Жизнь и смерть, добро и зло: о скрытом посыле мемориала “Тағзым” рассказал архитектор

Памятник жертвам январских событий разместили на площади Республики.

Асель Ибадуллаева

23 декабря в Алматы открылся мемориал “Тағзым”, посвященный памяти жертв трагических январских событий. Архитектурное сооружение представляет собой композицию из плит со словами назидания великих казахских мыслителей, поэтов, писателей, общественных и политических деятелей. Журналист Liter.kz побеседовала с автором проекта монумента, архитектором Алексеем Ивженко об особенностях, скрытых значениях и посыле его произведения.

Протяженность памятника, установленного на площади Республики, составляет порядка 80 метров. Описывая свое творение, архитектор отметил, что цвет каждой плитки непосредственно связан с развитием январских событий.

Монумент начинается с проспекта Каныша Сатпаева, и человек, который ходит по мемориалу и идет вверх, по сути движется по пути государства последние 30 лет. И потом на пути этого государства случается “Қаңтар” в виде черной композиции плотно стоящих стел из грубого камня. Эти сланцевые породы (черные плиты – прим.ред.) молчаливо напоминают нам, что здесь была пролита кровь и погибли люди. Когда мы проходим эту грустную черную часть, мы уходим в зону довольно вальяжно стоящих белых стел. Вертикальные стелы из белого мрамора говорят о победе добра над злом, о том, что народ сплотился и мы достойно прошли через это испытание, – объясняет архитектор свою задумку.

Автор проекта отмечает, что черных плит по количеству больше чем белых и в этом есть свой скрытый посыл.

На самом деле камни, стоящие в степи, древний тюркский принцип обозначения того, что в этом месте что-то произошло. Поэтому монумент находится именно на площади Республики. Мы хотели, чтобы памятник был понятен каждому, кто потерял близких. Черный цвет ассоциирован со смертью, белый означает жизнь, добро. Черных стел больше, чтобы человеку поскорее хотелось уйти, чтобы люди понимали, что из “Қаңтара” нужно бежать. Мы это пытались выразить такими архитектурными способами, –  говорит Алексей Ивженко.

Весной в районе центральных черных стел будет запущен фонтан. Как отмечает архитектор, отражение черных стел на водной глади означает отражение проблем в обществе.

В нижней и верхней частях монумента есть большое количество зелени. А центральная часть монумента черная, что отражено сухостоем, показывающая, что там нет жизни. Еще эти черные стелы будут стоять весной и летом в воде. То есть на глади воды будут отражаться эти стелы. Это даст эффект того, что верхушка айсберга видна, а масса проблем, которые нам еще предстоит понять и осознать, она находится в отражении, – объясняет он.

По словам архитектора, на реализацию проекта понадобилось порядка четырех месяцев. А цитаты казахских писателей и деятелей были согласованы со специалистами.

Новости партнеров