Инклюзия – это реальность, которую общество должно принять

Редакция Liter.kz

На днях в Астане пройдет детский инклюзивный спортивный фестиваль «Тең мүмкіндіктер» в рамках проекта партии «АМАNАТ» «Кедергісіз келешек». Маленькие участники соревнований сейчас в ожидании больших состязаний. По словам организатора фестиваля, руководителя общественного фонда «Мир равных возможностей» Нургуль Ульжековой, в общей картине законодательных норм Казахстана для людей с инвалидностью однозначно есть положительная динамика.

– Нургуль, за последние десятилетия есть изменения в соблюдении прав людей с ограниченными возможностями?

– Меры по защите прав и интересов лиц с инвалидностью значительно расширились в связи с ратификацией конвенции ООН.

С каждым годом благодаря общественным организациям, народным избранникам и правозащитникам лиц с инвалидностью совершенствуются система социальной защиты и профилактические меры по предупреждению инвалидизации.

Я мама ребенка с ДЦП, которому сейчас 15 лет. И, конечно, то, что было 10–15 лет назад и сейчас, можно оценить как большой рывок вперед. Например, когда мы переехали в Астану, здесь было всего две общеобразовательные школы, где были предусмотрены меры по обеспечению сопровождения школьников с особыми образовательными потребностями. Сейчас же каждая общеобразовательная школа обязана создавать условия инклюзивного образования, при необходимости внедрять адаптированные программы обучения, открывать кабинеты поддержки инклюзии, обеспечивать при необходимости сопровождение, создавать безбарьерную среду.

Сопровождающим-тьюторам сейчас официально придали статус педагога-ассистента. Поэтому растет число общеобразовательных школ, в которых учатся дети с особыми образовательными потребностями.

Положительная динамика инклюзивного образования в большей степени развита в больших городах. В сельских районах, увы, еще много проблем предстоит решить местным исполнительным органам по обеспечению доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

То же самое относится и к системе дополнительного образования детей в государственных организациях (дворцы школьников, секции и кружки при школах, дворовые клубы), где нет обязательных мер по работе с детьми с особыми потребностями. Например, не предусмотрен таким детям педагог-ассистент, не регламентирован порядок формирования групп в спортивных и творческих кружках с участием «особенных» детей. В части дополнительного образования детей с особыми потребностями в условиях инклюзии должны быть выработаны единые стандарты.

А сейчас тренеры или педагоги допобразования просто отказываются от работы с ними, ссылаясь на отсутствие опыта работы с детьми с инвалидностью, на большое количество детей в группе и отсутствие индивидуально дифференцированного подхода.

– С какими проблемами сталкиваются взрослые люди с ограниченными возможностями?

– В Казахстане пока не решены вопросы финансовой инклюзии. К примеру, работающим лицам с инвалидностью первой группы, несмотря на их постоянный официальный доход, банки отказывают в оформлении на них ипотеки, аргументируя наличием у них инвалидности.

Также еще «сырые» меры по созданию условий для получения высшего образования.

– Когда мы говорим про инклюзию, чаще всего речь идет только об инфраструктуре. А что еще входит в это понятие?

– Инклюзия – это реальность, которую все члены современного общества обязаны принять. Да, это не только доступная среда. Это совместная деятельность в любых сферах без ущемления прав по признакам инвалидности.

– Есть такой тонкий момент, о котором не принято говорить вслух: как не допустить иждивенческого настроения у людей с ограниченными возможностями или их родственников?

– Это, в первую очередь, зависит от сознательности самих людей с инвалидностью и их близких, от стремления к независимой жизни.

Жить только на пособие по инвалидности – это выживание. Трудоспособным гражданам с инвалидностью в Казахстане создают условия для трудоустройства через квотирование рабочих мест, через организацию бесплатных обучающих курсов по разным профессиям. Другой вопрос в качестве уровня образования лиц с инвалидностью, к сожалению, у большинства он оставляет желать лучшего, в связи с чем работодатели не заинтересованы принимать их на работу.

– Как можно сформировать в обществе дух солидарности и уважительного отношения к людям с особыми потребностями? С чего начинать?

– Почему в Европе и США инклюзия появилась раньше? Потому что сами люди с инвалидностью стали чаще выходить на улицу и требовать доступную среду, качественное образование и т. д.

У нас этот процесс начался недавно. Многие законодательные положительные изменения произошли благодаря общественным деятелям и депутатам, которые тоже с инвалидностью.

То, что в РК внедрили квоту в Парламент для лиц с инвалидностью – это тоже серьезный шаг в развитии инклюзивного общества.

С чего должно начинаться утверждение в обществе ценностей взаимоуважения и равенства всех граждан?

Начиная с дошкольного образования необходимо воспитывать в детях толерантное отношение к лицам с инвалидностью. А это возможно через правильное информирование, через открытые уроки, совместные детские и спортивные мероприятия.

Беседы с родителями здоровых детей об инклюзии, когда в класс приходит ученик с особыми потребностями, крайне важны. К сожалению, есть ряд случаев, когда родители здоровых школьников пишут заявление директору школы, чтобы из их класса исключили «особенного» ребенка.

– Вы большое внимание в воспитании детей с ограниченными возможностями уделяете спорту. Почему?

– Спорт — это самый эффективный метод воспитания независимой личности и устойчивого стремления к поставленным целям. Этот инструмент, к сожалению, в Казахстане большинству людям с инвалидностью не доступен. Но с каждым годом мы видим положительную динамику в вопросах инклюзии, значит, доступный спорт для всех – это лишь вопрос времени.

Миргуль Джилкишинова

Новости партнеров