Личность Сатпаева – пример для молодого поколения казахстанцев, причем не только для будущих ученых, но и всех, кто любит свою страну и готов работать ради ее процветания. Его предельно точные исследования до сих пор не утратили актуальности. По картам Каныша Сатпаева продолжают вести добычу минералов, а многочисленные труды казахстанского ученого с интересом изучают не только подрастающее поколение казахстанских геологов, но и зарубежные коллеги легендарного академика. Как отмечает директор Мемориального музея академика К.И. Сатпаева Бахытжамал Айтмухамбетова, оценить вклад великого ученого в развитие казахстанской науки предстоит еще многим поколениям. В этом году научная общественность Казахстана отмечает сразу две юбилейные даты: 120-летие академика Сатпаева и 30-летие музея великого ученого. И это отличный повод вновь обратить внимание, особенно подрастающего поколения казахстанцев, на великую личность, на историю страны в целом.
О том, насколько востребованы труды Сатпаева сегодня, о его влиянии на казахстанскую науку и современных ученых и многом другом – наш разговор с директором Музея Сатпаева Бахытжамал Айтмухамбетовой.
– Бахытжамал Ахметгалиевна, насколько сейчас музеи востребованы в целом и, в частности, Мемориальный музей академика Сатпаева?
– Музей ученого был создан в 1987 году постановлением Правительства, подписанного на тот момент председателем Совета Министров КазССР, Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Вот уже 30 лет музей принимает активное участие в реализации президентских программ «Культурное наследие», «Народ в потоке истории», «Рухани жаңғыру» и многих других. Каждый музей – это хранилище истории, традиций, памяти о выдающихся деятелях Казахстана. Таковым является и ГУ «Мемориальный музей академика Каныша Имантаевича Сатпаева». Без сомнений, Сатпаев – сакральная фигура в мире науки, а его музей – сакральный объект. Удивительно это место и тем, что здесь сохранился дух академика – в его личных вещах, подлинных документах, книгах. Все это – часть национального научного и культурно-исторического наследия нашей страны. Здесь было бы уместным привести выдержку из интервью Первого Президента Республики Казахстан, Елбасы Н.А. Назарбаева известному писателю, члену коллегии журнала «Абай» Медеу Сарсеке, долгие годы изучавшему жизнь и деятельность одаренного казахского ученого К.И. Сатпаева: «Я хочу сказать, что и в прошлом, когда мы входили в Советский Союз, и в настоящее время во всем Казахстане, среди казахского народа не было и нет ни одного ученого мирового уровня, каким был Каныш Сатпаев. Я отношу Каныша Имантаевича к плеяде великих людей не только казахской нации, но и всего бывшего Союза. Я назвал бы такую оценку оценкой Времени и Истории, которые являются истинными судьями, выносящими самые справедливые решения и расставляющими все на свои законные места!»
– Говорить о заслугах и достижениях академика Сатпаева можно много и долго. На ваш взгляд, какие бы из них вы выделили особенно, о которых просто нельзя не знать?
– На его долю выпало трудное время – время становления страны, время грандиозных дел индустриализации республики. При этом основатель Национальной академии наук оказал колоссальное влияние на развитие не только геологии, но и культуры Казахстана. Решающую роль в судьбе Сатпаева сыграла его непредвиденная встреча с профессором Томского технологического института М.А. Усовым в Баян-Ауле в середине 1921 года, приехавшим на кумысолечение, как и сам Сатпаев. «Он настолько заинтересовал 22-летнего парня рассказами о геологии, что в 1921 году Сатпаев оставил должность народного судьи и поступил в технологический институт в Томске», – пишет И.Т. Лозовский, автор книги о студенческих годах К. Сатпаева в Томске. В итоге, став студентом Сибирского технологического института, он достиг того, к чему страстно стремился все последние годы. Он создал и возглавил школу металлогении в Казахстане. В 1958 году за разработку методологической основы и составление прогнозных металлогенических карт Центрального Казахстана, не имевших аналогов в мировой геологической практике, группа казахстанских ученых-геологов во главе с академиком Сатпаевым была удостоена Ленинской премии. Эта работа показала роль казахстанских ученых и школы Каныша Имантаевича всему миру.
Много сил и энергии отдавал академик становлению и развитию международных связей Казахстана, укреплению и углублению сотрудничества казахских ученых с учеными России, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Грузии, Киргизии. Признанием заслуг Сатпаева в этой сфере стало избрание его членом Президиума АН СССР. Без преувеличения, научное наследие Каныша Сатпаева поистине грандиозно. Оно включает в себя 600 публикаций в области металлогении, минералогии, геохимии, полезных ископаемых, стратиграфии, тектоники, географии, экономики и других наук. Но главным направлением в его научном творчестве всегда были проблемы металлогении полезных ископаемых.
Сатпаев внес большой вклад в развитие геологической науки в СССР и становление науки в Казахстане. В составе Академии наук Казахстана под руководством К. Сатпаева успешно функционировали многопрофильные научно-исследовательские институты. Он был первым ученым из Центральной Азии, еще в 1946 году избранным академиком АН СССР. Сатпаев внес существенный вклад и в развитие науки Таджикистана. В 1951 году на первой организационной сессии АН Таджикистана он был избран почетным членом АН Таджикской ССР. Сатпаев регулярно приезжал в Душанбе для обсуждения вопросов, непосредственно касающихся научной деятельности Институтов геологии и сейсмологии Таджикистана. Он также неоднократно приглашал ученых этих институтов в Казахстан для ознакомления с научно-исследовательской деятельностью Института геологических наук Казахстана. В последующие годы ряд ученых из Таджикистана защитил свои докторские и кандидатские диссертации в Институте геологических наук имени К.И. Сатпаева. Ярким примером содружества ученых геологов двух стран является состоявшаяся в марте 1999 года в Институте геологии АН Республики Таджикистан юбилейная конференция, посвященная 100-летию академика К.И. Сатпаева, где о жизни и научной деятельности великого ученого с докладами выступили ведущие таджикские ученые. То есть наш академик был выдающимся организатором науки и оставил глубокий след не только в становлении геологической науки и минерально-сырьевой базы Казахстана, но и других регионов Средней Азии.
– Как известно, Каныш Имантаевич был человеком разносторонних талантов. И наследие, которое он оставил, сегодня интересно не только представителям науки. Расскажите, какое влияние, академик оказал на развитие культуры и изучение истории?
– Все верно. Каныш Имантаевич Сатпаев был не только феноменальным провидцем тайн земных недр, выдающимся ученым-геологом и организатором науки. Он исследовал ряд исторических памятников. И в этом академик, надо признать, очень преуспел. Его открытия внесли большой вклад в культурное наследие Казахстана, которое будет передаваться из поколения в поколение.
Кстати, в недавнем Послании народу Казахстана Президент РК КасымЖомарт Токаев анонсировал празднование 750-летия Золотой Орды. А немногим ранее, выступая на международном туристическом форуме «Ұлытау-2019», назвал Улытау «золотой колыбелью казахского народа, свидетелем почитаемой казахстанцами истории». Глава государства также отдельно упомянул историческую роль Жошы-хана – основателя Золотой Орды. Я к тому, что до сих пор не потеряла свою актуальность статья К. Сатпаева «Доисторические памятники в Джезказганском районе», опубликованная в журнале Народное хозяйство Казахстана (1941г. № 1), где он, в частности, пишет: «Народность «казах», как известно, возникла в первой половине XV века из остатков тюркскотатарских племен, составляющих на юге империю Великого монгола, а на западе – Золотую орду».
В той же статье он пишет, что «показателем значения гор Улытаукак древнего политического центра казахов является тот факт, что от Улытауских гор расходились некогда территории всех основных племен, составлявших народность «казах». Существование древнего политического центра казахов в Улытау подтверждается также имеющимися в этом районе памятниками материальной культуры. На р. Кенгир (к югу от гор Баскагыл, в 65 км от Джезказгана) сохранилисьтри старых могильника (мавзолея) из обожженного кирпича квадратной формы с глазурованной поверхностью, форма и размер кирпича которых ближе всего к золотоордынскомустилю. Народное предание приписывает эти могилы Алашахану, сыну Чингисхана Джучи и придворному музыканту Домбаулу».
Действительно Каныш Имантаевич внес свою лепту в становление не только индустриального Казахстана, отечественной науки в целом, но и ее исторической отрасли в частности. Сегодня очень важно не просто помнить имя Великого сына казахской земли, но и постигатьте знания, которые академик оставил для будущих поколений казахстанцев.