Введение ОСИ не избавило казахстанцев от КСК, но подняло расходы на обслуживание домов

Жуман Кииков

Закон о замене формы управления домами с КСК (кооператив собственников квартир) на ОСИ (объединение собственников имущества) поднял траты на обслуживание домов. КСК по-прежнему обслуживает дома, но теперь «над ним» стоит еще одна организация. Почему люди не довольны реализацией нового закона, читайте в материале Liter.kz.

Нововведение должно было решить проблемы КСК и сделать процесс обслуживания дома финансово прозрачным. ОСИ занимается финансовой стороной обслуживания дома: выделяет деньги на его содержание и откладывает средства на капитальный ремонт. На деле, управление домом получили некомпетентные специалисты, а новая система сбора средств лишь увеличила денежную нагрузку на жильцов.

Заказчик и подрядчик

До введения законопроекта КСК занимался финансовой и сервисной стороной содержания дома. Теперь часть обязанностей взяло на себя ОСИ. Оно выступает в качестве заказчика и заключает договоры по обслуживанию дома. КСК же просто перешло в разряд подрядчиков.

Тарифы и голосование

Размер экплуатационных взносов на содержание дома определяется на общем собрании собственников квартир. Многие жильцы столкнулись с резким скачком тарифов после регистрации ОСИ. Дополнительные расходы связаны с содержанием общего имущества, а также штата ОСИ. Это как минимум два человека – председатель и бухгалтер, каждому надо платить по 42 500 тенге. Также надо учесть траты на заключение договоров с сервисными компаниями и на сберегательный счет. В среднем, выходит 50 тенге за квадратный метр на текущие расходы и 13 тенге - накопительный взнос для капитального ремонта. При этом, чем старше дом, тем дороже обслуживание.

Проблемные жильцы

Заместитель премьер-министра РК Роман Скляр назвал одной из проблем перехода - нежелание жильцов становиться председателями ОСИ. По словам председателя палаты юридических консультантов «Юстус» Жанетты Камелевой, разногласия между жильцами и управляющей компанией появляются часто. Жильцы жаловались на действия или бездействие КСК и писали жалобы в жилищную инспекцию. В ОСИ ситуация сложнее.

Мало кому хочется бегать по крышам и подвалам, постоянно выслушивая претензии жильцов. Бывает и обратная ситуация, когда жильцы отказываются платить за обслуживание дома. Принудить к этому можно только через суд. Разбираться еще и с проблемными жильцами - лишняя головная боль.

А вопрос привлечения председателя к административной ответственности все еще в разработке. Если вдруг ОСИ получит штраф, выплачивать его придется из бюджета организации.

Закон и ОСИ

Важным препятствием для смены КСК на ОСИ является передача документации. Случаются ситуации, когда жильцы обнаруживают огромные долги, накопившиеся за время работы старых управленцев.

Руководитель Департамента развития регионов и методологии АО «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» Маргулан Абдыкаримов на брифинге СЦК сообщал, что рассматривалась возможность штрафовать организации за затягивание перехода. Но меры так и не были приняты.

Инициатива передачи управления над домом самим жильцам звучит правильно, но реализация оставляет желать лучшего. Выглядит так, словно ОСИ еще одна организация, которую должны содержать казахстанцы. В законопроекте много пробелов, сами жильцы не заинтересованы в собраниях. Для большинства собственников ОСИ и КСК - одно и то же. Следовательно реформа для них мало что меняет.

 

Поделиться