Сегодня под председательством депутата Мажилиса Парламента РК Б. Бейсенгалиева на очередном заседании Республиканского совета по региональному развитию при партии AMANAT рассмотрены вопросы строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог республиканского значения, передает Liter.kz.
В заседании приняли участие секретарь партии Е. Жилкибаев, вице-министры: транспорта – С. Аблалиев, и энергетики – Е. Аккенженов, представители Министерства промышленности и строительства, национальной компании "ҚазАвтоЖол", Национального центра качества дорожных активов, депутаты Мажилиса Парламента РК, члены Республиканского совета и председатели региональных советов, руководители региональных филиалов партии, заместители акимов областей.
С докладом выступили вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев, руководство национальной компании "ҚазАвтоЖол", заместители акимов областей, которые ответили на вопросы членов совета.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт республиканских дорог, ремонт дорог областного и районного значения являются одним из основных приоритетов предвыборной программы партии AMANAT "Вместе с народом!" на 2023-2027 годы.
В нынешнем Послании глава государства особо подчеркнул стратегическую значимость данного вопроса. В своем выступлении президент отметил: "Требуется также решить проблемы в сфере строительства автомобильных дорог. Их качество не выдерживает критики. Несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция — это "родовые болезни" данной отрасли. Поэтому следует принять конкретные меры уже до конца года".
К примеру, в августе текущего года к председателю партии Е. Кошанову на личный прием обратились жители города Алтая по вопросу ремонта участка дороги Усть-Каменогорск – Алтай – Рахмановские ключи, так называемого Осиновского перевала. Данный вопрос, который не решается уже семь лет, на заседании совета поднял секретарь партии Ержан Жилкибаев.
Он отметил, что этот жизненно важный участок касается более 80 тысяч жителей Алтайского и приграничного Катон-Карагайского района и десятков тысяч туристов. Также Ержан Жилкибаев обратил внимание на проблему полного отсутствия дороги от населенных пунктов Ветелки и Новостройки к городу Уральску, ученики которых в межсезонье не могут попасть в школу, жители на работу, не всегда может подъехать скорая.
Также одна из самых изношенных дорог в стране трасса Кызылорда – Жезказган. В Кызылординской области работа близится к завершению. Со стороны Жезказгана — на уровне поручений, проведения конкурсов закупок и т.д.
Следующим проблемным вопросов, на который жители жалуются уже много лет, является участок трассы Жезказган — Петропавловск от города Аркалыка Костанайской области до города Державинска Акмолинской области. "КазАвтоЖол" обещает завершить ремонтные работы в 2024 году, но у жителей близлежащих населенных пунктов также много вопросов и жалоб на качество ремонтных работ.
По результатам заседания были сделаны следующие выводы:
1) недостаточные объемы работ. В ближайшие шесть лет будет построено и реконструировано порядка восьми тысяч километров международных и республиканских автомобильных дорог. Это чуть больше одной тысячи километров в год;
2) систематически идет удорожание объектов, иногда в разы, при этом сроки работ переносятся на годы, как это произошло с трассой Кызылорда – Жезказган: с 2024-го на 2026 год;
3) не хватает дорожно-строительных материалов, таких как битум, щебень, цемент и другие, что также отражается на сроках;
4) зачастую страдает качество работ.
Для решения основных проблем в строительстве дорог республиканского значения уполномоченным центральным и местным исполнительным органам рекомендовано: оптимизация расходов и снижение себестоимости строительства, применение строгих стандартов качества и контроль за их соблюдением, внедрение современных технологий и материалов, внедрение прозрачных процедур тендеров и контрактов, усиление контроля и аудита расходов, разработка и применение технологий, учитывающих особенности климата, например, использование материалов, устойчивых к экстремальным температурам, инвестиции в образование и повышение квалификации специалистов.
Наша общая цель — это открыто обсудить имеющиеся проблемные вопросы, предпринять совместные усилия совместно с центральными, местными исполнительными органами, заказчиками и подрядчиками по приведению сети автомобильных дорог к нормативному состоянию, чтобы социальное самочувствие нашего населения улучшалось и мы получили мультипликативный экономический эффект от превращения Казахстана в крупный международный транспортно-логистический хаб.