На сцене театра "Астана Балет" состоялась долгожданная премьера спектакля "Жеті қазына". Это одно из самых уникальных произведений в истории театра — а все потому, что балет поставлен победителями республиканского конкурса "Ашық сахна". Столичный храм культуры провел это состязание впервые.
Мы всегда находимся в поиске новых идей, которые готовы воплощать в жизнь, открывая новые имена в сфере театрального искусства. С полной уверенностью могу сказать, что у нас много талантливых постановщиков с яркими и оригинальными идеями. Новый спектакль "Жеті қазына" — это, бесспорно, настоящий праздник музыки и танца, полета души, вдохновения, но за этой легкостью стоит огромный самоотверженный труд всех участников, — рассказал художественный руководитель театра Нурлан Канетов.
Действительно участники конкурса потрудились на славу. Мало того, что они продемонстрировали все свое мастерство и умения в период состязаний, так еще и теперь впервые пробуют себя в новом деле. Да, поставить спектакль в одном из крупнейших театров столицы — задача серьезная и ответственная. Однако конкурсанты "Ашық сахна" своей победой уже не только показали, но и доказали, на что они способны.
Запомните их имена: пророчим, что в будущем их обладатели не будут сходить с культурных полос нашей газеты. Так, в качестве автора либретто выступила Мадина Алданова, а в качестве композитора — Шырын Базаркулова. За хореографию отвечал Уалитбек Сиязбек, за сценографию — Александра Рычкова. Каждый из них победил в конкурсе по соответствующей номинации, а их торжественное награждение прошло непосредственно перед премьерой постановки.
"Жеті қазына" — особенный спектакль потому, что создан победителями первого республиканского конкурса "Ашық сахна", новыми именами в театральном искусстве страны. Мы очень ждали этого дня, и надеемся, что эта постановка произвела незабываемое впечатление на зрителей, — добавил художественный руководитель театра.
Возвращаясь к самому спектаклю, — его тема была выбрана не случайно. Понятие семи сокровищ — "Жеті қазына" — занимает особое место в мировоззрении нашего народа. Наверняка многим известна древняя казахская легенда, которая гласит, что настоящий кочевник — истинный джигит — должен обладать семью "драгоценностями". Конечно, подразумеваются отнюдь не золото и бриллианты, а семь необходимых составляющих его жизни. Это мужество, красивая и умная жена, быстроногий скакун, охотничий беркут, преданный пес породы тазы, кортик и багаж всесторонних знаний. Согласно преданию, если у джигита есть все эти семь сокровищ, то его жизнь будет полна счастья и удачи. Именно это сказание и легло в основу нового хореографического произведения. Авторы спектакля описывают быт и образ жизни казахского народа через призму национальных традиций и обычаев.
Это объемная, интересная тема, которая близка всем казахстанцам, однако прежде в балете ее еще не отражали. В спектакле "Жеті қазына" главный герой проходит период становления и взросления, преодолевает свои страхи и человеческие слабости, параллельно собирая все сокровища. Все это он должен делать вместе с девушкой, которая помогает ему обрести баланс. И только в этом случае ему удастся восстановить Шанырақ, который в постановке предстает в образе солнца, освещающего путь всем людям, — поделилась идеей автор либретто Мадина Алданова.
К слову, премьерный показ прошел в сопровождении симфонического оркестра "Астана Балет" под руководством выдающегося дирижера-постановщика Армана Уразгалиева.
В процессе работы я вдохновлялся либретто и музыкой. В спектакле нет какого-то ярко выраженного стиля, это скорее синтез нескольких танцевальных направлений. Это сочетание национальных и классических движений, каких-то моих находок. Дело в том, что мне нужно было раскрыть того или иного героя, у каждого должна быть своя пластика, потому что все персонажи очень яркие и выразительные. Я скажу так: это был очень интересный поиск. Это мой первый балет, но не первая работа, не первый спектакль, — подчеркнул хореограф Уалитбек Сиязбек.
Вот так победителям первого республиканского конкурса "Ашық сахна" удалось "похвастаться" своими талантами не только перед судьями в рамках состязаний, но и перед широкой публикой. Обойдемся без скромности — премьерную постановку, должно быть, посетил весь город, а иначе как объяснить такой аншлаг? Говоря о каждом конкурсанте в отдельности, отметим, что именно благодаря Мадине Алдановой в спектакле была поднята важная тема культурного наследия казахского народа.
В свою очередь композитор Шырын Базаркулова сумела подобрать музыку, наполненную необыкновенной энергетикой, а хореограф Уалитбек Сиязбек поразил гостей театра оригинальностью своих идей. В то же время спектакль не был бы таким красочным без сценографа Александры Рычковой: именно она создала такие выразительные и цельные образы персонажей, а также оригинальные сценические декорации.
Искусство тем притягательно и пленительно, что вызывает у зрителей волну эмоций и мыслей, наполняет вдохновляющими идеями. Мы стремимся сохранить наше богатое историческое наследие, создавая спектакли на национальную тематику. Поэтому спектакль "Жеті қазына" очень важен для нас, — отметил Нурлан Канетов.
Ведущие партии в новой постановке блестяще воплотили артисты театра "Астана Балет". Главную роль Юноши сыграл ведущий солист Сундет Султанов, а образ Доброй красавицы переняла на себя вторая солистка театра Алия Айтбаева. За партию Тулпара отвечал второй солист Айдан Калжан, в качестве Беркута выступила ведущая солистка Назерке Аймухаметова. Ну, а роль верного друга Тазы воплотил артист балета Аккали Тургали.
Отрадно, что этот спектакль воплощен силами казахстанских постановщиков и исполнителей. Огромное спасибо талантливым артистам и всем тем, кто "остался за кадром", без кого спектакль бы не состоялся, за самоотверженность в работе и бесконечную любовь к своему делу, — поблагодарила коллег главный балетмейстер театра Мукарам Авахри.
К слову, вчера в театре "Астана Балет" состоялся показ еще одного громкого спектакля на национальную тематику. Это, конечно же, легендарный "Шелковый путь" в постановке балетмейстера-хореографа Мукарам Авахри. Между прочим, в прошлом году "Шелковый путь" удостоился престижной премии "Балет года" по версии объединения театральных критиков Казахстана.
Для меня это не просто спектакль — это порыв, это возможность заниматься творчеством, прислушиваясь к внутреннему голосу и интуиции. Тема Шелкового пути невероятно благодатна, и, чем больше погружаешься в идею спектакля, тем отчетливее понимаешь, что она неисчерпаема и фантастически богата, — рассказала Мукарам Авахри.
Авторы постановки приглашают зрителя в путешествие по Великому Шелковому пути. Разумеется, шелк здесь выступает не только в качестве обыкновенного, пусть и дорогого материала для шитья. Нет, шелк в этом произведении представляет собой объединяющий символ, связывающий между собой азиатскую и европейскую цивилизацию. Балетмейстер-постановщик на основе ориентальной стилизации элементов классического и народного танцев создала картину некоего "движения во времени", где разнообразные по стилю и подаче образы чередуются между собой.
Музыка и танец — вневременные явления, и они дают возможность свободно перемещаться из одной цивилизации в другую. Последовательность картин и действий способствует созданию медиативного настроя и погружает зрителя в бесконечный путь, в котором идеи и смыслы рождаются на стыке культур, — добавила хореограф.
В создании балетного спектакля приняли участие талантливые деятели искусства. За либретто отвечал заслуженный деятель Казахстана Бахыт Каирбеков, а в качестве композиторов выступили Ренат Гайсин, Арман Амар, Владимир Иванофф и Омар Фарук Текбилек.
Мероприятия состоялись при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.
Диана ТЫСЫМБАЕВА, Астана