В Туркестане состоялось открытие музыкально-драматического театра

За право первой постановки “Борте”, по словам известного драматурга страны Дулата Исабекова, боролись многие театры.
Улбосын Есдаулетова

В священном Туркестане состоялось открытие музыкально-драматического театра. Дебютной постановкой на сцене нового объекта культуры и искусства стала пьеса «Борте» известного писателя-драматурга, лауреата государственной премии РК Дулата Исабекова. Исторический спектакль поставлен специально приглашенными известными итальянскими театральными режиссерами Давиде Левирмором и Карло Шаккалуга. А научным консультантом премьерной постановки стал историк, кандидат исторических наук, доцент Нурлан Атыгаев. Роли же исполнили профессиональные, талантливые  казахстанские актеры. Премьера исторической пьесы прошла с аншлагом, передает Liter.kz.

За право первой постановки “Борте”, по словам известного драматурга страны Дулата Исабекова, боролись многие театры. И не только Казахстана. Монгольские театры уже приступили к работе над будущим спектаклем, Турция тоже намеревается ставить “Борте”. В пьесе также заинтересованы Вена, Брюссель и Лондон. Сейчас уже фактически готов ее перевод на английский. В Казахстане право эксклюзивной постановки на два года приобрел новый музыкально – драматический театр в городе Туркестане.

– Новый туркестанский театр купил  у меня пьесу на два года. Теперь ни один казахстанский театр, даже те, кто уже запланировал, не могут поставить ее. Туркестанцы оправдали мои надежды, состоялся  грандиозный спектакль, - рассказывает мэтр.

– Что вас подвигло взяться за пьесу о жене Чингисхана?

– Я много лет вынашивал идею – написать о великом полководце через его отношение к любимой женщине, о его советнике, друге, государственном деятеле и соправительнице созданной им империи. Говорят, что у него было около 500 жен и наложниц, но в истории осталось только ее имя – императрицы Борте. Мне, как мужчине, было интересно узнать, что в ней было такого, чего он не нашел в других красивейших женщинах мира? В чем ее секрет? Почему суровый воин, завоевавший половину средневекового мира, чувствовал себя обычным человеком рядом с ней? Я увлекся этой темой, читая произведения, посвященные эпохе Чингисхана, а до этого – “Тайную историю монголов”. Когда из глубины веков всплыло это имя – Борте, меня потрясло, что, будучи готовой идти за ним в огонь и воду, она была противницей главной идеи жизни великого супруга – идти войной на Запад. То, что Борте происходит из тюркского рода конырат, к которому отношусь и я, тоже волновало.

Известно, что отцы Темучина-Чингисхана и Борте были друзьями. Чтобы скрепить союз племен, они сосватали своих детей еще в нежном даже для тех времен возрасте – будущему Сотрясателю Вселенной было всего 9 лет, его невесте – 10, и с тех пор они были почти неразлучны. Я собирал сведения о них, как пчела, – по крупинке. Набрал около 25 печатных страниц. Из этих фактов и создал пьесу о великих мужчине и женщине. Вчитываясь в детали собранного документального материала, я понял, что Борте была не только умна и красива, она еще была и самой независимой в окружении Чингисхана. Позволяла себе такие вольности, на которые не осмелился бы ни один человек на Земле.

Как и всякая мать, Борте не любила войны. Когда Чингисхан, объединив раздробленные монгольские племена и подчинив Китай, создал великую империю, единственным человеком, кто не восхищался им, была она: “Твои походы несут разруху. Вот ты завоевал Китай, а ведь это страна ученых и мыслителей. До каких пор мы будем дикарями? Когда начнем обустраивать свою жизнь и учить детей держать в руках не только оружие, но и перо?”.

Главным источником, на который я опирался при написании пьесы, была “Тайная история монголов” (“Сокровенное сказание монголов”) – единственный литературный и историографический памятник времен Чингисхана. 80 процентов сюжета взято оттуда. Чтобы создать образ великой женщины, жившей в его эпоху, мне интересно было узнать ее линию поведения, привычки и характер.

А режиссерами новой постановки «Борте» стали известные итальянские деятели Давиде Левирмор и  Карло Шаккалуга, которых специально пригласили для работы в постановке в город Туркестан.

- Сама идея, которая объединила нас с Давиде Левирмором, стала сочетанием двух разных культур. Если она останется только историей казахского народа, будет обидно и жаль. Конечно, она и есть казахская история, но мы раскрыли очень много деталей той эпохи, которые важны для всего человечества. Поэтому мы были очень заинтригованы и обнаружили, что сама история Борте не так известна в мире, как хотелось бы. Но известный писатель - драматург Дулат Исабеков, используя и основываясь на исторических фактах, смог создать целую картину и сделать огромную работу, стало известно столько важных моментов той эпохи. Он смог раскрыть характер и повадки людей, то, как они себя вели, разговаривали. На самом деле, очень интересные факты. А самое главное – это история о великой женщине. Мы постарались показать, что женщина играет большую роль в обществе и политике. Роль, которую не всегда ценят другие. Новый проект спектакля «Борте» будет продолжен, мы планируем организовать турне по Европе. И я определенно хочу работать в Казахстане и в городе Туркестане, у нас еще много планов и интересных проектов, - говорит итальянский режиссер Карло Шаккалуга.

– Какой момент из общей биографии героев пьесы потряс вас больше всего?

– Через несколько месяцев после свадьбы меркиты внезапно ворвались в дом Чингисхана, тогда еще Темучина, и забрали Борте в отместку за грехи его отца. Тот ведь тоже свою жену когда-то отобрал у ее законного мужа. Это клеймо – побывавшей в плену женщины – став главной драмой ее жизни, преследовало Борте до конца жизни. Когда она спрашивает у недомогающего Сотрясателя Вселенной: “Темучин, кто из четверых наших сыновей достоин занять твое место? Скажи это сейчас, иначе они завтра станут врагами друг другу”. Чингисхан назвал старшего сына – Джучи. Остальные трое возмутились: “Как так?! Он же не нашей крови. Мы этого не допустим”.

Началась суматоха и ссора, дошедшая до драки. Борте заплакала: “Почему ты своим сыновьям до сих пор не рассказал правду? Ты же знаешь, что Джучи – твой ребенок. Когда меня украли, он ведь был уже со мной. Помнишь, когда я захотела почки тигра, ты пропал на три дня, а потом мне их сам жарил на костре?”. Есть одна примечательная деталь. Когда Темучин спасал свою юную жену из меркитского плена, была великая битва, и это был захватывающий момент, - рассказывает режиссер.

- К слову, названием “Борте” пьеса обязана Мухтару Кул-Мухаммеду, -  говорит Дулат Исабеков. - У меня было “Борте-ханум”. Экс-министр культуры и спорта хвалил меня целый час, потом сказал, что у него есть многолетний опыт работы советником Президента Казахстана. Название “Борте”, по его мнению, будет звучать более емко. “Борте-ханум”– слишком статусное и хрестоматийное.

В спектакле известного драматурга, лауреата Государственной премии РК Дулата Исабекова «Борте» великолепно описаны исторические события. В уникальной  постановке о супруге великого правителя Чингисхана,  показана роль матери-героини в истории казахского народа. Режиссеры – постановщики  первой постановки нового туркестанского театра Давиде Ливермор и режиссер Карло Шаккалуга с большой ответственностью подошли к режиссуре данной повести. На высоком уровне и креативно было все: и костюмы артистов, и оформление сцены. Профессионально на сцене также выступили народная артистка Казахстана Алмахан Кенжебекова, заслуженный деятель РК Лейло Бекзанар-Ханинга, заслуженный деятель РК Алихан Идрышева, Еркебулан Даиров, Акбота Каймакбаева, Нуркен Отеилов, Айя Шарип и другие  молодые казахстанские актеры.

Новости партнеров