В этом году коллектив республиканской общественно-политической газеты "Литер" отмечает 20-летний юбилей. Сегодня без нее трудно представить историю государства, ведь газета всегда стремилась честно и объективно освещать все события, происходящие в стране. Своими воспоминаниями о работе в "Литере" поделился бывший главный редактор печатного издания Евгений Грюнберг.
— Вы были главным редактором газеты "Литер" в 2007 году. К этому времени издание стало узнаваемым на информационном рынке и несколько лет выходило в свет. Когда именно вы пришли в "Литер", какими были те годы для вас? Например, ваш коллега Расул Шыбынтай, работавший с момента появления издания на рынке печатных СМИ, в недавнем интервью газете вспоминал: "Первая версия "Литера" по содержанию и верстке мало отличалась от большинства общественно-политических СМИ того времени. Однако уже тогда было заметно стремление к отходу от тяжеловесности в подаче официальных материалов и информационному охвату всей страны. "Второй" же "Литер" был сплошь реформаторским". Получается, вам довелось "рулить" именно в то реформаторское время?
— Для меня "Литер" начался еще в период его, так сказать, внутриутробного развития. Ерлан Бекхожин в 2002 году заглядывал к коллегам обсудить идею нового издания, его особенности, конечно же, название. Помню, что название "Литер" возникло не сразу, но как только появилось, стало понятно, что это то, что нужно, то, что имеет свое лицо, то, что "выстрелит".
Я начал работу в издании в конце 2007-го. Задача стояла вывести газету на новый уровень громкости и востребованности.
Одно из вечно "хромых" мест наших центральных медиа — это "жить, под собою не чуя страны". То есть уделять внимание выступлениям столичных чиновников и каким-нибудь алматинским происшествиям. Понятно, что с таким отношением к казахстанской аудитории рассчитывать на ее взаимность и симпатии маловероятно. Поэтому мы начали множить свои "глаза и уши" по всей стране.
Ну и еще одно дефицитное качество, которое мы решили восполнить — это чувство юмора. Казахстанцы, в отличие от достаточно серьезного числа народов, с которыми я имел в жизни счастье общаться, — люди жизнерадостные, веселые, любящие пошутить, в том числе и над собой. А что мы обычно видим в наших СМИ? Очень много умных лиц и ни намека на улыбку. Стопроцентное подтверждение классическому: "Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!".
— Газету делает огромный коллектив: журналисты, верстальщики, корректоры. Кто из журналистов в то время проявлял себя ярче всех? Чьи журналистские расследования, статьи и интервью вы могли бы вспомнить?
- Не знаю, возможно, по прошествии лет я что-то романтизирую в воспоминаниях, но редакцию тех лет коллективом я бы не стал называть. Это сейчас наши редакции выглядят в лучшем бюрократическом понятии коллективами, а журналисты — натуральными чиновниками.
Тогда редакция "Литера" была командой, где иерархию между соратниками задавали не должностные звания, а идеи, работоспособность, талантливость, умение видеть и чувствовать жизнь людей вместо повестки государственного информационного заказа.
Я могу перечислить всех коллег, с кем имел честь сотрудничать в издании. Больше всего меня радовал тот азарт, с каким, например, редактор Александра Алехова бросалась распутывать хитросплетения каких-нибудь очередных силовиковских скандалов или то, как мы вечером вместе с заместителем главного редактора Игорем Неволиным добирались до дома и говорили, вы не поверите... о работе.
Это сейчас, когда люди, а тем более коллеги, встречаются пообщаться, прежде всего звучит восклицание "Ой, давайте только не о работе". А тогда было время, когда ты чувствовал, как оно движется, как оно происходит, ну и работа соответственно была оправданием твоего существования, ответом на смысл жизни.
— Сейчас вы являетесь генеральным директором-главным редактором газет "Комсомольская правда-Казахстан" и "Аргументы и Факты-Казахстан". Продолжаете ли вы отслеживать контент издания, которому когда-то посвятили несколько лет своей жизни, не жалели сил, времени и профессионализма? По-вашему, чего не хватает нынешнему "Литеру"?
— Конечно же, я внимательно читаю "Литер", и не по причине того, что я когда-то работал в этой газете. Данное издание обладало и обладает всем, что необходимо настоящему СМИ: своим взглядом на происходящее, своим почерком, подлинными профессиональными ценностями. А это значит, что данное издание обладает своим лицом, имеет в моих глазах приличную репутацию, является "личностью", с которой приятно, и порою интересно общаться.
— Вы, как опытный газетчик, знаете, с чем сталкиваются нынче ваши коллеги из печатных СМИ. Это падение тиражей, массовый откат от чтения, отсутствие газетных киосков в крупных мегаполисах... Неужели век печатных изданий уже близится к закату? Через сколько лет, по-вашему, казахстанские газеты окончательно исчезнут с рынка СМИ? Чем должны брать свою аудиторию газетчики, когда люди не любят читать "много букофф" и кругом наблюдается засилие информационных сайтов и соцсетей? Как, по-вашему, каково будущее нашей отечественной журналистики в целом?
— Я не берусь предсказывать, что будет с нашей и не нашей журналистикой. Возможно, средства массовой информации в нынешнем своем виде исчезнут, и, возможно, это будет неплохо, по крайней мере логично. Сама по себе журналистика не пропадет, это ведь достаточно молодая и важная профессия. Она возникла всего-то пару веков назад и была порождением нового тогда времени смены общественного устройства, носительницей идей строительства гуманного мира, защитницей всего нового и важного для процветания человечества. Но настолько увлеклась политикой, что не заметила, как стала обслуживать интересы группировок, режимов, и колебаться вместе с "генеральной линией партии".
А еще нельзя от общественно значимой сферы требовать, чтобы она делала бизнес. Мы уже похоронили науку, образование, медицину, потребовав от них заниматься предпринимательством. Так что чего уж тут ждать от услуг предоставления массовой информации? Как говорится: ничего личного, просто бизнес.
Нынешняя журналистика среди народа не видит людей, они ее не интересуют, и в этом ее системная и, вероятно, смертельная ошибка. А то, что люди не любят читать "многа букафф", это мне кажется из области установок сетевого менеджмента по впариванию продукта. Если их это касается, люди очень даже готовы думать и работать со сложной информацией.
Задача журналиста была, остается и будет заключаться всего лишь в одном — искать, находить и не сдаваться давать людям информацию, важную для их жизни. И, к счастью для профессионала от журналистики, сегодня, как и всегда, весьма много областей, где требуется его жизненно важный труд.
Алма Кенжебекова, Алматы