Унзила Мынбай — молодая писательница, мать троих детей. Уже этим летом ожидается ее литературный дебют — впервые рассказы Унзилы обернутся в твердый переплет настоящего сборника. А пока восходящая звезда малой прозы проводит творческие вечера и ведет свой блог в Instagram. Юмор, жизнь, трагифарс, толика иронии — именно так можно описать ее работы. Эти же слова помогут охарактеризовать и данный материал. Перед вами — маленький сборник историй о том, как Унзила Мынбай плакала из-за рыбок, ловила преступника со своим возлюбленным-оперуполномоченным и как писала обиженные письма бывшему на всеобщее обозрение. Спойлер: будет смешно, искренне и человечно.
Унзила Мынбай родилась в Алматы в 1990 году. Возможно, ей с самого начала было предначертано стать писательницей, ведь родилась она в семье двух творческих людей. Ее отец — Дархан Мынбай — был журналистом, работал главным редактором газеты "Горизонт". А мать — кандидат химических наук. Вы спросите — где же тут творчество? Но Корлан Кусаинова тоже писала тексты и даже некоторое время работала корреспондентом в газете.
С Унзилой мы встретились в кофейне. Негласное место среди журналистов для проведения интервью. Вот только не успело оно начаться, как тут же превратилось в личное стенд-ап шоу Унзилы Мынбай. Открыла свой бенефис писательница историей об отце — высокопоставленной личности. А кто еще может шутить о таком человеке, как не родная дочь?
— В свое время мой отец работал в Верховном совете. Как-то он шел по улице, и у него, как у случайного прохожего, хотели взять интервью под конец года. Корреспондент спросил у отца: "Чем вам запомнился 1990 год?". Вы только представьте, это же год моего рождения, год рождения его долгожданного первенца. А он взял и ответил: "Сессией Верховного совета". После этого все смеялись — стал отцом в этом году, а все продолжает о своем. Наверное, надо было и меня Сессией назвать! — шутит моя собеседница.
Шутки шутками, но пора перейти непосредственно к тому, ради чего мы все здесь собрались — к интервью. Однако не ожидайте классического "вопрос-ответ": стенд-ап шоу в жанре "трагифарс" продолжается.
"Я бессознательно выискивала истории"
— Замечали ли Вы за собой в детстве интерес к писательству?
— Мама рассказывает, что в детстве я, прочитав хорошую книгу или рассказ, подходила и говорила ей, что хочу стать писателем. И обещала, что напишу вот такой же рассказ. Я так и делала, вот только максимум, что там менялось — это имена героев. А вообще, наверное, мое стремление писать возникло из-за союза двух творческих людей, у которых и карьера, и призвание были вокруг писательства и работы со словом. Сейчас многие говорят, что это даже логично, что я хочу стать писателем. Но для меня это не было так однозначно.
— У Вас за плечами багаж солидного юридического образования, Вы являетесь выпускницей МГИМО, одного из ведущих мировых и российских вузов. Почему Вы выбрали именно эту специальность?
— Когда я училась в 11-м классе, не было никаких профориентационных тестов или разговоров о том, кем ты хочешь стать. Я просто подошла к отцу и спросила: "Кем мне стать? Я пойду, куда Вы скажете". Он тогда ответил с умным видом: "Юрист или экономист".
Во мне есть вечный интерес раскопать истину, биться за правду. Начиная от "мамских" или соседских чатов до правительственных вопросов. Боец за справедливость, в общем. Это все я связала с тем, что быть мне, значит, юристом. И я никогда об этом не жалела и до сих пор не жалею. Я получила отличное образование — это моя визитная карточка.
МГИМО — это институт, где учатся дети президентов со всего СНГ. Там, знаете, холл — это была проходная, где эти "девицы" ходили как на подиуме. Парни прикатывали на своих "поршах". И очень сильно в глаза бросались те, кто поступал на бюджет. Ребята из провинции, у которых нет никаких перспектив, кроме своего трудолюбия. Поэтому чувствовался социальный конфликт.
И я до последнего не понимала, что во всем этом меня-то интересовали истории. Я их бессознательно выискивала во всех этих людях. Там ведь всюду разворачивалась любовь, взаимоотношения. Мое желание идти вглубь и искать истину, оно нашло другое применение. Я его хочу очеловечить — писать для людей о людях.
— Вы как-то рассказывали, что у вас с мужем очень интересная история любви. Может, поделитесь с нашими читателями?
— Мы с ним познакомились, когда я продавала квартиру. Он оказался покупателем. До сих пор смеется, что я поступила чисто по-шымкентски (у меня отец из Шымкента просто). Продала квартиру, получила за нее деньги. А потом вышла за него замуж и заселилась в эту же квартиру! И муж в кармане, и деньги. И ни тенге я ему не вернула!
Когда мы встречались, он был оперуполномоченный РУВД. Для меня это было так необычно, даже романтично. Потому что я из семьи журналистов, людей науки. Интеллигенция, в общем. А тут — опер.
И вот однажды мы были на свидании. Сходили в кино, я такая вся примерная мгимошница, и он идет "качок" такой. И вдруг он что-то замечает, бросает мою руку и бежит. Не пойму, что произошло, мы же просто шли к парковке. Оказывается, он заметил, как какой-то мужчина снимает зеркала. Он побежал, повалил этого мужчину, притащил в машину. Посадил на заднее сиденье, надел на него наручники. Я была в шоке, это же свидание, что за "Бандитский Петербург"? Меня сажает на переднее сиденье, сам за руль, и говорит: "Ты смотри за ним, мы едем в РУВД". И я, не отрываясь, смотрела на этого преступника, может, даже слишком ответственно выполняла свою задачу. Я даже не знала: бояться мне или восторгаться, что у меня такой сюжет в жизни есть теперь. Даже обучаясь на юриста, я не предполагала, что юриспруденция может быть такой — это же совсем другой мир.
"Меня жгла материнская вина"
— Расскажите о Вашем первом опыте работы. Было ли трудно искать? Или диплом МГИМО делал свое дело?
— Я долго не могла найти работу. Всем оказалось плевать на МГИМО, им был нужен опыт. Максимум, что мне светило — стать стажером в юридической консультации. А это бесплатно, разве что обедом покормят. Я билась во все компании на позицию младшего юрисконсульта. Не прошла нигде. Это меня отрезвляло. У меня действительно знаний не хватало, ведь я изучала российский закон, а не казахстанский.
В итоге я устроилась в страховую компанию. Господи, я так наряжалась, это было очень волнительно! Но все, что мне смогли предложить на весь мой бэкграунд — это должность секретарши председателя правления.
Я пошла, и в первый же день я была так оскорблена! В мои обязанности входило кормить рыбок в его кабинете, подавать чай и кофе его посетителям и заносить ему раз в день корреспонденцию. Пять лет в МГИМО! Это было так больно. В первый день я рыдала из-за рыбок. Я столько училась, чтобы рыбки его не всплыли брюхом вверх! Вот она — цель моей жизни, оказывается. Во второй день я оскорблялась от того, что меня не видели. Посетители даже не смотрели на меня, напрямую пытаясь зайти к председателю. Я была сродни принтеру. На третий день было 7 марта — нас поздравили, и я получила цветок за свою "долгую" карьеру. Я решила, что это достойная оплата за два дня унижений, и вернулась домой печь шарлотки и ждать мужа с дежурства.
— Вы как-то рассказывали, что работали в качестве юриста в национальной компании "Казахтуризм". Однако спустя время Вы покинули работу в офисе — окончательно и бесповоротно. Что стало импульсом или так называемым "триггером"?
— "Казахтуризм" меня перетянул, там я стала главным юристом. У меня было уже двое детей, работала в обычном течении. Но меня начало напрягать, что я с двумя маленькими детьми ничего не успеваю, меня жгла материнская вина. Мой предыдущий день ничем не отличался от следующего, был бешеный поток договоров. А при этом мои дети растут как на дрожжах. Я не видела ни материального обогащения, ни эмоционального. Меня съедало, что у моих детей уходит детство.
При этом не было такого, что мне хотели бы предложить должность руководителя или директора, никто ведь не собирался уступать. И я не видела радости, будто эти женщины чуть счастливее меня оттого, что они директора. Они точно так же пытаются между всеми этими женскими семейными заботами "впихнуть" свою карьеру.
"Я в кабинете устраивала стенд-ап шоу"
— Как именно Вы пришли к писательству? Были ли это маленькие заметки в телефоне, постепенно перерастающие в полноценные рассказы? Или же Вы целенаправленно садились за стол и начинали творить?
— Твердое ощущение и представление о писательстве появились у меня на первом курсе, мне кажется. Когда я закидала письмами своего бывшего. Меня прорвало — начиная от обид и заканчивая признаниями. Выражала я все эмоции письменно. Тогда не было ни Instagram, ни блогов — ничего этого не было. Я умудрялась писать заметки "Вконтакте" и во всеуслышание заявлять о своих обидах и радостях.
А в 2020 году — в самый разгар пандемии — я вышла декрет в третий раз. Мы попали в жесткий карантин. И я просто начинаю писать посты в Instagram. Делаю свою страничку открытой, пишу свои "хи-хи", "ха-ха". Описываю, что дома происходит. А все потому, что я была лишена социума. А моим социумом была моя работа. Я в кабинете устраивала стенд-ап шоу. Между всеми этими договорами я развлекала себя покупкой кофе и, стоя посреди кабинета, рассказывала, что случилось с моим мужем и детьми. Вот бывают же тетки, у которых много эмоций. Вот эта тетка — я. А тут карантин — зрителей нет. И я сделала своей аудиторией этих бедных 500 подписчиков. Сначала друзья смотрели, потом аудитория стала расти.
— Боялись ли Вы осуждения или непонимания со стороны близких, когда начали писать? Вообще, поддерживали ли они Вас?
— Моя семья думает, будто у меня послеродовая депрессия. Думают, что сдвиг по фазе. Вот как человек какой-нибудь в аварию попадает, просыпается и говорит: "Теперь я знаю древнетюркский язык!". Я после третьих родов встала и сказала: "А я теперь писатель!". Муж вообще смеялся, особого внимания не обращал, но всегда говорил: "Делай!". А мама вначале вроде бы была не против, но затем начала сильно противиться этому. Мол, у блогеров нет личной жизни, все на камеру, все ради контента. Зато сейчас она просто обожает мой блог, даже свой начала вести.
А отец вообще не реагирует на это. Недавно у него брали интервью, и про меня он сказал: "Юрист, мать троих детей". Он не пытается признать то, что я — писательница, провожу творческие вечера, и что у меня уже две книги почти на печати. Это меня обижает, мне просто хочется, чтобы он видел, что я поверила в себя, и что я сама выбрала свой путь.
"Творчество не оплачивается, оно оценивается"
— Как Вы думаете, что Вас отличает от других молодых писателей? Как Вы можете охарактеризовать свой стиль? О чем Вам больше всего нравится писать?
— Твое отличие — это твой слог. Я не говорю, что один писатель хуже или лучше, он просто другой. Я думаю, что сейчас время рассказов, время малой прозы. И мне повезло, что мне это близко. Я хочу писать для людей о людях. Все мое писательство в жанре "трагифарса" — и посмеяться, и порыдать. Что-то на краю — про жизнь и про обычных людей. Мне нравится, что творчество оценивается людьми. Творчество не оплачивается, оно оценивается. Если есть талант — ты нашел своего зрителя, ты получил свою славу и деньги. Мне нравится, что в писательстве я сама по себе.
— Каким будет Ваш литературный дебют? Может, поделитесь с нами секретом?
— На мои посты в Instagram пришла Динара Сатжан. Это для меня был квантовый скачок, когда известный человек берет меня, мой текст и предлагает деловое сотрудничество. Мы вместе пишем книгу. В соавторстве — два имени на обложке. Это будет бизнес-литература. Динара Сатжан дает инструменты по продвижению личного бренда, основываясь на своем опыте. А я этот ее опыт подаю художественно в виде рассказов.
Сидя в ее переговорной, я впервые презентовала себя в качестве писателя. Это было очень волнительно для меня. Мой родной отец не верит, не видит, не признает, что я сменила свой курс. А совсем другая женщина поверила.
У меня также готовится мой собственный сборник рассказов — малая проза обычной жизни. Чтобы и посмеяться, и поплакать. Чтобы отзывалось у каждой женщины, мамы, у каждого чувствующего человека.
"Я поняла, что я не должна нравиться всем"
— Удается ли Вам заниматься любимым делом, будучи мамой троих детей? В плане того — удается ли Вам выкраивать для этого время? Ну и энергию, конечно.
— Я пишу в непонятных обстановках. В туалете, перед сном, рано утром. Я пишу, даже когда жду ребенка с гимнастики. Потому что боюсь, что мысль ускользнет. А еще у меня нет времени на то, чтобы от всех отключиться и писать. Может, это мое препятствие. Но не будь его, может, я и не ценила бы так свое время, талант и возможности издаваться. Я поняла, что я не обязана писать про какие-то измены, слезы, изобретать велосипед. Достаточно людям дать глоток воздуха. Того, что бывает и у них. Настоящего, современного.
— Как часто Вы проводите творческие вечера?
— Мне было очень сложно выйти из онлайна, но популярность нужно было взращивать. Первая встреча прошла не очень. Мы устроили пикник в парке, пришло человек сорок. Я сначала решила познакомиться со своими читателями. В итоге я так старалась им понравиться, так заигрывала с каждым из них, что просто разрывалась от своего дружелюбия. Хотя на деле я человек довольно саркастичный. Я поняла, что этот формат мне некомфортен, я изображаю не себя. Вторая встреча прошла в тысячу раз лучше, потому что я вышла на сцену. Это было в театре "Синтез". И я просто вышла на сцену и начала читать свои рассказы. Я поняла, что не должна нравиться всем. Я просто делюсь своим творчеством.
— Какой из своих рассказов Вы бы посоветовали прочитать нашим читателям?
— "Рахмет, айналайын Алиса". Он на русском языке, но там некоторые фразы на казахском, потому что это рассказ от лица бабушки. Это история об одиночестве пожилого поколения. Бабушка будет разговаривать с "Алисой", потому что ей не с кем поговорить. А "Алису" ей купят внуки, чтобы избавиться от чувства вины — что они на работе, а она одна дома.
— Какова Ваша самая большая амбиция, чего Вы больше всего хотите добиться в своем писательском деле?
— Нобелевская премия по литературе. С амбициями у меня все в порядке, желать я себе могу что угодно! В какой-то момент я подумала, что все возможно. Мне просто нужно трудиться, не отвлекаясь на сравнение своего пути с чужим. Просто надо работать — и все будет.
Диана Тысымбаева, Астана