В последнее время новости изобилуют криминальными сводками о преступлениях с участием несовершеннолетних. Девочки избивают сверстниц и снимают это на камеру, старшеклассники применяют физическое насилие над младшими, мальчик принес в школу топор и нож... То, что совсем еще недавно было присуще, как казалось взрослым, только зарубежному обществу, теперь происходит в соседнем дворе... Что служит причиной детской агрессии и как в современном обществе решать проблему отцов и детей? На эти вопросы в "Гостиной Литера" отвечал психолог, руководитель общественного объединения "Қоғамның жаңаруы" Владимир Евдокимов.
— Владимир, буквально несколько дней назад нас всех заставил встрепенуться случай с мальчиком, который принес в школу топор и поранил детей. На Ваш взгляд, что послужило толчком для таких страшных действий?
— Каждый случай индивидуален, и здесь наверняка есть совокупность причин. Заявляется, что это результат некойсмертоносной игры в Интернете, якобы задания которой мальчик выполнял. Я посмотрел обзоры на игру с этим названием, в Интернете оказалосьтри версии — там нет жестокости. Была еще версия, что, возможно, мальчик подвергался буллингу и таким образом решил выплеснуть свою обиду — такое тоже возможно. Нужно знать доподлинные обстоятельства произошедшего для того, чтобы давать объективную оценку.Но хочу сказать в целом, что весь информационный фон, который нас окружает, перегружен негативной информацией. Средства массовой информации своими броскими кликбейтными заголовками стремятся привлечь внимание к своим изданиям и увеличить количество просмотров. Такого рода сенсации способствуют накаливанию эмоционального фона. А в это поле попадают и взрослые, и дети, и неокрепшая психика ребенка по-своему воспринимает ту или иную информацию, иногда рассматривая ее как посыл к действию.
Мы ведь все знаем, что любое количество переходит в какое-то качество. Происходит скачок, выброс эмоций. И у всех по-разному.Поэтому сейчас и психологи, и школа говорят о необходимости психогигиены,интернет-гигиены. Причем это касается не только детей, но и взрослых.
Все, что "прилетает" к нам из смартфонов и компьютеров, помаленьку вливается в наши головы. Взрослым это надо контролировать постоянно. И помогать детям фильтровать полученную информацию.
А что касается буллинга — действительно, бывают случаи, когда ребенок доводится до такого состояния,когда решается на убийство обидчиков. Он видит только такойвыход. В силу возраста и отсутствия жизненного опыта его сознание сужено, он не видит мира вокруг, не знает, как решить проблему, которая занимает весь его внутренний мир. Такое начало можно распознать, если быть внимательным к ребенку.
Первый признак, который должен насторожить взрослых — если ребенок под любыми предлогами не хочет идти в школу, сторонится общества, коллектива. Избегает ситуаций, где его могут буллить. Он становится замкнутым, эмоционально реагирует на все вокруг.Таким образом, он скрывает страх.
— Проблема современных родителей в том, что они не всегда могут уделить время своим детям. Да и навыков, знаний порой тоже не хватает, чтобы распознать первые "звоночки". Но ведь есть школьные психологи?! Скажите, по опыту общения с ними, насколько квалифицированы психологи, работающие с детьми каждый день?
— Я встречал разных специалистов. Есть невероятные, которые действительно могут научить многому как родителей, так и своих же коллег. Встречаются, к сожалению, и случайные люди, которые сами не понимают, где они оказались. Но, слава богу, таких меньше.
Если говорить о школьных психологах, то в большей степени надо говорить о системеих образования, о подготовке специалистов. В этом плане есть проблема, это я могу сказать на собственном опыте. Если просто ходить на лекции, рассчитывая, что профессора тебя всему научат — то толку от полученного диплома будет немного.Добывать себе знания приходится самостоятельно, путем самообразования. К счастью, Интернет полон направлениями, можно выбрать на свой вкус. Хотя и здесь можно нарваться на таких псевдопсихологов, что мама не горюй.
Человеку, который не разбирается в теме, трудно будет понять, что ему продают под видом квалифицированных курсов.
— Вот это, кстати, очень актуальная проблема: псевдокурсы, коучи, тренеры, гуру... Очень многие попадаются в их ловушки, выкладывая баснословные деньги за бумажку-сертификат. Где в этой паутине найти квалифицированного специалиста?
— Для того, чтобы помочь родителям,мы создали интернет-платформу sofiaonline.kz. "София" в переводе с латыни означает"мудрость". На этой платформе собраны профессионалы, которые действительно имеют образование, многолетнюю практику и могут поделиться своими знаниями с другими. Таким образом, мы создали пространство, куда псевдопсихологи не проникнут.
Сайт состоит из нескольких разделов, онлайн-курсы поделены в соответствии с возрастом ребенка. Темы взяты из жизни:про отношение к учебе, взаимоотношения со сверстниками, как предупредить суицид, как понять, что ребенок подвергается буллингу...
На сайте мы также аккумулировали международный опыт, пройдя по ссылкам, можно послушать лекторов из других стран, все очень доступно и понятно. Онлайн-курсы от наших специалистов платные — один курс по цене 5 тысяч тенге. И это в любом случае дешевле, чем курсы от неквалифицированных специалистов. Весь учебный материал после приобретения остается у вас.
Некоторые курсы на сайте бесплатные, это все, что связано с особенными детьми, с их воспитанием и развитием. На другие курсы мы сделали символическую плату, чтобы хоть как-то оплачивать труд наших экспертов. К сожалению, нам не удалось пока выиграть грант или получить другое финансирование от государства, потому что комиссия задается вопросом: а каков результат? Но понятно, что в данном случае невозможно замерять результат по какой-то шкале, потому что это знания, которые остаются в головах родителей. Мы не можем их обязывать сдавать экзамен после курса. Но то, что это очень ценные и полезные знания, которые качественно повысят человеческий потенциал нашей страны, мы знаем точно. К сожалению, о том, что психологи важны и нужны, в обществе вспоминают только тогда, когда уже происходит что-то трагическое. А ведь многих случаев можно избежать, если заниматься профилактикой.
— Недавно на заседании "круглого стола" на тему взаимоотношений родителей и ребенка вы презентовали результаты проведенного исследования. Эти результаты используются в работе вашей интернет-школы?
— Исследования были проведены среди более чем30 тысяч родителей учеников столичных школ.Мы задали им два вопроса: какие трудности у вас возникают в процессе воспитания детей? По каким темам, связанным с образовательным процессом, вы хотите послушать педагогические лекции от педагогов и психологов?
В течение двух месяцев мы обрабатывали результаты опроса и теперь точно знаем, над чем следует работать школьным психологам и классным руководителям. Родители выделили 50 главных проблем, над решением которых стоит задуматься всем. Главной проблемой назвали зависимость от гаджетов. Надо отметить, что мнение родителей не совпало с мнением многих специалистов. Предположим, если мы считаем, что детей надо оберегать от буллинга, суицида, наркомании, то родители этим вещам уделили чуть меньше внимания. Папы и мамы больше взволнованы тем, что ребенок не хочет учиться, стал агрессивным, не может определиться с выбором профессии. Тем не менеенам удалось создать общую карту, по которой и предстоит двигаться дальше.
— К слову, о родителях. Кто все-таки должен воспитывать ребенка? Школа или родители?
— На мой взгляд, сначала родители, а потом школа. Есть такое выражение: на неизраненную руку яд не действует. Если ребенок психологически не изранен в семье, то от него отскочит любая неприятность. То есть он морально силен, противостоит каким-то провокациям.
Первый ближний круг рядом с ребенком — семья: мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети и другие родственники. Следующий круг — соседи, друзья, двор. И уже потом школа, детсад, социум в расширенном плане. Все эти круги влияют на личность. Но если в семье есть здравость, нормальные ценности, то человеку проще будет, сталкиваясь с проблемами, выходить из них достойно.
Но и влияние школы нельзя исключать. Здесь ребенок проводит большую часть времени, здесь над ним не довлеет авторитет родителей, а есть равные одноклассники.И задача педагога, также, как и родителей,—наблюдать за изменениями в поведении.
— Бывает и так, что родителей тоже надо воспитывать...
— Разумеется, обучать и воспитывать надо не только детей, но и родителей.Нет иного способа воспитать ребенка, кроме как воспитать себя самого. Родители, развивая свои качества, передают эти качества своим детям.
Создавая онлайн-школу, мы преследовали цель, чтобы каждый человек, который осознал, что он чего-то не знает, не искал ответы на свои вопросы по ю-тубам, а обратился за профессиональной консультацией. Мы всю жизнь учимся, развиваемся. И если человек понимает, что ему недостаточно знаний в воспитании детей, он осознанно обращается к специалистам. Остается только порадоваться за детей таких родителей.
— Владимир, а теперь блиц-вопросы и такие же краткие и емкие ответы от психолога.
Как ребенку привить любовь к чтению книг?
— Выбирайте книги по интересам ребенка. Не навязывайте классику или то, что положено по школьной программе. Любит смотреть фантастику? Пусть читает фантастику. Нравятся фильмы ужасов? Купите ему Стивена Кинга... Задача ведь в том, чтобы ребенок начал читать и полюбил этот процесс, а со временем он начнет читать и более серьезные вещи.
— Надо ли проверять телефон ребенка, его личные переписки?
— Это его личная территория, которую нежелательно нарушать. Но в этом вопросе следует поступать по интуиции — если чувствуете, что ему есть что скрывать, то лучшеаккуратнопроверить. Лучше один раз поругаться с ребенком, чем потом, не дай бог, расхлебывать большую проблему.
— Происходят ли какие-то изменения в поведении ребенка, который склонен к суициду?
— Бывает так, что ребенок неожиданно становится спокойным, чересчур покладистым. Садится рядом с родителем, очень по-доброму общается с ним, может попросить прощения за что-то, поблагодарить за что-то. Перемены эмоционального фона происходят, как будто он прощается. Очень подробно на эту тему рассказывает специалист по суицидальной готовностина нашей интернет-платформе.
— Надо ли поощрять ребенка деньгами?
— Нежелательно.
— В каких случаях ребенок может попасть под влияние деструктивных течений?
— Недостаточность человеческого тепла, понимания и общения приводит к деструктивным течениям.
—Есть такое мнение, что до 6 лет ребенка нельзя наказывать, а с 6 до 13 лет с ним надо обращаться как с рабом... В психологии есть объяснение этому?
— Традиции, которые складывались веками, донесли до наших времен эту методику. Все зависит от того, как интерпретировать. Если взять во внимание тот факт, что до 5–6 лет формируется жизненный сценарий, то да, это очень важный период. В это время он набирает от родителей, от семьи определенную программу,от которой зависит жизненный сценарий.
А если речь идет о наказаниях как о физическом насилии, то этого нельзя делать и со взрослыми детьми. Но и малышей надо уметь воспитывать так, чтобы они понимали наличие определенных границ в поведении.
— Почему некоторые дети часто делятся секретами, мыслями с чужими людьми? Иногда даже со школьным психологом или учителем. Но не с родителями?
— Ребенку нужно выговориться. И его собеседник не должен относиться к нему субъективно и выносить свои эмоциональные, оценочные суждения. Есть негласное правило у психологов — не работать с близкими людьми. К примеру, если старшеклассница будет делиться проблемами с мамой, та обязательно скажет: я же тебе говорила, я же предупреждала и что-то подобное. Посторонний человек не будет давать оценку. Особенно если это психолог. Ему важно, чтобы ребенок открылся и чувствовал, что он в зоне безопасности, что его не будут ругать. Ему просто достаточно поговорить, и уже станет легче.
Поэтому мое пожелание ко всем родителям: разговаривайте с вашими детьми, слушайте их. Находите время, чтобы сесть рядом и поговорить о том, что ему интересно или что его тревожит. Поверьте, это очень важно для ваших детей.
— Благодарю за беседу. Надеюсь, многие родители, прочитав наше интервью, отложат в сторону газету, другие дела и пойдут общаться с детьми.
Миргуль Джилкишинова