Вези, вези, инватакси!

Редакция Liter.kz

В службе такси для людей с инвалидностью нужны перемены. Существующая система регулирования не позволяет обеспечить всех нуждающихся этой важной социальной услугой.

Первые инватакси в Казахстане появились в 2009 году в Алматы. С 2011-го они финансируются государством. С тех пор значительно возросла потребность в этих услугах, а автопарк не обновлялся. Отсюда постоянные поломки, дефицит машин на линии, недовольство подопечных.

А контингент здесь особый. Для многих государственная услуга "Инватакси" стала настоящим спасением, благодаря ей люди с инвалидностью могут учиться и работать, ездить на процедуры да и просто выйти из дома и почувствовать себя частью социума.

Прорывная когда-то государственная система испытывает проблемы роста. Сегодня требуется больше такого транспорта, более гибкие условия работы, быстрые решения по финансированию. К счастью, это понимают и ассоциации людей с инвалидностью, и отраслевое ведомство, и местные исполнительные органы.

Машин действительно не хватает. На линии выходят половина из них, водители жалуются на недостаточное финансирование ремонтных работ, — говорит глава Ассоциации женщин с инвалидностью "Шырак" Татьяна Баклажанская.

Сама она постоянный клиент инватакси и не понаслышке знает о существующих проблемах.

Каждый год проводится тендер, компании должны соответствовать определенным критериям, оплата им производится из средств местного бюджета, — продолжает Татьяна. — Мы имеем право на одну поездку в день к месту работы или учебы и обратно. Но очень часто я не могу заказать инватакси. Тогда приходится вызывать обычное такси через приложение “Яндекс”. Поэтому, если недалеко от дома, я еду на электроколяске. Или не еду вовсе, что, конечно, сильно ограничивает.

По мнению Татьяны Баклажанской, это очень важная услуга для людей с инвалидностью, она дает широкий спектр для большей социализации и улучшения качества жизни.

Потребность в инватакси увеличивается, а новых машин не появляется. Сами поставщики говорят, что ездят на тех же авто, что были приобретены изначально. Износ сильный, ведь работают они круглосуточно. Но взять тот же кредит на обновление техники не могут, так как не знают, выиграют ли тендер в следующем году, — объясняет общественница.

Помимо доступности машин, очень важно отношение водителей. Женщина несколько раз сталкивалась с тем, что таксисты задирают цену, увидев коляску, или тушуются, не имея опыта общения с такими пассажирами.

Если бы на том же “Яндексе” появились такие машины и водитель заранее знал, к кому он едет, мне было бы удобно пользоваться этой платформой. Я всегда за расширение возможностей, если это будет еще одна качественная услуга как вариант инватакси, — говорит Татьяна.

К слову, как раз недавно в “Яндексе” ввели экран специальных возможностей и стали обучать водителей, чтобы избежать недопонимания с особенными пассажирами. Решением же проблемы в целом может стать именно предоставление доступа к оказанию госуслуги "Инватакси" компаниям, работающим на рынке через платформенную занятость.

Сейчас законодательство позволяет привлекать к перевозке людей с инвалидностью только некоммерческие структуры, с полноценным парком автомашин и диспетчерской службой. Но принятый Социальный кодекс призван усовершенствовать систему соцзащиты и открывает возможности для развития конкуренции на рынке оказания государственных социальных услуг.

Открыв доступ для платформ, акиматы разгрузятся от проблем с поиском партнеров по госзаказу, а люди получат долгожданную свободу передвижения. Ведь не всем людям с инвалидностью нужны оборудованные авто, но при этом пользоваться общественным транспортом всем им затруднительно. 

В Алматы услугой пользуются свыше 2 тыс. человек, из них около 800 детей. На 2023 год из местного бюджета выделено 762 млн тенге, заключены договоры с тремя компаниями на 64 автомашины со стоимостью одного часа услуги до 2700 тенге.

Как отмечает главный специалист Управления занятости и соцпрограмм Алматы Дияс Малгаждаров, отсутствие разнообразия на рынке закупаемых услуг и полноценной конкуренции отражается на качестве. А допуск к услуге "Инватакси" рыночных игроков позволит приобретать ее у частных перевозчиков.

Министерством труда и соцзащиты населения планируется запуск пилотного проекта по оказанию услуг "Инватакси" на базе агрегатора "Яндекс Такси" в столице. Если опыт окажется удачным, он будет масштабирован и на другие службы такси. А значит, возможностей для передвижения особых пассажиров станет больше.

Новости партнеров