И рассказали, как стать стюардессой.
Вокруг профессии бортпроводников немало стереотипов. Многим кажется, что обслуживание пассажиров самолета, которые в основном выполняют длинноногие красавицы, – довольно простая работа. Однако это не так. Их работа не только обслуживать пассажиров, но и решать возникшие проблемы, а главное – в случае нештатных ситуаций они отвечают за безопасность каждого пассажира. Бортпроводники рассказали Liter.kz, как они пришли в профессию и каково быть представителем одной из самых романтичных профессий.
Фото из личного архива Толкын Утебаевой
33-летняя Толкын Утебаева из Астаны работает бортпроводником на протяжении 10 лет. Для девушки это не просто работа, а образ жизни. С шестого класса она мечтала стать стюардессой. В этом ей очень помог отец.
В 12 лет он отдал меня в школу с английским уклоном. Затем я поступила в университет на специальность "иностранные языки". Самый главный критерий был достигнут. Оставалось только пройти собеседование. Моим первым местом работы стала авиакомпания Air Astana, где я многому научилась и получила колоссальный опыт. Собеседование прошла легко, потому что готовилась к этому с очень раннего возраста и считала себя достойным кандидатом, – отметила Толкын.
Ей всегда нравилось коммуницировать с людьми, работать в команде и брать на себя высокую ответственность. В авиации Толкын привлекли путешествия, хорошая заработная плата, карьерный рост и, конечно же, престиж данной профессии.
Люди, узнав, что ты стюардесса, не остаются равнодушными, начинают задавать вопросы, видишь интерес и восхищение в их глазах. В моих планах не было поработать годик, посмотрев мир, и уволиться. Я знала, что свяжу жизнь с этой невероятной и интересной отраслью и буду расти как профессионал своего дела, – подчеркнула бортпроводница.
Девушка сейчас работает в авиакомпании Qazaq Air. По ее словам, здесь нет разделения пилотов и бортпроводников как по внутренним, так и по международным рейсам. Поэтому у каждого есть возможность летать и по Казахстану, и за рубеж. А самый привлекательный бонус работы – 90% скидка на перелеты их авиакомпанией. Помимо этого – медицинская страховка, оздоровительные и отпуск 60 дней в году.
Фото: из личного архива Толкын Утебаевой
Наш "вид с офиса" – это воздушные облака, красивейшие закаты и рассветы, роскошный вид на яркие ночные города и многое другое. Кстати, бортпроводник всегда должен выглядеть с иголочки, поэтому мы часто слышим комплименты в свой адрес, – дополнила Толкын.
Нельзя забывать и про взаимоотношения в экипаже. Бортпроводники – глаза пилотов, через них они узнают, что происходит в салоне.
За 10 лет авиации было много интересных, романтичных и трогательных историй. Больше всего мне запомнился рейс, на котором мы с экипажем решили устроить праздник для пассажира-именинника. Это был пожилой мужчина. Наш агент наземной службы заметил, что у него в тот день был день рождения, когда проверял паспорт во время регистрации, и передал нам эту информацию. Мы решили сделать ему приятный сюрприз, так как он летел один, – вспоминает Толкын.
Также стюардесса отмечает, что во время полета много сил и энергии уходит, тем более они постоянно в движении и должны быть на страже безопасности и комфорта пассажиров.
Наше питание и питание пассажиров сильно отличается. Для пассажиров мы предоставляем на платной основе и там отсутствует горячее питание. Так как мы много времени проводим в небе и иногда не успеваем приготовить дома, авиакомпания заботиться о нашем комфорте, – отмечает бортпроводница.
На вопрос, можно ли просить добавки пассажиру, Толкын ответила, что любой каприз исполняется за деньги летающих.
Наши пассажиры не останутся голодными. К слову, в некоторых авиакомпаниях можно бесплатно получить добавку в случае, если другие пассажиры отказались от своей порции, – ответила на довольно распространенный вопрос Толкын.
Для нее идеальный пассажир это тот, кто всегда поздоровается и улыбнется в ответ, спросит, как дела, и уходя с самолета, поблагодарит за отличный полет.
Он обязательно заметит, что вы работаете от души и стараетесь предоставить отличный сервис, отсюда вывод: идеальный пассажир – благодарный пассажир, – отметила она.
Ну и, конечно же, когда пассажиры спокойно спят во время рейса, для бортпроводников это значит, что полет проходит комфортно для всех. Вредных пассажиров девушка встречает редко.
Скорее всего, потому что я не вредный человек, соответственно, редко таких привлекаю. Но не без них, конечно, главное в этой ситуации – совладать со своими эмоциями и делать все по инструкции, – улыбается она.
Также она добавила, что бортпроводникам хотелось бы, чтобы пассажиры были чуть терпеливее. На борту бывает более 70 пассажиров и многие что-то просят: кому-то нужно срочно принести воду, кому-то детский ремень, кому-то помочь разместить багаж, а кому-то поменять место рядом с другом, и это все происходит, когда самолет еще не взлетел.
Нам еще нужно проверить, все ли пассажиры пристегнулись, и подготовить кабину ко взлету. После передать информацию пилотам о нашей готовности к взлету, то есть время очень ограничено, пока мы еще на земле. Хотелось, чтобы пассажиры понимали, что мы все помним, ну или пытаемся не забыть, а если и забыли – напомните, ведь мы тоже люди. Если не успели решить ваш вопрос и просьбу на земле, после взлета обязательно подойдем и поможем, – обратилась Толкын ко всем пассажирам.
Фото: из личного архива Аиды Кенжебековой
28-летняя Аида Кенжебекова родом из города Талдыкоргана. Вот уже на протяжении пяти лет она работает в авиации. Так же, как и у Толкын, ее цель попасть в воздушную гавань созрела в школьном возрасте. Ей всегда нравилась форма и атмосфера полета.
Когда я училась в шестом классе, впервые отправилась самолетом из Талдыкоргана в Астану. Тогда и увидела, что бывают такие люди, как бортпроводники. С этого момента зародилось желание тоже когда-нибудь летать. По окончании университета решила попробовать осуществить мечту детства, и это у меня получилось, – рассказывает Аида.
Профессия стюардессы окутана стереотипами. Изначально девушка представляла, что бортпроводники только и делают что путешествуют да отдыхают. Но на самом деле это оказалось не так. По ее словам, на плечах бортпроводника очень много ответственности и работы.
Отчетливо помню свой самый первый рейс. Это было прям в канун Нового года. 31 декабря 2018 года мы вылетели из Талдыкоргана в Астану. Было очень волнительно, потому что в тот день сдавала экзамен на борту. Но все прошло спокойно, – вспоминает она.
Желание уволиться у Аиды возникало очень часто, особенно перед ранними утренними рейсами, когда дома все спят. С бессонницей она сталкивалась в начале карьеры, сейчас организм привык и девушка может спать в любое время.
В среднем каждый месяц мы летаем по 50 часов. Это не так уж и много. У нас за месяц вперед выходит расписание полетов. Исходя от этого, мы планируем свои дела. По мне наше расписание лучше, чем работать каждый день с 9:00 до 18:00 вечера. Поэтому считаю, что на личную жизнь не хватает времени только у тех, кто на работе с утра до вечера. У нас на нее полно времени, – улыбается девушка.
Аида также рассказала, что в стандарте бортпроводниц прописаны туфли от двух до четырех сантиметров каблука. Поэтому, чтобы ноги не уставали и не болели от каблуков, нужно выбирать правильную обувь и не слишком высокую.
На борту бывают разные ситуации. Серьезных ЧП не происходило. Обычно это медицинские случаи, когда пассажирам становится плохо. Нам приходится оказывать первую доврачебную помощь. Бывает, когда пассажиров охватывает паническая атака – у тех, кто впервые летит. В таком случае мы успокаиваем, даем попить воды, уделяем максимальное внимание, разговариваем. Обычно они успокаиваются, когда понимают, что все под нашим контролем и ничего плохого не случится, – говорит Аида Кенжебекова.
Стоит отметить, что попасть в авиацию не так уж и сложно, достаточно:
- быть гражданином РК в возрасте от 18 лет;
- иметь среднее специальное или высшее образование;
- свободно владеть казахским, русским и английским языками;
- владеть высокими коммуникативными навыками;
- на видных местах тела не должно быть татуировок и пирсинга.
К слову, авиаперевозки становятся более популярным видом транспорта среди населения, подтверждением чему является рост на 23% пассажирских перевозок. В 2023 году казахстанскими авиакомпаниями перевезены рекордные 13 млн пассажиров. Увеличился и парк воздушных судов казахстанских авиакомпаний – с 89 до 99 единиц.