на международные торговые рынки.

Можно отметить именно 2021 год как начало "эры креативных индустрий в Казахстане". Глава государства по итогам совещания о дальнейшем социально-экономическом развитии Алматы подчеркнул значимость развития креативной экономики в стране и поддержал город в развитии данной сферы.

Алматы — исторический культурный центр, локомотив экономики Казахстана, здесь сосредоточена высокая концентрация субъектов МСБ креативного сектора, в этой связи Президент поручил, чтобы Алматы масштабировал свой опыт на другие регионы.

Так, в 2021 году была разработана Концепция развития креативных индустрий на 2021–2025 годы, в 2022 году Президент подписал Указ о внесении изменений в Закон "О культуре", где закреплен понятийный аппарат "креативные индустрии", "креативная деятельность". В Предпринимательском кодексе креативные индустрии определены сектором частного предпринимательства для оказания государственной поддержки. Уже сегодня малый и средний бизнес отраслей креативных индустрий могут получать меры государственной поддержки — это гранты для реализации новых бизнес-идей, возмещение части затрат экспортеров товаров и услуг IT-cферы.

Постановлением Правительства от 6 июня 2023 года утверждены виды экономической деятельности, относящиеся к отраслям креативных индустрий: кино, анимация, современное искусство, ювелирное дело, IT и геймдевелопмент, телевизионные программы, фото, архитектура и мода, музыка, культурное наследие, деятельность культурно-досуговых учреждений и другие.

Основные классификаторы экономической деятельности креативных индустрий необходимы для разработки пакета мер финансовых и нефинансовых мер поддержки, а также для выведения МСБ КИ из "серой" экономики.

Впервые в текущем году Казахстаном планируется организовать ряд мероприятий по повышению экспортного потенциала субъектов креативных индустрий путем организации выездов художников и ремесленников на глобальные международные арт-ярмарки Berlin Bazaar, Istanbul Contemporary, AsiaNowParis и другие.

В Послании от 1 сентября 2023 года президент вновь обозначил креативную индустрию как точку роста экономики и занятости.

— Скажите, наши соседи по СНГ тоже развивают креативную экономику?

— Да, но Казахстан стал первой страной в СНГ, которая на законодательном уровне внесла изменения в части определения 43 ОКЭД КИ, закрепленное в отраслевых законах понятие о креативных индустриях. Параллельно с нами идут Кыргызстан и Узбекистан, но они пока работают на уровне внедрения.

Необходимо отметить, что Казахстан стремится стать лидером Центральноазиатского региона по вкладу креативных индустрий в экономику страны, создавая все необходимые условия для активного развития отрасли. Работа в данном направлении начата с нормативно-правого регулирования экономики, что является одним из важных фундаментов для долгосрочной стратегии, направленной на поддержку и поощрение представителей креативного сообщества.

— Итак, возвращаясь к началу нашего разговора, — что это такое?

— Креативная индустрия — это производство и распространение продуктов интеллектуальной деятельности. Есть три кита, на которых держится ее развитие. Полную идеальную экосистему можно представить следующим образом: "креативная экономика" — "креативные индустрии" — "креативный капитал".

Креативная экономика — это область науки, искусства и культуры, которая основана на высокой концентрации креативной рабочей силы, являющейся двигателем инноваций и разработчиком новых подходов как в области науки и исследований, так и в области предпринимательства, искусства, культуры или дизайна.

Креативные индустрии — это отрасли креативной экономики, в случае с Казахстаном — это профессии, которые вошли в перечень креативных: режиссеры, мобилографы, дизайнеры и другие. Всего в списке 13 отраслей — кино, музыка, IT, народные промыслы, архитектура и мода, фотография и другие.

Креативный капитал — это человеческий ресурс, который генерирует бизнес-идеи креативных индустрий.

"Неисчерпаемый ресурс — это человек"

— Сейчас креативными индустриями занимается Министерство культуры и информации. Вместе с тем в регионах, к примеру, подключаются управления предпринимательства. В "Казахтуризме" развивают креативный туризм. Не получится ли так, что у семи нянек дитя без глазу окажется?

— На мой взгляд, развитием креативных индустрий "на местах" должно заниматься предпринимательство. Так как "креативные индустрии" — это про прибыль, бизнес-процессы и монетизацию своего творческого труда.

Культура — это сохранение наследия, формирование историко-культурного фонда. Расходы на сферу культуры в основном ориентированы на поддержание объектов социальной сферы и проведение культурно-массовых мероприятий, а не создание добавленной стоимости в креативных индустриях.

В глобальном восприятии сила креативных индустрий — это создание целой цепочки экономических процессов, итогами которого станут продукция с высокой добавленной стоимостью, новые рабочие места и новые профессии.

Что касается креативного туризма, то его можно рассматривать как event-туризм, а также создание комфортных креативных городов с организацией креативных кластеров международного уровня. Например, известный музыкальный фестиваль "Жара" в Баку (Азербайджан). Это событийный туризм. Концерты Димаша, Олимпийские игры, молодежный балетный конкурс "Youth America Grand Prix" (США), международный фестиваль песчаных скульптур в Мельбурне (Австралия) — это все масштабные мероприятия, за счет которых повышается роль креативных индустрий.

— Предположим, есть субъект малого бизнеса, который хочет заниматься креативной индустрией. Куда ему пойти, у кого спросить правильное направление?

— В этом году Глава Государства Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на то, что надо развивать центры креативных индустрий.

Что это такое? Центр — это место, куда приходят креативные предприниматели и там их готовят — консультируют по финансовой части, бухгалтерии, по необходимым документам. Если рассматривать задачи центра, то можно это представить таким образом: систематическая поддержка (продвижение, формирование креативного сообщества, поиск источников финансирования, образовательные программы, инфраструктурная поддержка, аналитическое содействие) представителей креативных индустрий, и это станет местом для взращивания лидеров, предпринимателей и будущих предпринимателей креативных индустрий.

Также центр может стать интерактивной платформой (интернет-ресурс с информацией о креативной экономике, эксперты — специалисты различных отраслей креативной экономики) для реализации (подача и рассмотрение заявок на различные креативные конкурыа, видео/мастер-классы) городских проектов в сфере креативной экономики.

Далее представитель МСБ идет в креативный хаб. Это место притяжения для всех креативных индустрий, где происходит коллаборация идей, проектов.

Все мировые страны уже перешли от индустриальной экономики, они поняли, что неисчерпаемый ресурс — это человек, его идеи, его потенциал. И мы, опираясь на мировой опыт, поняли, что можно развивать не только нефть и газ, но и человеческий капитал.

— За два года какое количество предпринимателей уже влились в строй креативной индустрии?

— Согласно статистическим данным количество занятых в сферах креативных индустрий составляет более 120 тысяч человек, количество субъектов малого и среднего бизнеса — более 40 тысяч предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей — более 10 тысяч. Совокупные налоговые поступления в разрезе всех видов экономической деятельности по итогам 2022 года составляют около 100 миллиардов тенге.

То есть люди есть, работа кипит, основная миссия креативных индустрий — это создание условий для дальнейшего активного становления пласта креативной экономики.

— Правильно ли будет называть креативной индустрией все, что раньше называлось культурой?

— Да, но с небольшой оговоркой. Объекты культуры могут являться инструментом для распространения креативной индустрии. Например, проведение выставки в музее или перфоманс в театре. А сама индустрия — это про инновации, про коммерческий фокус и про экономику. Креативные индустрии — это производство, распространение и монетизация творческих продуктов. Культура — это выражение и передача идентичности и ценностей.

— В таком случае, это очень актуальная тема для регионов. Как там продвигаются дела с развитием креативных индустрий?

— В регионах этот вопрос решается со скрипом, через не хочу. У них нет желания заниматься неизвестным для них направлением, это понятно уже по тому, что мы им отправляем нормативные документы, а они с ними не знакомятся. Мы специально выезжаем и разъясняем, проводим обучение с госорганами, чтобы они сначала поняли, кто этим должен заниматься и как.

— Какие наиболее известные примеры креативных индустрий в Казахстане можете назвать?

— Димаш Кудайберген, Jah Khalib, Иманбек Зейкенов. Помогая молодым, создавая условия для реализации их творческого потенциала, мы сможем увеличить основную массу "креативщиков". Для фундаментальной подготовки профессионалов креативных индустрий необходимо предусмотреть специализированное учебное заведение или переориентацию действующих университетов. Для подготовки кадров креативной сферы и поддержки кадрового потенциала нового формата государству необходимо создать Академию креативных индустрий по примеру топовых университетов мира. К примеру, Royal College of Art (Великобритания) готовит специалистов в сфере искусства и дизайна; Parsons School of Design at The New School (США) — программы обучения по рекламе, дизайну одежды, дизайну интерьера и графическому дизайну; Pratt Institute (США) предлагает целый ряд творческих программ, включая архитектуру, графический дизайн и иллюстрирование, фотографию и скульптуру, ювелирное искусство и мультипликацию.

У нас очень талантливая и креативная молодежь, и я верю, что пройдет не так много времени, и мы сможем заявить о себе миру как страна с высокоразвитой креативной экономикой.

Миргуль Джилкишинова, Астана

Новости партнеров