Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Возвращаем воспитателям престиж профессии - депутат Жулдыз Сулейменова

06.11.2023, 12:32
Возвращаем воспитателям престиж профессии - депутат Жулдыз Сулейменова
Фото из личного архива Жулдыз Сулейменовой

В Казахстане уделяется большое внимание повышению благосостояния населения. В рамках этой работы Глава государства Касым-Жомарт Токаев не раз давал поручения по увеличению зарплат бюджетникам, работникам правоохранительных и силовых органов, и другим. На сей раз очередь дошла и до воспитателей детских садов, которые по сравнению с другими специалистами образовательной сферы оказались самыми незащищенными в социальном плане. В виду значимости этого вопроса контроль над этим взяла партия AMANAT и включила в свою Дорожную карту по исполнению Предвыборной программы партии на 2023-2027 годы "ХАЛЫҚПЕН БІРГЕ!". О ситуации с кадрами в дошкольном воспитании, поэтапном повышении зарплаты педагогам детсадов, переводе на 40-часовую рабочую неделю и приведении в соответствие соотношения "воспитатель-воспитанник" до норм Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), корреспонденту газеты "Литер" рассказала депутат Мажилиса Парламента РК Жулдыз Сулейменова.

Своя дошкольная модель

— Жулдыз Досбергеновна, в каком положении находятся педагоги детсадов и помощники воспитателей по сравнению с другими работниками бюджетной сферы? 

— Конечно, в системе дошкольного образования и воспитания существует ряд проблем. С 2019 года Глава государства уделяет особое внимание сфере образования, в том числе и развитию дошкольного образования и воспитания детей. С данной целью в 2020 году была сформирована экспертная группа при министерстве просвещения с активном участием PHD в этой области Гаухар Кииковой. Данная экспертная группа подготовила модель и принципы развития дошкольного образования и воспитания. В 2021 году эта модель была утверждена постановлением нашего Правительства. 
Этот документ определяет направление изменений, необходимых для трансформации дошкольного воспитания и обучения, в соответствии с меняющимися требованиями к развитию и обучению детей, и актуальными научными данными. 
Модель ориентируется на гармоничное сочетание национальных ценностей с современными теориями целостного раннего развития детей.

— А какие проблемы характерны?

— В настоящее время в системе дошкольного воспитания и обучения имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Это несоответствие используемых методов и форм работы с детьми современным требованиям. Недостаточно всегда учитывается развитие познавательных интересов детей, их любознательность и самостоятельность. Имеется несогласованность в наборе ключевых навыков, приобретаемых на разных уровнях образования, которая создает препятствия к построению системы обучения в течение всей жизни (lifelong learning).
Также остается актуальным низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие системы измерения и оценивания качества дошкольного воспитания и обучения, нехватка и устаревание кадров, непрестижность профессии педагога, несоответствие содержания программ подготовки педагогов современным тенденциям мировой науки, изолированность детей с особыми образовательными потребностями. Вдобавок хлопот добавляет дефицит специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивной среде и недостаточная связь с родительской общественностью.

Повышение в процессе

— Ранее Президент поручил поэтапно повысить зарплату воспитателям, как этот процесс будет происходить?

— Доступное и качественное дошкольное образование входит в перечень целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций до 2030 года. Поэтому наше государство держит этот вопрос в приоритете. Что касается ситуации с детсадами, то на 30 октября 2023 года сеть дошкольных организаций составляет 11 338 единиц, из них 8 252 детских садов и 3086 мини-центров, 5 567 государственных и 5 771 частных дошкольных организаций, которые посещают более 973 тысячи детей от 1 до 6 лет.
В целом, начиная с 2020 года, здесь ежегодно повышалась зарплата на 25% и за четыре года увеличилась в два раза. Кроме того, с сентября этого года всем педагогам дошкольных организаций повысилась еще на 30%. 

— Сколько человек в общем коснулось повышение?

— По данным Минпросвещения РК, повышение зарплаты должно было затронуть более 95 тысяч педагогов детсадов, в том числе более 58 тысяч педагогов госучреждений. Тем временем в частных дошкольных организациях тоже должны были повысить зарплату 37 тысячам педагогов. Однако в ряде областей, в основном южных, например, Туркестанской, этот вопрос до сих пор решается, потому что здесь есть нюансы по ответственности бизнеса и мониторингу исполнительных органов. 
В целом на сегодня в 11,3 тысячах дошкольных организаций работают 97,4 тысяч педагогов, из них свыше 64 тысяч воспитателей. 
Законом "О статусе педагога" для исчисления месячной зарплаты педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в государственных детсадах, предшкольных группах дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классах организаций среднего образования, установлена нормативная учебная нагрузка в неделю 24 часа.
К тому же согласно поручениям, запланировано поэтапное повышение зарплаты в детсадах на 100% путем увеличения размера подушевого норматива финансирования в течении трех лет. В 2023 году — на 30%, 2024 году — 30% и 2025 году — 40%. 
Для этого в настоящее время в Республиканском бюджете на 2024 −2025 годы рассматривается вопрос повышения зарплат сотрудникам дошкольных организаций на 40% в 2024 году и на 30% в 2025 году. Это требует поддержки всех заинтересованных госорганов. Сегодня Минпросвещения подготовлены предварительные расчеты на поэтапное повышение зарплаты воспитателей до 2025 года еще на 40 и 30%.

Нагрузка по ОЭСР

— Касательно поэтапного перехода на 40-часоую рабочую неделю и приведения соотношения "воспитатель-воспитанник" до норм ОЭСР, что это значит?

— В рамках Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии "Amanat", помимо пункта о поэтапном повышениии зарплаты педагогам дошкольных организаций, есть еще и поэтапный переход на 40-часовую рабочую неделю, и приведение соотношения "воспитателя-воспитанник" до нормы ОЭСР.
В настоящее время Правительство готовит апробацию новых подходов по доведению соотношения воспитателей до нормы ОЭСР.
Напомню, что у нас есть поручение Президента по поэтапному переходу на 40-часовую рабочую неделю и приведение соотношения "воспитатель-воспитанник" до норм ОЭСР. Данная мера обеспечит исполнение пункта 48 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2022 года "Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество".

— По нормам ОЭСР сколько воспитателей нужно на группу детей?

— По стандартам ОЭСР соотношение "воспитатель-количество детей" составляет один воспитатель на семь детей — это для детей двух лет, и один воспитатель на 18 детей — для детей 3-4 лет, как правило, в группах неполного дня пребывания. В Казахстане же один воспитатель на 10 детей — для детей 1-го год, один воспитатель на 20 детей — для двух лет, и один воспитатель на 25 детей — для детей 3-5 лет. И 98% детсадов работают полный день.

Согласно Типовым штатам работников дошкольных организаций с 9, 10,5 и 12-часовым пребыванием детей при пятидневной рабочей неделе предусмотрено два сменяемых друг друга воспитателя. 
Был изучен международный опыт и рассмотрены оптимальные подходы для применения на практике дошкольного образования страны. В 39 детсадах с октября по декабрь 2022 года проведен пилотный проект "Два педагога в группе дошкольной организации в течение дня" для апробации новых подходов по доведению соотношения воспитателей к воспитанникам до норм ОЭСР. 
Результаты пилотного проекта показали эффективность нахождения двух воспитателей в одной группе в течении дня. Возможность работать в малых группах позволяет педагогу обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, появилась вариативность форм работы с воспитанниками, повысилась речевая и двигательная активность детей. Значительно повысился уровень удовлетворенности родителей оказываемыми образовательными услугами пилотных детских учреждений.

Больше детей, больше детсадов

— Но вполне логично, что тогда понадобится больше воспитателей, но откуда им взяться?

— Действительно, пилотный проект показал, что приведение профессиональной нагрузки до норм ОЭСР предполагает увеличение штата педагогов, для совместного пребывания двух педагогов в одной группе в течение дня, что позволит организовать воспитательно-образовательный процесс в малых группах по 10-12 чел. 
Однако, увеличение количества педагогов на сегодня не предоставляется возможным так как имеет место дефицит кадров. 
Хочу сказать, что в большей степени на рост дефицита кадров влияет отток непрофильных педагогов в школы. Также наблюдается текучесть кадров из-за непривлекательности профессии воспитателя, низкой зарплаты и высокой ответственности за жизнь и здоровье детей.
Вместе с тем, в 2020-2021 годах потребность в кадрах в детсадах была 7 317, в 2021-2022 одах уже 8 707, а в 2022-2023 годах она выросла почти в два раза и составила 15 395. Данная динамика складывается из ежегодного открытия новых дошкольных учреждений. У нас ежегодно открывается до 400 новых детских садов. Из них 80% частных.

— Это же хороший показатель?

— Да, но при этом надо отметить, что рождаемость во всех странах ОЭСР находится ниже уровня необходимого для простого воспроизводства населения. 
В Казахстане суммарный коэффициент рождаемости на сегодня выше показателей ОЭСР.
Подавляющее большинство казахстанцев — 92%, считают детей обязательным фактором семьи. Также в установках казахстанцев прослеживается тренд на среднедетность, то есть респонденты планируют от двух до четырех детей в семье. Вместе с тем, проведение воспитателем воспитательно-образовательного процесса в течении 8 часов без перерыва с группой детей в количестве 25 человек сказывается на качестве педагогического процесса, увеличивает нагрузку на воспитателей и приводит к профессиональному выгоранию. Также стоит проблема устаревания кадрового состава дошкольного образования. У нас каждый пятый педагог — в возрасте от 50 лет и выше. Своевременная и точечная поддержка педагога, позволит удержать педагога в профессии.

Каковы ожидания?

— Что в итоге дадут все эти меры?

— Если говорить о родителях, то в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным воспитанием и обучением ставятся целевые показатели предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Здесь задачи предполагают повышение ответственности родителей за результативность данного процесса. Проблемы вовлечения родителей в процесс детского развития, воспитания и обучения будут решены через повышение педагогической культуры родителей. Предусматривается включение родителей в деятельность дошкольной организации.
Реализация новой модели позволит создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения. Также планируется создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка. Вдобавок будут формироваться личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции. Еще позволят расширить формы сотрудничества с семьей и разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения. Это для организаций дошкольного образования. 

— А педагогам и детям?

— Педагогам это даст повышение престижа профессии, статусности; более пристальное внимание к подготовке квалифицированных педагогов для работы в современных условиях; обеспечение непрерывного профессионального развитие педагогов; развитие качества дошкольного образования.
Для детей — физическое благополучие; социально-эмоциональную компетентность; развитие когнитивных навыков коммуникаций; высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию; умение делать самостоятельный осознанный выбор; развитие критического мышления. 
В целом все изменения направлены на развитие индивидуальных возможностей ребенка; повышение уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг; и получение консультативной помощи в создании условий для целостного развития ребенка дома.

В заключение подчеркну, что за последние 10 лет вопросы охвата детей дошкольным воспитанием и обучением в большей степени решены. На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качества дошкольного обучения и воспитание. Поэтому сейчас работа идет именно над созданием условий для оказания качественных услуг в дошкольной сфере.
По охвату детей дошкольным образованием достигнуты очень хорошие результаты. Вместе с тем, необходимо отметить, что со стороны государства делается большая работа для развития системы, в том числе поддержки бизнеса. Теперь нужно уделить должное внимание для достижения качества в области предоставления дошкольного образования. При этом, каждая дошкольная организация помимо ухода и воспитания должна давать необходимые навыки и соответствующие возрасту знания. Детский сад должен стать местом, где неравнодушные педагоги подсказывают родителям, каких результатов добиваются дети и в каком направлении нужно развивать их. 
Я считаю, что для самых маленьких граждан страны с учетом их возраста воспитатель должна стать другом и союзником в их развитии.

— Спасибо!

Оксана Давыдова, Астана.

СПРАВОЧНО от Минпросвещения РК:
В рамках реализации предвыборной программы Президента РК "Справедливый Казахстан — для всех и для каждого. Сейчас и навсегда" Министерством просвещения РК ведется еженедельный мониторинг по обеспечению детей от 2 до 6 лет качественным дошкольным воспитанием и обучением.
По оперативным данным МИО количество детей, стоящих в очереди в дошкольные организации составляет 129 640 детей.
Большая очередность наблюдается в регионах городах Алматы, Астана, Алматинской, Карагандинской, Атырауской областях.
Вместе с тем, для увеличение охвата детей дошкольным воспитанием и обучением местными исполнительными органами разработан и утвержден Пошаговый план ввода и открытия дошкольных организаций и новых мест на 2023-2027 годы. Согласно Пошагового плана в 2023 году запланировано открытие 555 дошкольных организаций на 80 954 мест для достижения охвата детей дошкольными учреждениями 90,2%. На сегодня открыто 521 дошкольных организаций на 53 577 мест, до конца года планируется ввести 27 377 новых мест.

Новости партнеров
×