В Казахстане не хватает новых автобусов.
Вернуть льготы для импортируемых автобусов предложил депутат Мажилиса, член фракции AMANAT Кайрат Балабиев, передает Liter.kz.
В своем запросе он напомнил о словах президента по использованию туристического потенциала нашей страны. По словам депутата, пока в других странах производят лайнерные круизы, в Казахстане не хватает автобусов.
Туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мировой экономике. Есть даже страны, которые живут только за счет доходов от туризма. А туризм в Казахстане примитивный, дороги плохие, света и связи нет, сервис почти отсутствует. В результате мы не можем пользоваться благами прекрасных природных территорий. Пока в других странах производятся двухэтажные автобусы, комфорт-такси и лайнерные круизы, в нашей стране города готовятся к появлению новых автобусов. Автобусы, перевозящие пассажиров в Казахстане (13,2 тыс.), из них 66 процентов ветхие, срок службы более 20 лет, более 36 процентов непригодны к использованию. В развитых странах средний срок службы автобусов составляет пять – семь лет, – отметил он.
Депутат заметил, что дефицит автобусов наблюдается в Алматы и Туркестане.
Устаревшие автобусы оказывают прямое влияние на качество пассажирских перевозок и безопасность жизнедеятельности, и очевидно, что количество выбрасываемых ими газов превышает допустимые нормы. Как обеспечить качество и безопасность пассажирских перевозок в такой ситуации? – возмущается мажилисмен.
В рамках задачи по созданию благоприятных условий для людей президент также предупредил, что следует отказаться от устаревших и экологически вредных видов транспорта, добавил Балабиев.
Хотя у нас есть заводы, их годовая производительность очень низкая. В 2023 году семь заводов страны выпустили всего 3,2 тысячи автобусов, а доля новых автобусов в общем автобусном парке составляет всего 7,4 процента. Эти показатели не позволят в ближайшем будущем обновить автобусный парк на необходимом уровне, удовлетворить внутренний спрос или избавиться от импортозависимости, – сказал он.
Также депутат отметил недостаток инвестиций в эту сферу со стороны государства и предпринимателей. А импортировать автобусы за свой счет предпринимателям невыгодно, поскольку высокие таможенные пошлины и сборы за утилизацию транспортных средств делают импортные автобусы очень дорогими.
Не секрет, что не только автобусы, но и легковые автомобили – таможенные процедуры, различные налоговые отчисления увеличивают цену автомобиля в два–три раза и уже много лет вызывают недовольство населения, – сказал он.
В 2014 году государство приступило к обновлению автобусного парка и ввело нулевой тариф на ввозимые автобусы сроком на один год. Этот процесс был остановлен, когда льготами стали пользоваться предприниматели.
Учитывая вышеизложенные важные вопросы, в целях обновления отечественного автобусного парка и обеспечения внутреннего спроса, что напрямую влияет на развитие туризма в Казахстане. В связи с этим прошу рассмотреть меры по освобождению новых автобусов, импортируемых из других стран, от комплекта первичной регистрации и переработки, – заключил депутат.