В этом учебном году Министерство образования Казахстана отменило обязательную школьную форму. Дети могут просто придерживаться классического стиля одежды. Но допускаются ли в школах яркие аксессуары, пирсинг, маникюр и необычный цвет волос? Редакция Liter.kz разбиралась в этом с экспертами.
В Казахстане к внешнему виду школьников есть только одно требование – классический стиль одежды. Ограничений в выборе прически, маникюра или аксессуаров нет. Но бывали случаи, когда девочек выгоняли с занятий из-за ярко-розовых волос и украшений, а мальчиков - из-за усов или бороды. Почему такое происходит?
Дело в том, что каждая школа может вводить собственные требования к внешнему виду для учащихся.
«Требования устава школы о соответствии внешнего вида школьника общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключающие вызывающие детали - обоснованны и не противоречат действующему законодательству», – ответили нам в Министерстве образования и науки Республики Казахстан.
Соблюдать принятые администрацией школы правила детям придется. В случае их нарушения ребенка могут отстранить от занятий, отправить домой переодеваться, а в некоторых случаях исключить.
«Уставом каждой организации образования определяется порядок оформления отношений организации образования с обучающимися и их родителями, а также порядок основания их отчисления», – прокомментировала первый вице-министр МОН РК Шолпан Каринова.
Почему многие школы вводят строгий дресс-код
В уставах многих школ Казахстана введены жесткие ограничения для детей. Нельзя красить волосы в яркие цвета, носить аксессуары, а иногда мальчиков заставляют сбривать бороду. Сами подростки считают, что это чересчур, но у администрации школ другое мнение. В основном, протестуют против ограничений подростки от 12 лет. В этом возрасте нормально идти против любых правил, но, как считают школьные специалисты, именно подростки нуждаются в этих правилах.
«Если разрешать подросткам самовыражаться как угодно, это может начать проявляться не только в прическе, ногтях и внешнем виде. Они же могут подменять понятия и под, якобы, самовыражением делать вообще все, что хотят. Поэтому правила вводятся в первую очередь, чтобы обезопасить их, создать им безопасную среду. Правила – это всегда про безопасность. Подростки просто воспринимают их как ограничения», – поделилась своим мнением школьный психолог Татьяна Доронкина.
По мнению психолога, строгие правила к внешнему виду дисциплинируют детей и воспитывают, а также готовят к дальнейшей жизни в обществе, в котором есть определенные правила, которые придется соблюдать.
«Министерство образования очень хитро поступило, они создали размытые правила, позволив каждой школе оставить за собой право выбора внешнего вида. А понятие классической формы у родителей разное. Они начинают с администрацией спорить, ориентироваться на других. Размытые правила и порождают конфликты. Если бы была четкость в правилах, тогда конфликтов было бы меньше», – считает Татьяна Доронкина.
Как избежать конфликта
Сколько ни объясняй подросткам необходимость соблюдения правил, они все равно будут бунтовать и пытаться их нарушить. Усугубит ситуацию, если подросток увидит двойные стандарты. К примеру: учителю можно ярко одеваться, а ему нельзя.
«Подростки боятся быть как все, быть в серой массе, и они нуждаются в том, чтобы хоть как-то показать себя. Начинается это прежде всего с внешности. С другой стороны, они очень боятся быть не как все. У них начинаются подозрения, а вдруг я какой-то не такой. И конфликты из-за внешнего вида были и будут из-за кризиса идентичности, который переживают подростки», – рассказала психолог.
Ранее школьники Казахстана рассказали редакции LIter.kz, какие бы предметы они хотели видеть в школьной программе. Там оказались самооборона и половое воспитание. В начале учебного 2021/2022 года в МОН РК рассказали о новой разработанной программе: детям предложили обучение игре на домбре.