Повелитель оперы
НЕ ЧАСТЫЙ ГОСТЬ
В этот день, кроме генеральной репетиции долгожданного спектакля, прошла пресс-конференция для журналистов, на которой стало известно, что «Дон Карлос» – не частый гость на отечественной сцене: в Казахстане ее ставят во второй раз. На оперную афишу на казахской земле она вернулась после 40-летней паузы – в первый раз она шла на сцене ГАТОБ им. Абая, и вот теперь увидела свет на столичной сцене в рамках специального проекта «Современная казах станская культура» программы «Рухани жаңғыру».
Дирижер-постановщик – прославленный и востребованный в мире маэстро Алан Бурибаев, режиссер-постановщик спектакля – знаменитый итальянский режиссер Давиде Ливермор. Авторами костюмов стали известные театральные художники Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Сценография Кристианы Пикко. Премьера прошла вчера при содействии Министерства культуры и спорта РК. И, кстати, в репертуаре театра «Астана Опера» это третья опера Дж. Верди – афишу уже украшают такие замечательные творения великого итальянского композитора, как «Травиата» и «Аида».
СЛОЖНАЯ, НО ДОСТУПНАЯ
«Дон Карлос» – монументальная, сложная в исполнении, но доступная в восприятии, опера. Первая сложность этой вердиевской партитуры в вокальном раскладе, который требует высококлассных солистов от баса до сопрано. В этом плане «Астана Опера» повезло: здесь сильные солисты – ведущие сопрано, теноры, баритоны и басы. Все они с особым энтузиазмом репетировали и ждали премьеры. В этой опере почти нет «проходных» персонажей, все шесть основных партий играют ведущую роль в развитии сюжета и музыкальном материале.
Музыка Верди – яркая и насыщенная историческими образами. Как говорят музыковеды, опера «Дон Карлос» выделяется из всего контекста творчест ва Дж. Верди, но остается одним из самых великих творений, выходивших из-под его пера. Она знаменует поворот в художественном творчестве композитора. Музыку этого полотна характеризует гениальная простота и звучность с богатыми мелодическими оборотами. В настоящее время французская и итальянская версии оперы не сходят со сцен ведущих театров мира. На сцене «Астана Опера» была представлена итальянская версия.
Вторая сложность заключается в постановочной многомерности оперы: в ней и историческая хроника с событиями бунта Фландрии против Филиппа II; и запутанная любовная интрига Карлоса и его мачехи Елизаветы Валуа; и тема католической Инквизиции, мрачно вторгающейся в жизнь мадридского двора; и мистика, развязывающая страшный узел конфликта отца и сына появлением призрака их предка короля Карла V... Несмотря на все перечисленное, спектакль получился зрелищным. Зал сидел, не шелохнувшись, до конца спектакля.
Итальянский режиссер-постановщик Давиде Ливермор (в начале октября получил самую престижную награду оперного мира, называемую «Оперным Оскаром» – Opera Star-2019, лучший режиссер), признался, что на нем лежала большая ответственность – представить оперу «Дон Карлос» в Казахстане после такого многолетнего перерыва.
Нужно отметить, что с труппой «Астана Опера» маэстро работает не впервые: он осуществил для столичного театра грандиозные премьеры опер «Турандот» Дж. Пуччини и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
– Эта опера, помимо политических распрей, говорит об одиночестве каждого героя. С одной стороны, человек может быть богат, наделен большой властью, но с другой стороны – он оказывается несчастным и одиноким, – заметил Давиде Ливермор