Несмотря на пандемию COVID-19, политическая жизнь в Казахстане в этом году развивается достаточно интенсивно. В январе прошли выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов всех уровней. Президент страны Касым-Жомарт Токаев инициировал третий пакет политических реформ. А в рамках реализации второго пакета была подготовлена необходимая правовая база для проведения прямых выборов и дальнейшей деятельности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения.
25 июля прошли выборы 730 акимов. До конца года будут избраны еще 45 акимов, что также даст возможность проявить себя заинтересованным партийным и независимым претендентам на данную должность. А в 2022-2025 годах через процедуру избрания населением указанных административно-территориальных единиц пройдут еще 1570 акимов. Тем самым происходит смена формата выборности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения – от депутатов маслихатов соответствующих районов и городов областного значения в пользу местных жителей.
Наибольшее количество акимов избраны в Акмолинской области (95), наименьшее – в Мангистауской области (10). С учетом этого обстоятельства обозначилось и количество претендентов на эти должности. В тех же двух областях баллотировались 303 и 34 кандидата соответственно. В среднем на место одного акима претендовало три кандидата. Значительная часть кандидатов - самовыдвиженцы (1419 человек). Что касается партийного фактора, то в разном соотношении в выборах приняли участие все шесть политических партий Казахстана, совокупно представленные 878 кандидатами. При этом не было необходимости использовать процедуру выдвижения кандидатов районными акимами.
В голосовании приняли участие более 1,2 млн. человек. Наиболее всего это проявилось в Восточно-Казахстанской (90,9%) и Жамбылской (90,7%) областях, менее всего – в Алматинской области (66,5%). Судя по всему, свою роль сыграл фактор традиционно большой мобильности жителей сельской местности в сравнении с населением крупных городов. Из информации масс-медиа можно сделать вывод о том, что уровень заинтересованности в прошедших выборах перевесил степень апатии среди соответствующего электората. К тому же гражданам на этих выборах предоставлено право проголосовать против всех кандидатов.
В итоге 380 из 730 акимов рассматриваемой категории сохранили свои посты, будучи переизбранными на новый срок. Новичками стали 350 человек. Партийный состав избранных акимов выглядит следующим образом: «Nur Otan» - 627, включая 65 членов партии, баллотирующихся в порядке самовыдвижения, «Ауыл» - 33, «Adal» – 15, «Ак жол» - 11, НПК – 10 и ОСДП – 1 человек. Таким образом, в своем большинстве данные должностные лица являются представителями разных партий, что накладывает на последние определенную долю ответственности за их деятельность. Особенно это касается партии «Nur Otan».
В целом, рассматриваемые выборы важны не столько сами по себе, сколько с учетом их влияния на дальнейшее развитие как определенных населенных пунктов, так и всей страны. При этом немаловажно, что в ходе их организации и проведения проявились различные критические моменты, требующие своего устранения.
Прежде всего, необходимо отметить слабую работу уполномоченных госорганов по информированию населения. Во-первых, еще с прошлого года, когда в рамках Послания Главы государства народу Казахстана была озвучена его инициатива о введении прямой выборности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения, следовало сформировать и задействовать во всех регионах страны информационно-пропагандистские группы для разъяснения гражданам значимости данной инициативы. Особенно в интересах осуществления эффективного управления делами местного значения и вовлечения в этот процесс местных жителей.
Однако, соответствующая деятельность ограничилась публикацией и озвучиванием преимущественно в республиканских СМИ оценок отдельных экспертов по этому поводу. Поэтому по результатам социологического исследования, проведенного в апреле Институтом общественной политики партии «Nur Otan», 35,6% респондентов ничего не знали о предстоящих выборах сельских акимов.
Во-вторых, уже во время самой избирательной кампании со стороны местных исполнительных органов и территориальных избирательных комиссий не было проведено на должном уровне работы по информированию избирателей по разным аспектам данных выборов, включая информацию о кандидатах. Даже Центризбирком, фактически, самоустранился от составления и оглашения сводной информации по итогам ключевых этапов выборов, ограничившись ссылками на Интернет-ресурсы теркомов. В свою очередь, такой подход отразился на результатах низкой явки в отдельных регионах и населенных пунктах.
Наблюдается также неподготовленность многих членов территориальных и участковых избирательных комиссий в части знания законодательства о выборах и специфики своих непосредственных задач, включая взаимодействие с избирателями, кандидатами, независимыми наблюдателями и представителями СМИ. В связи с этим, со стороны ЦИК РК целесообразно периодически организовывать и проводить с ними учебно-практические занятия по этим и другим вопросам.
Основной же эффект от введения прямой выборности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения проявится только через год и позднее в результатах деятельности вновь избранных акимов. В свою очередь, эта деятельность будет зависеть от ряда факторов, включая социально-экономическое состояние соответствующих населенных пунктов, уровень местных проблем и вопросов, объем ресурсов, находящихся в распоряжении акимов, характер взаимодействия акимов с вышестоящим руководством и местным населением. Свою роль могут сыграть и политические партии, членами которых являются большинство акимов.
Принятые в этом году поправки в законодательство, регулирующее вопросы местного государственного управления и самоуправления, в частности, предоставляют собраниям местных сообществ право постановки вопроса об освобождении акимов рассматриваемой категории от занимаемой должности перед соответствующими маслихатами. В связи с этим на партии, представленные в маслихатах, ложится большая ответственность перед избирателями. Возможно, что при нерадивом отношении акимов к исполнению своих обязанностей или совершении ими действий, противоречащих служебной этики госслужащих и закону, партиям следует не ждать соответствующего обращения местных жителей в маслихаты, а воспользоваться своим правом исключения данных лиц из своих рядов, что приведет к автоматическому освобождению их от занимаемой должности.
Подобных инцидентов можно избежать при обеспечении руководящими органами партий строгого соблюдения партийной дисциплины и уставных норм всеми состоящими в их рядах госслужащими. Это касается и акимов, баллотирующихся в порядке самовыдвижения, но имеющих членство в той или иной партии. Еще более важным для политических партий станет мобилизация своего регионального и местного активов, включая тех же акимов и депутатов маслихатов районов и городов областного значения, на реализацию своих предвыборных программ в части развития регионов и сельских территорий. В связи с этим от работы вновь избранных акимов во многом будет зависеть уровень электоральной поддержки тех или иных партий на будущих парламентских и местных выборах.
Примечательно, что традиционное доминирование партии «Nur Otan» в корпусе акимов всех уровней теперь разбавлено представительством других действующих партий. В связи с этим, между акимами районов, состоящими в рядах «Nur Otan», и вновь избранными акимами городских и сельских населенных пунктов из числа членов других партий постепенно будут устанавливаться качественно новые отношения. Данным партиям следует усилить свои организационные структуры и активизировать работу в сельской местности. Это позволит им оказывать необходимую поддержку своим представителям среди акимов данной категории, осуществлять партийный контроль за их работой.
Еще более важным станет влияние фактора прямой выборности акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения на развитие ценностей и институтов местного самоуправления. С одной стороны, данный статус акимов способствует установлению и поддержанию более тесной связи между ними и местным населением. Тем более, что в сельской местности большую роль играют не столько формальные, сколько неформальные коммуникации и отношения. В связи с этим, следует ожидать возрастание уровня моральной ответственности данных акимов перед своими избирателями. Кроме того, возможности жителей указанных административно-территориальных единиц влиять так или иначе на деятельность местных акимов также могут увеличиться с принятием в обозримом будущем отдельного закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан».
С другой стороны, многочисленные примеры жителей ряда сел и городов показывают первоочередную важность в процессе осуществления и развития местного самоуправления самоорганизации граждан и самостоятельного решения ими различных вопросов местного значения. В связи с этим, акимам рассматриваемой категории следует сделать ставку на данных людей и всячески поощрять их активность. Объединение административных и гражданских усилий способно дать хорошие результаты в развитии определенных населенных пунктов.
В целом, кто бы не занял пост акима определенного сельского населенного пункта или города районного значения, ему неизбежно придется столкнуться с немалым объемом проблем и вопросов местного уровня и принимать меры по их решению. Поэтому своевременность и качество решения тех или иных вопросов во многом будет зависеть от личностных качеств должностных лиц, а также четкого проведения ими грани между общим и частным с акцентом в своей работе на первое. Важным в этом процессе станет также выстраивание конструктивных отношений с большой частью местных жителей.
Андрей Чеботарев, политолог