Жанахмет Агибаев: Наша позиция — быть ближе к народу
Сегодня в стране ведется системная работа по развитию средств массовой информации, подготовке новых проектов, продвижению журналистики и поддержке работников СМИ. Одним из примеров такого динамичного развития можно назвать деятельность телеканала TurkistanTV, входящего в структуру созданного в Туркестанской области и за короткое время добившегося заметных успехов ТОО Turkistan Media Holding. Рассказать о том, чем живет сегодня телеканал, а также ответить на ряд других вопросов газеты "Литер" мы попросили генерального директора медиахолдинга Жанахмета Жанибекулы Агибаева.
— Жанахмет Жанибекулы, прошло более двух лет с момента создания телеканала Turkistan. Каких результатов удалось добиться за это время возглавляемому вами коллективу?
— Как вы знаете, сегодня в южном регионе журналистика развивается самым активным образом. Здесь большое количество СМИ, существует высокая конкуренция, поэтому они адаптируются к рыночным условиям и стараются соответствовать современным требованиям. В их числе и наш телеканал Turkistan, открывшийся после реорганизации Южно-Казахстанской области и образования Туркестанской области. Это новый телеканал, созданный при содействии Главы государства в городе Туркестане, духовном центре тюркского мира. В марте этого года телеканалу исполнилось два года. Стоит отметить, что в 2021 году в Туркестане состоялось пленарное заседание Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран с участием глав и делегаций парламентов. Тогда был поднят вопрос о расширении в будущем информационного пространства, которое будет охватывать новый телеканал, с вовлечением всех тюркских государств.
Тем не менее, уже практически со дня открытия телеканала мы приглашаем в студию для участия в различных программах в качестве спикеров, наряду с известными в республике личностями, крупными руководителями, также гостей из тюркоязычных стран, представителей иностранных делегаций, прибывающих на коллегиальные мероприятия международного уровня, туристов. Причем иностранцы участвуют в наших программах и в онлайн-режиме. Ряд программ транслируется в прямом эфире. В настоящее время мы предпринимаем усилия для того, чтобы телеканал стал республиканским.
Если говорить о наших достижениях, то хотелось бы отметить, что в прошлом году наш коллектив принял участие в республиканском телевизионном конкурсе "Тұмар" и стал победителем в номинации "Лучший региональный телеканал". Мы одерживали победы и в других конкурсах регионального и республиканского уровней. Думаю, это большой успех для молодого коллектива. Один из важных показателей, демонстрирующих уровень популярности телеканала, — это количество людей, посещающих официальный сайт. И здесь мы также обошли многие региональные телеканалы. Стоит также упомянуть, что у нашего YouTube-канала около 150 тысяч подписчиков. Такого показателя нет ни у одного регионального телеканала. В прошлом году, когда количество подписчиков достигло 100 тысяч, мы получили "серебряную кнопку" YouTube. Высокий уровень достигнут и в Instagram, и в других социальных сетях.
Но самое главное наше достижение — в том, что наш телеканал теперь является повсеместно узнаваемым. Так, съемочная группа телеканала объехала села области, снимая программу "Түркістан VIBE", и широко освещала жизнь региона. Увидев эмблему телеканала, сельчане сразу же узнавали ее и говорили: "Телеканал "Туркестан" приехал". Они даже имена ведущих программы запомнили.
Еще одно достижение, которое выделяет нас и о котором мы говорим с гордостью, — это то, что около 90 процентов новостей и программ, которые мы транслируем, являются авторскими. Из тех 18 часов, что мы вещаем, 17 часов мы показываем собственную продукцию. Это огромный объем работы. Тем более, что многие знают, что телеканалы в стране набирают рейтинги благодаря различным телесериалам. Действительно можно и так собирать рейтинги, покупая готовые сериалы за большие деньги. Но, во-первых, мы работаем для того, чтобы реализовывать идеологическую политику нашего государства и региона, пропагандировать наших соотечественников. Во-вторых, думаю, что мы еще не дошли до того уровня, что можем позволить себе приобретать дорогую готовую продукцию. Хотя динамика у нас, отмечу, положительная. Если 2021 год мы завершили с убытком около 151 млн тенге, то в прошлом году избавились от всех долгов и завершили год с прибылью. Мы премировали отличившихся сотрудников и закупили самое необходимое, включая автотранспорт и видеокамеры. Теперь мы сами обеспечиваем свои потребности. Можно сказать, телеканал вышел на стабильный уровень развития и успешно реализует свой потенциал.
— Какие направления сегодня являются приоритетными в работе телеканала?
— Наш главный принцип — быть ближе к народу. Ведь, когда люди смотрят телеканал? Разумеется, тогда, когда больше показывают их самих. Региональные события и международные новости аудитории уже менее интересны. Поэтому основной приоритет в нашей работе — находиться в гуще народа, больше рассказывать о людях труда, образцовых семьях, об интересных личностях.
Такой подход дает свои плоды, и наша популярность и авторитет среди населения растут практически с каждым днем. Хотелось бы также отметить, что, поскольку почти все жители южного региона казахоязычные, все передачи на телеканале идут только на государственном языке.
Для расширения телезрительской аудитории телеканала недавно открылся корреспондентский пункт в Астане, и сейчас проводится соответствующая работа. В дальнейших планах — открыть корреспондентские пункты в Алматы, затем в западном, восточном и северном регионах страны и выйти на республиканский уровень. Работа в данном направлении ведется. В этой связи особо стоит отметить, что телеканалу уделяет особое внимание Министерство культуры и информации. Министерство будет составлять перечень телеканалов, распространение вещания которых является обязательным. Если мы попадем туда, то будем вещать по всей стране.
— Какие проекты реализуются сегодня на телеканале? Каковы их особенности?
— Сейчас на телеканале более 40 программ, охватывающих все сферы жизни общества. Среди них — такие популярные проекты, как Turkistan24, Tereze, "Шетел жаңалықтары", "Тұран төрінде", "Жаңа толқын", "Халық сөзі", "Нәзік әлем", "Билік пен бұқара", "Еңбек адамы", "Мерейлі отбасы", "Керемет келін", "Тайқазан". Наша особенность также в том, что мы бесплатно продвигаем крупные и малые производства в регионе. Поэтому у предпринимателей к нам особое отношение. "Вы бесплатно снимаете то, за что другие просят деньги", — с благодарностью говорят они. Это тоже признание.
Мы гордимся еще одним достижением телеканала Turkistan — сериалом "Кәріс келін", съемки которого сейчас завершаются. В работе над сериалом, основанном на реальных событиях, принимали участие компетентные специалисты, а актеров отбирали по всему Казахстану. Надеемся, что наше детище, которое скоро выйдет в эфир, понравится телезрителям.
— В нашей стране уделяется внимание развитию отраслевой журналистики. Какую работу вы проводите в этом плане?
— На самом деле любой коллектив СМИ уделяет внимание развитию отраслевой журналистики. Это общемировая тенденция. Однако, поскольку мы региональный телеканал, наших журналистов трудно распределить строго по отраслям, иногда им даже приходится сидеть за режиссерским пультом. Тем не менее процесс специализации идет. Например, тех, кто хорошо разбирается в области экономики, мы отправляем готовить программы на экономические темы, а тех, кто хорошо знаком с сельским хозяйством, направляем освещать работы в агропромышленном комплексе. Таким образом стараемся разделять сотрудников по тематическим направлениям, исходя из того, что кому ближе. Здесь у нас также есть свои приоритеты. Поскольку Туркестан является духовным центром тюркского народа, стараемся уделять больше внимания нашим духовным ценностям, исконной культуре, отечественной истории.
— Каково отношение местной власти к региональному телеканалу? Насколько ощутима ее поддержка?
— Наш телеканал пользуется полной поддержкой со стороны акимата. Можно даже сказать, что телеканал вышел на достойный уровень именно благодаря стабильной поддержке акимата. Аким области Дархан Сатыбалды, его заместитель Бейсен Тажибаев, руководитель областного управления общественного развития Ерлан Кузембаев уделяют неизменное внимание нашему телеканалу, посещают, знакомятся с жизнью канала и оказывают поддержку практически по любому вопросу.
При этом могу с уверенностью сказать, что даже если мы не "кричим" в эфире о какой-либо проблеме в обществе, мы не замалчиваем такие болевые точки, а работаем совместно с местными властями для того, чтобы комплексно рассмотреть проблему, участвовать в ее решении. Ведь главное — все-таки решить проблему, не так ли? В конечном счете развитие региона — это общий интерес акимата и телеканала.
— Какие тенденции, преимущества и недостатки вы могли бы отметить в сфере СМИ, в том числе в отношении журналистских кадров?
— Наша волна пришла в сферу журналистики еще в прошлом веке. Между тем за это время изменились кардинальным образом реалии, в которых мы живем. Раньше в этой сфере было занято ограниченное количество СМИ, теперь же транслировать информацию с места происшествия может любой желающий. Социальные сети обладают огромными возможностями. В этой непростой ситуации мы, разумеется, не сидим сложа руки, потому что мы должны быть конкурентоспособными. И у нас это получается. В том числе и в плане оперативности. Например, когда весной произошло наводнение в Сауранском районе, сотрудники нашего телеканала прибыли на место ЧП раньше блогеров и оперативно информировали о ситуации. Учитывая, что сегодня люди зачастую смотрят новости на своих телефонах, очень активны и наши страницы в социальных сетях. Соответственно более 5 миллионов человек в месяц смотрят наши новости в соцсетях. Думаю, это тоже важный показатель.
Теперь что касается сотрудников. Поначалу я думал, что в регионе есть много опытных журналистов. Но оказалось, что это не так. Мы приглашали немало людей, работающих на республиканском уровне, но они так и не приехали. Возможно, наше предложение не совпало с их планами. Поэтому сейчас нашему коллективу не хватает практического опыта. У нас в основном работают молодые люди, лишь недавно получившие дипломы. Большинство наших молодых сотрудников получили образование на кафедре журналистики МКТУ имени Ходжи Ахмета Ясави. Впрочем, мы верим в нашу молодежь, и она у нас растет профессионально непосредственно в процессе работы, на телеканале получает необходимую трудовую закалку. Да, недостатков в их работе еще немало, но и рост налицо. Тем более, что мы никого не ограничиваем в творчестве, даем им возможность проявить себя, раскрыть свой потенциал. Словом, мы теперь являемся кузницей кадров, которая готовит специалистов и помогает им подняться на более высокий уровень. В этом плане им оказывается всемерная поддержка, и я буду только рад и даже готов дать бата, если они вырастут до республиканского уровня и у них сложится дальнейшая карьера. В принципе любой специалист должен расти дальше, не останавливаясь на достигнутом. И хотя, как я уже сказал, большинство наших сотрудников молоды, уже через несколько лет они станут состоявшимися, зрелыми журналистами. Я в этом нисколько не сомневаюсь.
Следует отметить, что мы тесно сотрудничаем с МКТУ имени Ходжи Ахмета Ясави. Студенты проходят практику на нашем канале. Недавно мы заключили с учебным заведением договор о сотрудничестве и открыли кабинет для студентов на первом этаже нашего здания. Когда студенты приходят к нам на практику, этот кабинет используется как учебная аудитория. К нам приезжают набираться опыта также студенты из учебных заведений других городов.
— Какими, по вашему мнению, должны быть журналисты XXI века?
— Я считаю, что в любом коллективе на первом месте должна быть справедливость, будь то распределение нагрузки или премирование. Потому что человек, который видит несправедливость, лишается мотивации в работе и энтузиазма, теряет доверие к коллективу. А без этих двух составляющих будет оставаться низким результат работы. Второе по значимости — это дисциплина. Так, очень талантливый, но недисциплинированный журналист если и добьется успеха, то лишь кратковременного. То есть без дисциплины не будут стабильными показатели работы. Справедливость этого утверждения уже доказана в бизнесе и экономике.
Кроме того, молодежь должна расширять свой кругозор, а для этого желательно направлять ее в командировки в другие города и, если есть возможность, в другие страны. Мы, кстати, постепенно реализуем этот план.
— Какова, на ваш взгляд, мера ответственности журналистов за те материалы, которые они готовят? И почему это важно?
— Глава государства Касым-Жомарт Токаев в одном из интервью назвал важной сферу информации, поскольку она формирует общественное мнение. Он также отметил, что задача отечественных СМИ заключается в беспристрастном и оперативном информировании сограждан о ситуации в стране и мире. Действительно сегодня, в период бурного развития информационных технологий, к сожалению, есть люди, которые распространяют ложную информацию, фейки и фактически работают против интересов страны.
Так, в настоящее время много блогеров. Среди них немало тех, кто хорошо пишет и распространяет правдивую информацию. Но, к сожалению, увеличивается число тех, кто не вникает в суть вопросов, не изучает их, подходит поверхностно и нередко тенденциозно к освещению проблем, информированию о происходящих событиях, а то и откровенно стремится к ажиотажу любым способом, гонится за хайпом. Между тем надо учитывать, что в настоящее время сложилась крайне непростая международная ситуация. Причем одной из основных общемировых тенденций является информационная война. Поэтому к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить легковесно, тем более что в данном случае речь идет об информационной безопасности страны, населения. А это значит, что все, кто имеет то или иное отношение к данной сфере, и работники СМИ, и блогеры, должны предельно внимательно подходить к подаче материалов, освещению тех или иных событий, думать о том, какую реакцию, резонанс они могут вызвать. От нас тоже в немалой степени зависит стабильность в обществе, а в конечном счете и будущее нашей страны.
— Используете ли вы в своей работе мировой опыт?
— На мой взгляд, телеканал Turkistan — это команда, которая часто экспериментирует. К примеру, когда наши сотрудники находятся где-нибудь на выезде, вначале они отправляют оперативную информацию не для эфира, а для наших соцсетей. И лишь потом добирают материал для эфира. Таким образом мы добились того, что можем распространять новости из разных источников. Потому что наша основная миссия — первыми предоставлять информацию о любом значимом событии. Телеканал Turkistan служит прежде всего людям, их интересам, и вещание не является самоцелью.
Впрочем, хотелось бы отметить, что наши возможности все же ограничены. Трудно заполнить 18 часов ежедневного собственного вещания программами, над которыми работают 24 журналиста. Поэтому мы сталкиваемся с трудностями при реализации некоторых наших творческих проектов.
Хотелось бы упомянуть еще об одной проблеме. Как вы знаете, Туркестан только недавно стал областным центром, и жизнь в регионе начала оживать. Но стабильное развитие, как известно, обеспечивается благодаря вниманию и усилиям многих специалистов, общественности. Поэтому есть много вопросов, которые мы стараемся изучать и освещать с привлечением экспертов, ученых. Но, поскольку Туркестан находится далеко от таких крупных городов, как Астана и Алматы, нам бывает сложно привлечь известных спикеров для участия в наших программах. А ведь практически все занимающие должности на государственной службе республиканского уровня и известные люди нашей страны (писатели, ученые, специалисты, общественные деятели) проживают именно в этих городах. Для того, чтобы пригласить их в качестве спикеров, необходимы средства на дорогу, проживание и т. д. Понятно, что телеканал не может нести такие расходы. Поэтому мы стараемся поговорить и договариваться с теми, кто приезжает в регион в командировку или для участия в крупном мероприятии. Однако я надеюсь, что, если мы в будущем достигнем статуса республиканского телеканала, наши ресурсы и возможности увеличатся.
— Спасибо за интервью! Желаю, чтобы все задуманные проекты были успешно реализованы!
Бактыгуль Бурбаева, Туркестан