В странах Центральной Азии наблюдается все более возрастающий интерес к вопросам прав ребенка как основе для перехода к системе социальной защиты, ориентированной на детей. И, надо признать, за последние несколько лет практически всем странам ЦА удалось добиться неплохих результатов в реформировании системы ухода за ребенком и охраны детства. В ряде стран определены национальные органы, отвечающие за вопросы охраны детей и защиты их прав. Но есть моменты, которые еще предстоит проработать и внедрить, один из таковых – повышение правовой грамотности среди самих детей. На днях проблемы и защиты прав детей через образование в рамках онлайн-круглого стола представители Министерства образования и науки РК обсудили с экспертами в области защиты прав.
В онлайн-встрече на тему: «Внедрение инструментов защиты прав детей в системе образования в Центральной Азии» приняли участие исследователи и практики в области защиты прав человека, эксперты Комитета по охране прав детей МОН РК, представители международных организаций и гражданских обществ, а также учителя казахстанских школ. Участники поделились своим опытом, конкретными инструментами и рекомендациями. Как отметила в своем выступлении заместитель директора Евразийского центра экономико-правовых исследований Олена Бондаренко, идея обмена опытом между практиками возникла после проведения масштабного курса по образованию в сфере прав человека и устойчивого развития для педагогов Казахстана.
– Участники курса, прошедшие обучение с экспертами в рамках вебинаров и онлайн-курса на бесплатной платформе sdglessons.kz, отмечают, что такое обучение дает им возможность интересно и эффективно обсуждать с учениками такие важные темы, как равенство, инклюзия, способы защиты своих прав в рамках разных предметов, от истории до физики, – рассказала Бондаренко. – Мы надеемся, что в рамках дальнейшей трансформации образования эти темы будут неотъемлемой частью стандартов и программ.
Как было отмечено в ходе онлайн-встречи, в настоящее время Университет Нархоз (Исследовательский институт «Устойчивый Казахстан» при участии Евразийского центра) прорабатывает с Национальной академией образования вопрос включения в образовательные программы начального и среднего звена такие темы, как права человека, гендерное равенство, пропаганда культуры мира и ненасилие, гражданство и мир, осознание ценности культурного разнообразия.
Заместитель председателя Комитета по охране прав детей МОН РК Дулат Жекебаев рассказал о направлениях работы Комитета по защите прав детей, включая законодательную деятельность, работу комиссий по правам несовершеннолетних в регионах. Он также отметил, что в эту работу активно вовлекаются школьные педагоги, а также представители неправительственных организаций. Кроме того, на постоянной основе осуществляется мониторинг соблюдения прав детей Казахстана.
Познавательным опытом внедрения правового образования в школах поделилась руководитель проекта Street Law Kazakhstan, доктор права Халида Ажигулова. Она рассказала об инструментах, созданных проектом для противодействия буллингу и кибербуллингу в школах, среди которых – памятки для родителей, учителей, школьников, а также антибуллинговая политика, которую школы могут принять самостоятельно.
– Правовое образование в школах – это важная мера профилактики насилия и других правонарушений в отношении детей и их вовлечения в преступную деятельность, – отметила эксперт.
Она также поделилась опытом работы с учителями и примерами того, как образовательные мероприятия по методике Street Law помогают создать в классе и школе атмосферу уважения и неприятия травли.
– Самым масштабным социальным и научно-образовательным проектом, который я веду с 2018 года, является Street Law Kazakhstan, – отметила Халида Ажигулова. – Этот предмет я когда-то и сама изучала, будучи школьницей. Проект был весьма успешным. С 1998 по 2005 годы уроки Street Law преподавались в 38 школах Алматы на еженедельной основе, проводились тренинги для учителей в регионах. Профессора права Казахской государственной юридической академии во главе с руководителем проекта профессором Мухтаровой Айжан Калиссовной разработали семь учебников по правам человека для школьников 5-11 классов, и эти учебники были одобрены Министерством образования для факультативных занятий. К сожалению, проект завершил свое существование из-за отсутствия финансирования и не нашел поддержки со стороны Министерства образования и науки для продолжения.
В 2018 году проект по инициативе доктора Ажигуловой начал возрождаться. Как призналась эксперт, подтолкнуло к этому ужасное событие – вопиющий случай изнасилования семилетнего мальчика в Южно-Казахстанской области.
– Я была в шоке от того, что одни дети совершили такое страшное насилие над другим ребенком, – отметила Халида Ажигулова. – Потом начала глубже исследовать проблему и с ужасом поняла, что этот случай, который стал достоянием общественности, верхушка айсберга. Более того, дети не знают, куда и как сообщить о пережитом насилии, для них это и стыдно, и страшно. В итоге я начала изучать разные модели преподавания прав человека в начальных и средних классах по всему миру и поняла, что нужно возрождать уроки Street Law Kazakhstan как одну из мер по защите детей от насилия.
Street Law Kazakhstan – это интерактивный школьный предмет, который обучает школьников правам человека и механизмам защиты от насилия, буллинга и кибербуллинга. Как подчеркнула доктор Ажигулова, проблема семейно-бытового насилия и школьного буллинга в отношении детей в Казахстане остается весьма актуальной уже длительное время. Согласно отчету Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) за 2017 год, до 79% казахстанских детей были подвержены систематическому физическому и психологическому насилию в семье, и 66% школьников столкнулись с насилием в школах. Она также отметила, что за время чрезвычайного положения в марте-мае 2020 года количество семейно-бытового насилия выросло на 25%. При этом дети, по ее словам, пострадали больше всего, так как они всегда являются жертвами домашнего насилия, как минимум, психологического насилия, когда физическое насилие совершается у них на глазах.
– Сейчас в рамках проекта я и мои коллеги-юристы из Ассоциации учеников Шайкенова и профессора права обучаем студентов-юристов, а студенты потом обучают школьников тому, как быть ответственными гражданами, осознанно пользоваться своими правами, уважать права и достоинство других людей, куда обращаться за правовой помощью, как не бояться рассказывать о пережитом преступлении, – рассказала Ажигулова. – С апреля прошлого года в связи с пандемией и карантинными ограничениями уроки перешли в онлайн-формат. Но это даже удобнее, ведь охват становится гораздо шире. Надеюсь, что в будущем интерактивные уроки по правам ребенка и профилактике буллинга и кибербуллинга обучения станут важной частью образовательного школьного процесса. А пока наша Ассоциация при поддержке гранта от Фонда Нурсултана Назарбаева продолжает работу по разработке онлайн-уроков Street Law по правам человека и защите детей от насилия на казахском и русском языках. Эти уроки будут доступны онлайн для всех детей в любой точке нашей страны для повышения их правовой культуры и грамотности.
Участники круглого стола подчеркнули необходимость продолжать делиться опытом и активно развивать взаимодействиее между всеми сторонами, включая государственные органы, гражданские инициативы и международных партнеров, для внедрения вопросов защиты прав человека в образовательном процессе, включая содержание образования для всех предметов.