Выше любого закона — нравственность
Депутат Мажилиса Парламента от фракции партии AMANAT, известный правовед Марат Башимов посетил Гостиную "Литера" и поделился своими мыслями по поводу недавнего Послания Президента страны "Экономический курс Справедливого Казахстана".
— Марат Советович, каковы были Ваши лично ожидания от нынешнего Послания, и что неожиданно приятно удивило?
— Объемное, содержательное и системное Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана четко выразило то, что ждет общество — экономические преобразования, которые успешно отразятся на развитии нашей страны. Поэтому общество позитивно восприняло предложенную Президентом Казахстана новую модель экономического развития, в основе которой будут интересы и потребности простых граждан.
Наступает новый этап развития государства. Перечислять все позитивное и необходимое в экономической реформе нет смысла: их много, все это надо претворять в жизнь, все они актуальны, выстраданы временем и потребностями людей. Актуальны вопросы социальной политики, защиты социальных прав казахстанцев, социальной поддержки людей, в том числе работающих во вредных условиях труда, защита прав детей и многое другое.
Для меня был важен акцент Главы государства на четких мерах ответственности министров и акимов. В чем недовольство общества? А в том, что в последнее время никто и ни за что не отвечал. Теперь спрос за все с этих лиц будет конкретным. Не справился — ответишь.
Приведу несколько примеров того, чего ждал я сам. Президент справедливо указал, что чистая прибыль банков за прошлый год составила почти полтора триллиона тенге, а за первую половину этого года — более триллиона тенге. Такая сверхдоходность — не результат эффективной работы банков, а в основном следствие высокой базовой ставки, которую Национальный банк использует для борьбы с инфляцией.
Глава государства объективно отметил, что Правительству и Парламенту следует рассмотреть возможность более справедливого перераспределения этой прибыли с учетом интересов государства. Актуален и вопрос с огромными доходами финорганизаций от размещения ликвидности в государственных ценных бумагах, которые при этом не облагаются налогами. В этом нет логики и государственного подхода. Правительство уже разбирается в этой парадоксальной ситуации. Соответствующие законодательные поправки будут внесены в Мажилис.
Кроме того, будет введен прогрессивный налог, как во всех цивилизованных, демократических странах. Богатые платят больше, за счет этого увеличивается социальная направленность деятельности государства, включающая заботу об уязвимых слоях населения.
Для меня также было важным, что Глава государства отметил необходимость привлечения в страну трех надежных зарубежных банков. Приход зарубежных банков повысит конкуренцию. Наши банки "обнаглели" со своими процентами, жадность их одолела. Поэтому приход трех иностранных надежных банков дисциплинирует их, и это будет во благо наших граждан.
Поставлены большие задачи по трансформации экономики и повышению качества жизни людей — теперь все это должно стать реальностью. Только вместе с гражданским обществом, совместными усилиями мы придем к индикаторам ООН по развитию человеческого капитала и защите конституционных прав казахстанцев.
Вместе с тем новый экономический прорыв в сложных современных условиях реален и, используя преимущества и возможности Казахстана, будет эффективен.
— Тем не менее Вы, как юрист, наверняка с карандашом в руке прослушали правовой блок Послания?
— Правовой блок — самая важная часть развития страны не только для юристов. Каждый гражданин, проживающий в государстве, является частью этой системы. Именно поэтому, по мнению большинства экспертов, правовые вопросы требуют конкретного внимания со стороны государства.
Следует признать, что этой сфере надо исправляться. Есть проблемы, главная из которых — это отсутствие открытости. Свой первый депутатский запрос я сделал об общем надзоре прокуратуры. Нужно вернуть его в том объеме, чтобы по жалобам граждан они проводили проверки.
Президент постоянно уделяет внимание совершенствованию судебной системы. Сразу после Послания Главы государства Мажилис провел свое пленарное заседание, где Спикер Палаты Ерлан Кошанов четко указал на необходимость качественного и оперативного исполнения поручений Президента на законодательном уровне. Весь законотворческий процесс должен проходить прозрачно, с учетом мнения гражданского и экспертного сообщества. Мажилис становится главной диалоговой площадкой, где открыто обсуждаются все предложенные в Послании инициативы.
Работа только начинается, и в центре внимания — забота о гражданах и повышение уровня их благосостояния.
— К слову, о Мажилисе. Как Вы могли бы охарактеризовать нынешний состав нижней Палаты Парламента?
— Нынешний состав Парламента очень квалифицированный. Он кардинально отличается от предыдущих самостоятельностью комитетов. Кроме того, Мажилису повезло со Спикером. Поскольку Парламент многопартийный, он должен быть либеральным, демократическим, конструктивным, но в то же время профессиональным. Так вот, нынешнему Спикеру Ерлану Кошанову удается коммуницировать с людьми, сплотить людей, настроить на конструктивную работу. Ведь известно, что роль Парламента в жизни общества велика. И только сплоченная эффективная работа будет отвечать требованиям и реалиям времени. Наша главная задача — чтобы соблюдались права и свободы каждого гражданина страны.
— Не секрет, что о своих правах знают далеко не все казахстанцы. А давайте представим, как изменилась бы жизнь казахстанцев, если бы каждый знал Конституцию страны…
— Кардинально бы изменилась. Как эксперт по конституционному праву, могу однозначно сказать, что Конституция Казахстана соответствует всем международным стандартам в области прав человека. Другой вопрос, что мы сплошь и рядом наблюдаем нарушение этих прав.
Ни для кого не секрет, что в последнее время никто не заморачивается такими понятиями, как неприкосновенность частной жизни, семейная тайна — а ведь это незыблемые вещи. Это прописанные в главном законе нормы, которые никто не вправе нарушать.
У нас в Конституции, в статье 39 написано, что права и свободы человека могут быть ограничены на основании четырех принципов: вопроса национальной безопасности, охраны общественного порядка, защиты прав и свобод других лиц, нравственности.
Любые права человека не должны нарушать нормы нравственности. Франция и Швеция, к примеру, стали отходить от Европейской Конвенции прав человека 1952 года, о чем свидетельствует тот факт, который наблюдал весь мир — сожжение Корана. Таким образом было допущено попрание религиозных прав мусульман. Это пример отсутствия нравственности.
И у нас в обществе часто наблюдаем примеры безнравственности. Я понимаю свою задачу не только как правоведа, но и как депутата, который должен реагировать на все, что безнравственно.
— В школах есть учебный предмет "Основы права", он преподается старшеклассникам. Может, надо там начинать привитие нравственности?
— Это полезный предмет, но он может быть скучным по своему содержанию. Поэтому очень важно уметь преподавать правовые азы так, чтобы дети заинтересовались. У нас, к сожалению, не хватает преподавателей, которые могут динамично объяснять. Легче всего прочитать по учебнику и заставить детей конспектировать. Но ведь можно вывести их на улицу, показать, к примеру, как работает светофор. Вроде известная для всех истина, но она ведь регулирует права пешеходов и права водителей. И так далее.
Сейчас дети динамичные, им нужен новый формат преподавания. Надо перестраивать программу так, чтобы было понятно и интересно. Обязательно надо объяснять о том, что есть Конвенция о правах детей, согласно которой ребенок, начиная с 10 лет, имеет право голоса в суде.
— ...И тогда новое поколение грамотных казахстанцев наверняка сможет развивать страну на благо народу…
— Они и сейчас есть, грамотные, образованные молодые лидеры, способные взять на себя ответственность. Когда говорят, что кадровая политика провалена, я отчасти не могу согласиться с этим. Потому что есть немало людей, которые успешно занимаются своей работой.
Наша задача теперь — четко придерживаться принципа, который заложен в Послании — это усилить ответственность исполнительных органов.
Миргуль Джилкишинова, Астана