Астана может стать самым мощным smart-городом в Евразии - Бибигуль Жексенбай

Редакция Liter.kz

Астана за четверть века стала родным и любимым домом для тысяч казахстанцев, которые когда-то приняли решение связать с ней свою судьбу. По праву считает себя коренной астанчанкой и депутат Сената Парламента РК от города Астаны Бибигуль Жексенбай. Будучи тележурналистом, ведущей многих топовых телепередач на канале "Хабар", Бибигуль одной из первых передислоцировалась в молодую столицу. О том, какую роль сыграла в ее жизни Астана и какие вопросы жизнеобеспечения столицы сенатор считает первостепенными, мы говорили накануне Дня столицы.

— Бибигуль, прежде всего поздравляю Вас с Днем столицы. Ведь для Вас, как и многих других, кто практически с первых дней наблюдал, как кирпичик к кирпичику строился абсолютно новый город, этот день всегда будет особенно дорог. Накануне Дня столицы принято вспоминать архитекторов, градостроителей, строителей — всех, кто закладывал фундамент будущего города. Но справедливости ради заметим, что немаловажную роль в становлении главного города страны сыграли и журналисты, которые взяли на себя всю информационно-пропагандистскую работу, от которой зависел имидж не только юной столицы, но и страны. Вы с этим согласны?

— С древних времен мыслители пытаются представить, как будут выглядеть города будущего, и нередко возлагают надежды на то, что меняться будет не только среда обитания, но также социальное устройство и сам человек. 25 лет назад, когда в степи появился город мечты, многие казахстанцы представляли Астану в будущем самой красивой, комфортной столицей мира. И этому в немалой мере способствовали мы, журналисты, каждый день рассказывая со страниц газет, из радио и телеэфиров о бурном строительстве жилых домов, социальных объектов, об открытии очагов спорта, культуры, искусства... Красочные, яркие репортажи вдохновили сотни тысяч людей из разных уголков страны переехать в столицу. Мне неоднократно признавались в том, что под впечатлением после моих репортажей на телеканале "Хабар" люди вставали с насиженных мест и ехали за сотни километров, чтобы внести свою лепту в самую большую стройку страны.

Действительно, день столицы — это наш общий праздник, и он особенно дорог моему сердцу, потому что, как и многие астанчане, я 24 года назад приехала сюда, чтобы принять участие в этом поистине историческом процессе. На моих глазах вырос левый берег Астаны, не будет преувеличением сказать, что буквально с каждой строительной площадки мы вели репортажи. Условия работы в то время оставляли желать лучшего, но мы были полны энтузиазма, жажды новых открытий. Астана сыграла ключевую роль в моей жизни еще и потому, что именно здесь я встретила свою судьбу, мои сыновья — коренные астанчане.

Ну и для меня глубоко символично, что с 1 января 2023 года я была избрана депутатом Сената Парламента РК от города Астаны.

— В Вашей предвыборной программе нашли отражение практически самые болевые точки Астаны. Откуда такой широкий диапазон познаний городских проблем?

— Во-первых, я живу в этом городе, поэтому изнутри знаю его слабые звенья. Во-вторых, будучи журналистом, я коммуницирую с огромным кругом людей, черпаю информацию из общения с ними.

Помню, к 10-летию Астаны на телеканале "Казахстан" я делала телевизионный проект про опыт переноса столиц Киота — Токио, Куала Лумпур — Путраджайя. Тогда мэры городов акцент делали в развитии столицы именно на вопросы инфраструктуры, комфортную жизнь горожан.

С развитием технологий в будущем прогнозируется еще более тесное взаимодействие городской среды с искусственным интеллектом (ИИ). Развитие ИИ передаст машинам множество рутинных операций и позволит роботизировать большинство процессов. Поле для применения этих технологий будет расширяться. Поэтому в предвыборной программе я делала акцент на комфортную, безопасную жизнь в столице — "Астана — умный город".

— 25 лет показали, что прогнозы по количеству населения столицы, мягко говоря, не сбылись. То есть нас стало гораздо больше, чем ожидалось. И в этом заключаются главные проблемы, связанные с инфраструктурой. Каково Ваше видение решения?

— Особого внимания требуют инфраструктурные вопросы, связанные с географическими, экологическими, природными условиями города Астаны. Это связано с очевидными для горожан фактами. Город, раньше насчитывавший более ста тысяч жителей, теперь превращается в огромный мегаполис. Предполагается, что в ближайшие двадцать лет население Астаны превысит два миллиона. Поэтому в первую очередь необходимо решить вопрос профилактики дефицита питьевой воды в столице. К слову, этой животрепещущей проблеме я посвятила отдельный депутатский запрос.

Вода является основным фактором развития не только города, но и страны. Согласно прогнозам, к 2030 году потребление питьевой воды в столице увеличится до 153 миллионов кубометров в год. Ожидается, что к 2030 году площадь построенного и введенного жилья составит 37,2 миллиона квадратных метров (рост увеличится на 16,5 миллиона квадратных метров). По оценкам, в 2030 году площадь общественного строительства вырастет до 25 миллионов квадратных метров. В Астане наблюдается рост демографических показателей, увеличение численности населения из-за внутренней миграции, ввод в эксплуатацию новых жилых комплексов, малых производств и сокращение водных ресурсов с каждым годом.

Поэтому необходимо строить новые насосные и фильтрующие станции. Наша задача на ближайшую перспективу — внедрить в столице на основе возможностей новейших мировых технологий способы вторичного использования воды в целях экономии воды, например, для озеленения. Также перед горожанами стоит задача формирования культуры сохранения водных ресурсов.

Еще раз повторюсь, что, поднимая проблемы обеспечения питьевой водой жителей города Астаны и путях их решения в своем депутатском запросе, я говорила о том, что Казахстан может столкнуться с дефицитом воды в 80% к 2040 году. В настоящее время в столице дефицит воды составляет 30 тысяч кубометров в сутки. Причина — интенсивное строительство домов, особенно на левом берегу. Еще одним фактором является то, что река Иртыш отведена в промышленный центр Караим в Синьцзяне. Таким образом, уменьшается и приток воды из Иртышско-Карагандинского канала в Астану.

Поэтому я предлагаю рассмотреть альтернативные направления по отводу иртышских вод в столицу, кроме проекта через канал Сатпаева, принять новые подходы к управлению трансграничными водными ресурсами в соответствии с международной практикой распределения воды, изучить опыт водосбережения, успешно используемый в мировой практике, систематизировать работу по подготовке кадров в сфере водного хозяйства, актуализировать знания в области комплексного управления водными ресурсами.

— Недавно ваш коллега по Мажилису высказал опасение, что нынешняя зима может испытать на тепло наши квартиры. Как Вы считаете, такая проблема тоже назревает?

— Что нужно человеку для комфортной жизни, помимо крыши над головой и качественной воды? Конечно же, тепло. А эта проблема со временем тоже может стать актуальной для нашей Астаны. Для обеспечения жизни столицы в долгосрочной перспективе должен быть решен ряд вопросов по инженерным сетям. В том числе вопросы отопления, электричества и ливневой канализации.

Теплоснабжение — основная сфера услуг, охватывающая широкий круг предприятий и граждан. Поэтому его состояние определяет благосостояние общества, социальную стабильность и конкурентоспособность экономики страны в целом. Одной из основных задач развития рынка теплоснабжения является привлечение инвестиций. Инвестиции в эту отрасль имеют ряд преимуществ, но я думаю, что они все еще находятся на очень низком уровне. То, как будет организовано теплоснабжение, какие проблемы есть в этой отрасли, зачем нужны новые методы установления тарифов, по-прежнему требует полного исследования и изучения.

Для определения принципиально важных, приоритетных инвестиций по цифровизации и повышению уровня автоматизации сектора теплоснабжения нам необходимы объективные данные о состоянии инфраструктуры теплоснабжения, уровне потерь, количестве и качестве потребляемой тепловой энергии. Необходимо повысить уверенность населения в стабильной и качественной работе теплосетевого комплекса столицы и эффективно сформировать рынок теплоснабжения города, соблюдая баланс интересов владельцев и потребителей данных объектов. Далее при установлении тарифов на тепловую энергию необходимо постепенно отказываться от необоснованных различий в тарифах между компаниями и группами потребителей тепловой и электрической энергии, неэффективных тарифных подходов.

Необходимо рассмотреть возможности привлечения передовых практик низкозатратного теплопользования альтернативных источников теплоснабжения, либерализовать отношения в области теплоснабжения, создающие экономические стимулы для эффективного функционирования и развития систем централизованного теплоснабжения. Необходимо перейти к принципиально другим методам установления тарифов, основанным на понятных принципах. Это неизбежно приведет к более грамотному планированию всей экономики города.

— В погоне за теплом многие жители частного сектора отапливают дома углем, а в результате — постоянный смог над городом. Если раньше Астана славилась чистым воздухом, то с каждым годом мы теряем пальму первенства в этом вопросе. Как Вы оцениваете экологический уровень в столице?

— Согласна, крупный мегаполис, где зима длится шесть месяцев, увы, до сих пор частично отапливается углем. В безветренную зимнюю погоду достаточно понаблюдать за частным сектором столицы. Как правило, над ним стоит смог из-за печного отопления. Поэтому теплоэлектроцентрали и частный жилой сектор вносят очень большой вклад в загрязнение воздуха столицы. Необходимо проанализировать реальный вклад энергетических объектов в загрязнение окружающей среды, определить плановые показатели. Дошло до того, что Астана находится в рейтинге городов с самым загрязненным в мире воздухом! Всем известно, что загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу не только для здоровья населения, но и для окружающей среды.

Основным направлением снижения негативного воздействия энергетической отрасли на окружающую среду в ближайшее время должно стать внедрение лучших доступных технологий, замена устаревших мини-котельных на современные тепловые электростанции. Еще один способ решения этой проблемы — газификация. Радует, что последние несколько лет акимат столицы активно ведет работу по газификации частного сектора. По данным акимата, частные дома в районах Алматы и Сарыарка полностью газифицированы. Для них построено более 680 километров газораспределительной сети. Поэтапно реализуется работа по газификации районов Байконур и Есиль. В настоящее время в столице из 20 тысяч индивидуальных жилых домов 12 тысяч имеют доступ к газу, из них около 8,4 тысячи семей уже пользуются голубым топливом. В целом до 2024 года город будет на 100% газифицирован.

Одной из проблем, негативно влияющих на экологию города, является также обилие транспорта, использующего различные источники энергии. Значительно снизить экологическую проблему можно и за счет увеличения количества пользователей качественного и быстрого общественного транспорта в городе. Чем меньше в городе количества используемого личного транспорта, тем меньше продуктов сгорания попадает в атмосферу. Кроме того, это, несомненно, поможет уменьшить заторы в городе.

Совместно с местными властями необходимо также рассмотреть пути внедрения комплексной политики в отношении качества воздуха и изменения климата. Я думаю, что Астана станет первым городом в Центральной Азии, который откажется от автомобилей на бензине и дизельном топливе. Для этого следует предусмотреть налоги и другие дополнительные льготы на максимальное использование электромобилей. Также важны меры по сокращению бытовых и промышленных отходов в городе. Если дополнительно будут запущены современные заводы по переработке отходов, то это окажет значительное положительное влияние на чистоту города.

Еще один вопрос, на который стоит обратить особое внимание, — пора приступить к комплексной работе по повышению чистоты, экологической культуры астанчан. Простые действия, такие как использование общественного транспорта, езда на велосипеде, сокращение бытовых отходов, энергосбережение и расширение зеленых насаждений, приводят к сокращению выбросов вредных газов в атмосферу.

Необходимо кардинально пересмотреть подходы к повышению качества экологического образования на всех уровнях образования — начиная от детских садов до высших учебных заведений. Формирование культуры сортировки и сдачи бытовых отходов в городе, разработка механизмов, обеспечивающих стимулы для населения в этом направлении, массовая установка автоматов по приему стеклянных, пластиковых бутылок в городе и другое.

— Вот Вы сейчас сказали, что в городе стало больше машин, и это повлияло на экологический рейтинг столицы. Ни для кого не секрет, что увеличившееся количество автотранспорта негативно сказалось и на дорожной инфраструктуре. Выяснилось, что наши дороги слишком узкие и не рассчитаны на такое количество транспорта...

— Проблема городской транспортной инфраструктуры бытового уровня описана достаточно просто: в городах слишком много машин, а дорог нет. И дороги обычно не расширяются. В целом транспортная инфраструктура города характеризуется четырьмя основными проблемами: во-первых, это состояние транспортного парка, степень износа подвижного состава и связанной с ним инфраструктуры. Во-вторых, это увеличение количества транспорта в нашей столице, проблемы с организацией движения. В-третьих, это подход к решению транспортных проблем, объем средств, выделяемых на эти цели. В-четвертых, развитие транспортной отрасли в целом. Автомобиль должен быть "умным". То есть прежде всего требуется более рациональный, "умный" подход к управлению существующей транспортной системой. Необходимо заранее рассчитать количество пассажиров, зону заторов, высокую скорость по некоторым маршрутам, внедрить систему редких остановок по ряду маршрутов, а главное — повысить заинтересованность астанчан в использовании общественного транспорта.

Автомобили со временем должны стать неэффективным транспортом, а люди — пересесть на общественный транспорт.

— Наверняка Вам, как депутату от Астаны, известна и такая проблема, как нехватка школ и детсадов. Вроде и строятся каждый год, но всегда переполнены и нет мест. Это результат активной внутренней миграции или недоработка местных исполнительных органов?

— Да, актуальная проблема в сфере образования Астаны — нехватка школ и детских садов. Количество школ не успевает за строительством жилых комплексов в городе. По поручению главы государства принимаются комплексные меры для решения проблемы трехсменных школ, более 25 учащихся в классе. Для решения этой острой проблемы, наряду со строительством за счет бюджета, необходимо привлечь частный сектор.

Сегодняшнее образование — основа экономики завтрашнего дня. "Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии", — сказал Касым-Жомарт Токаев. Необходимо увеличить количество современных профориентационных учебных заведений города, уделить особое внимание их оснащению и обеспечению общежитиями.

У нас есть такой парадокс. Мы готовим людей к одной профессии, а они востребованы в другой. Вместе с профориентацией необходимо систематизировать спрос — предложение между работодателями и учебными заведениями. Это, несомненно, также поможет снизить уровень безработицы.

А сколько талантов мы сейчас теряем — художников, музыкантов, спортсменов, изобретателей! Мы много говорим о том, что нужно развивать детей. Однако в самой столице работа в этом направлении все еще недостаточно налажена! Необходимо уделять максимальное внимание детским развивающим центрам. В Астане, несомненно, мало двух дворцов школьников. В ближайшее время следует рассмотреть возможность строительства Дворца школьников на несколько тысяч мест, по крайней мере, в каждом районе.

Еще один актуальный вопрос — улучшение возможности непрерывного совершенствования педагогического образования. Рассмотреть возможность строительства Дома учителя в Астане, где лучшие учителя-новаторы смогут делиться своим опытом.

— Одним из инструментов мотивации молодых специалистов в любой отрасли — будь то образование или здравоохранение — было доступное жилье. Но теперь выяснилось, что город не справляется с возросшей нагрузкой на коммунальные сети...

— За последние десять лет численность населения Астаны выросла на 59%. Несмотря на принимаемые меры и решение жилищных вопросов большей части граждан, очередность нуждающихся в жилье неуклонно увеличивается.

Теперь вопрос заключается в том, что необходимо в максимально сжатые сроки решить проблемы людей с ограниченными возможностями, малообеспеченных людей, в рамках специальных государственных программ жилищного обеспечения и низкой процентной ставки по кредитам рассмотреть возможность обеспечения молодежи стабильной работой.

Впервые за десятилетие ввод жилья в стране из-за отсутствия инженерной инфраструктуры является ограничением развития мегаполисов. Участники рынка предполагают, что такой подход приведет к новому скачку цен на "площади" жилья.
Поэтому, в соответствии с Законом "О развитии агломераций", будут созданы советы местной агломерации как площадки взаимодействия местных исполнительных органов города и прилегающей области для решения конкретных вопросов агломерации на региональном уровне. Есть уверенность, что акимат столицы примет участие в разработке архитектурно-строительной политики пригородных населенных пунктов, что позволит Астане эффективно развиваться.

— Бибигуль, возвращаясь к началу нашего разговора, давайте расшифруем понятие "Астана — умный город". Вы считаете, что цифровизация и новые технологии решат проблемы столицы?

— Цифровизация, максимально упрощая работу в административной и хозяйственной, личной деятельности, изменяя социальные отношения, расширяя возможности безопасности и справедливости, несомненно, улучшит качество жизни и обеспечит равные возможности для граждан. Мы создаем цифровую семейную карту, охватывающую все сферы жизни человека, связанные с получением государственной поддержки в проактивном формате без обращения в различные органы. Информационная система делает государственную помощь целенаправленной и справедливой.

Необходимо интенсивно внедрять цифровые технологии во все сферы жизни Астаны. Распространение технологий искусственного интеллекта, виртуальных и цифровых активов и блокчейна в столице должно осуществляться на высоком уровне. Поэтому для обеспечения доступа к широкополосному интернету во всех точках столицы, пригородах, привлечения крупнейших международных IT-компаний мы обновим законодательство, создадим тысячи новых рабочих мест в IT-компаниях и превратим их в самый мощный smart-город в Евразии.

Уверена, что усилия местной власти и гражданского общества придадут новый импульс развитию столицу, сделав ее самым благоприятным, "умным", ярким городом мира. Мы будем выявлять проблемы, волнующие население города, формировать эффективные пути их решения. Мы обязательно вместе решим поставленные задачи и увидим результат нашей работы — значительное повышение благосостояния и качества жизни горожан. Я уверена, что мы преодолеем все трудности и сможем воплотить в жизнь все наши цели, несмотря на сложившуюся конъюнктуру в мире. Вместе создадим сильный город, который станет залогом благополучия страны, SMART АСТАНУ — гарантию комфортной жизни!

Вчера на форуме городов-побратимов, посвященном 25-летнему юбилею Астаны, Президент Касым-Жомарт Токаев также отметил: "Сегодня Астана — это город больших возможностей, где каждый гражданин может реализовать свой потенциал, построить карьеру, воплотить в реальность свои идеи и мечты. Реализация концепции "умного города" позволяет предоставлять новые цифровые услуги гражданам, значительно повысить энергоэффективность зданий, кардинально оптимизировать трафик и повысить безопасность на улицах. Это для нас самая актуальная задача".

Казахстан вступил в новую историческую веху развития. Конституционная реформа, осуществленная на основе референдума, укрепила платформу государственного устройства страны, открыла путь к развитию гражданского общества и помогает нам налаживать общенациональный диалог. Страна начала кардинальные изменения в экономике, социальной сфере и региональной политике. Успешная реализация инициатив президента зависит не только от изменения законодательной базы, но и от того, насколько качественно проводится разъяснительная работа с населением. Поэтому маслихаты и Сенат должны активно взаимодействовать в этом направлении. Также следует обратить пристальное внимание на актуальные вопросы на местном уровне и эффективность действующего законодательства для населения.

— Спасибо Вам за интервью. Пусть все получится!

Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА, Астана

Новости партнеров