Политолог объяснил доминирование партии Nur Otan на выборах сельских акимов

25 июля 2021 года в Казахстане прошли выборы акимов сел и городов районного значения.
Ербол Казистаев

На днях в Казахстане завершились первые прямые выборы сельских акимов и акимов городов районного значения. Политолог Казбек Майгельдинов прокомментировал прошедший избирательный процесс, передает Liter.kz.

После проведения парламентских выборов в начале текущего года в конце мая Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал поправки в Конституционный закон "О выборах в Казахстане". Это стало возможным благодаря курсу, взятому на модернизацию политической системы - в рамках второго пакета политических реформ. Новые изменения предусматривают введение выборов акимов и голосование против всех кандидатов.

В результате 25 июня решениями районных избирательных комиссий в стране объявили выборы по 730 избирательным округам в 176 районах (городах) 14 регионов страны. Прошедшие выборы с охватом всей страны ознаменовали новый этап в развитии местного самоуправления.

После просмотра итогов выборов сельских акимов приходит понимание, что миф о рациональном избирателе (по одноименной книге) профессора экономики Университета Джорджа Мейсона Брайана Каплана не работает в казахстанской реальности. Довольно высокая явка избирателей говорит о неплохом уровне политической культуры населения и ожиданий от сельских акимов, хотя никто не отвергает административные рычаги и предсказуемость линии программ партий. Что касается политических партий, то по итогам выборов можно сказать, кто упустил шанс на свою аудиторию и внушительную часть населения Казахстана – 40,8% - сельские жители.

По итогам выборов основными победителями стали кандидаты от партии Nur Otan, госслужащие и действующие акимы.

Ожидаемое доминирование правящей партии - вовсе не случайность. Помимо того, что победа партии Nur Otan обусловлена ресурсной базой, широкой агитационной кампанией и конкретной программной платформой, важным элементом является серьезный подготовительный этап. Так, до начала предвыборной агитации прошли собственные социологические исследования по определению ожиданий жителей села и составлению портрета будущего акима. Это, в свою очередь, повлияло на качественный состав кандидатов, которых выдвинула партия.

При этом ничто не препятствовало другим партиям также широко проводить свою агитационную платформу и популяризировать свою программу с четкой линией. Победителей не судят, но по тем же технологиям, методам и успешным кейсам правящей партии во время парламентских выборов другие партии также могли агрегировать весь этот пакет под свое видение и применить успешные технологии конкурента. К примеру, для сельских жителей во время предвыборной кампании более результативным оказался метод "от двери к двери" (face to face), который применяла партия Nur Otan - как во время парламентских выборов, так и в процессе прямых выборов сельских акимов.

По сути встает закономерный вопрос: "А не пора ли нашим политическим партиям уже проснуться?" Раньше, если говорили, партии просыпаются в преддверии избирательных процессов, то благодаря новой концепции развития местного самоуправления минимум на ближайшие девять лет беспрерывно уже этот процесс обеспечен. При этом старые доводы о несправедливом отношении к этим политическим партиям из года в год не будут работать и не актуальны уже.

Как минимум, прямые выборы сельских акимов могли бы стать неплохим тренировочным лагерем перед основной борьбой за власть. Ведь именно в этом основное призвание любой партии. Как максимум, партии смогли бы начать процесс взращивания местной элиты под своим крылом, а после обкатки эти ж кадры могли бы спокойной идти вверх.

В сухом остатке - что дали прошедшие выборы?

Во-первых, это повышение политической культуры и определение регионов с наиболее высоким уровнем сопричастности к принятию политического решения.

Во-вторых, провал партии "Ауыл", которая априори должна была стать главным конкурентом партии Nur Otan.

В-третьих, агрегирование интересов сельских жителей. Для успешной реализации Концепции развития местного самоуправления именно четкое обозначения имеющихся проблем на местах и, соответственно, поиск путей их решения избранными акимами совместно с местным сообществом имеет важное значение.

В целом для меня значимым результатом прошедших выборов является возможность. Возможность для власти определить уровень развития местного самоуправления по всем регионам страны. Возможность для избирателей проявить свою гражданскую позицию и активность. Возможность для кандидатов, в частности, для самовыдвиженцев - побороться в конкурентной среде. Возможность для политических партий активно продвигать свою платформу, тем самым нарастить свой потенциальный электорат.

И эти возможности имеют хорошую перспективу. Впереди еще несколько этапов выборов. Поэтому главный урок, который стоит освоить, как говорил известный британский предприниматель Ричард Брэнсон, "надо пытаться и пытаться, опять пытаться – но никогда не сдаваться!"

Новости партнеров