Разговор с главным педагогом Павлодарской области

Может ли техническое и профессиональное образование в Казахстане стать престижным? Свою модель «перезагрузки» казахстанских колледжей предлагают павлодарцы, которые с этого года запустили пилотный проект по консолидации некоторых средних специальных учебных заведений. О причинах и ожиданиях, о настоящем и будущем проекта – наш разговор с главным педагогом Павлодарской области Динисламом БОЛАТХАНУЛЫ.
Ирина Волкова

ТРИ В ОДНОМ

Для начала немного информации. Консолидации в Павлодарской области подверглись три малокомплектных колледжа, расположенные в сельской местности. Речь идет об аграрно-технических колледжах Майского, Баянаульского районов и района Аккулы. С этого учебного года их присоединили к Красноармейскому аграрно-техническому колледжу, готовящему действительно сильных и, что самое главное, востребованных специалистов сельского хозяйства. Вообще, об этом учебном заведении, студенты которого проходят производственную практику в фермерских хозяйствах дальнего зарубежья – преимущественно в Германии – по-хорошему нужно рассказывать отдельно. Кстати, сегодня имеется постановление о переименовании Красноармейского аграрно-технического колледжа в Высший инновационно-аграрный колледж «Ертiс», но нужно согласовать все документы в органах юстиции. Однако в данном контексте уместен сам факт консолидации, а не секреты того, почему именно этот колледж, так же расположенный в селе, стал якорным для трех других.

…Итак, майский, баянаульский аграрно-технический колледжи и их собрата в районе Аккулы закрыли!

– Не закрыли! – подчеркивает свое несогласие с подобной формулировкой руководитель павлодарского регионального управления образования Динислам Болатханулы. – Мы предпочитаем употреблять термин «консолидировали», то есть укрупнили, дав возможность студентам применить теоретические навыки в процессе прохождения практики и аккумулировать знания при использовании современной техники, например, такой, как «JohnDeer», на которой ранее не представлялось возможным практиковаться.

– А как же преподаватели, мастера производственной практики? Не все готовы к переезду.

– Мы не уволили ни одного своего сотрудника из учебных заведений, попавших под процесс консолидации. Почти всех мы трудоустроили, за исключением одного-двух человек, не согласных на новые условия работы. Но в этом случае они также не остались обиженными – люди получили компенсацию.

КОГДА ПАРАЛЛЕЛИ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ…

– Что имеется ввиду под «новыми условиями работы»?

– Переподготовка. Переведя всех студентов из этих трех колледжей в Красноармейку, мы предоставили работу всем мастерам, работающим в Аккулы, Баянауле и Коктобе. К примеру, в районе Аккулы, на территории которого находится ленточный Шалдайский бор, развито лесное хозяйство. Это значит, что отныне всех абитуриентов, кто желает получить знания в этой отрасли, мы будем обучать на базе бывшего аграрно-технического колледжа района Аккулы. В Баянауле мы хотим развить туристическое направление, направив туда всех, кто связывает свое будущее с туризмом. Майский район славится своими животноводческими традициями, поэтому на базе майского аграрнотехнического колледжа будет организовано обучение животноводов.

– Динислам Болатханулы, павлодарцы первыми начали процесс консолидации малокомплектных колледжей. Что легло в основу подобного решения?

– Консолидация малокомплектных колледжей – это результат не самого лучшего качества подготовки кадров для регионального рынка труда. И дело даже не в том, что официальный уровень трудоустройства учащихся ТиПО за последние три года не превышал 67 процентов. Вопрос в другом: до недавних пор сразу в нескольких государственных колледжах области шла подготовка по одной и той же специальности. Это хорошо, если бы речь шла о частных колледжах, которые заинтересованы в улучшении собственной материально-технической базы, во многом благодарякоторой и демонстрируют работодателям качественно подготовленных специалистов. Но когда мы говорим о колледжах государственных, то закон конкуренции здесь не работает, поскольку государство посредством госзаказа раздает каждой сестре по серьгам. Да, в этом случае все счастливы, никто не обижен, но бюджетные деньги расходуются неэффективно.

КУРС НА НОС ПО ВЕТРУ!

– Но консолидировано было только 3 малокомплектных сельских колледжа. Из 55 организаций ТиПО, насчитывающихся в регионе еще год назад, осталось 44…

– Да, но, как я уже говорил, мы не закрываем колледжи. Параллельно с консолидацией идет оптимизация тех колледжей, которые готовили специалистов по одним и тем же направлениям. Это раз. И совершенно не держали нос по ветру – это два. К сожалению, наши государственные колледжи до недавнего времени не совсем хорошо умели адаптироваться к быстрым изменениям рынка труда. Как взяли они 10-15 лет назад определенные специальности, так все это время и готовили по ним специалистов, ежегодно получая госзаказ. Но сейчас потребности в кадрах-то совершенно другие! Поэтому первое, что мы сделали в рамках улучшения подготовки кадров, это обратили внимание на учебные заведения-близнецы. Так, павлодарский монтажный колледж мы объединили с колледжем строительства и коммунального хозяйства, высший колледж электроники и коммуникаций – с железнодорожным, экибастузский политехнический колледж – с экибастузским строительно-техническим коллежем и три колледжа при КУИС – в одно юридическое лицо. Но, что консолидация, что оптимизация, – цель одна: улучшить качество подготовки кадров и на уровне конкурировать с частными учебными заведениями, работающими в системе ТиПО. А это мы сможем сделать только путем укрупнения.

– Не опасаетесь, что подобная конкуренция сведет на нет количество государственного заказа для частных учебных заведений?

– Нет, госзаказы для частных колледжей мы как давали, так и будем давать. Более того, будет расширен список специальностей для государственного образовательного заказа, соответствующий не только требованиям рынка, но и, что немаловажно, ожиданиям молодежи. Последнее тоже нужно учитывать. До недавнего времени, каюсь, я думал, что госзаказ как мотивирующий фактор необходим, в первую очередь, для тех специальностей, которые нужны экономике, но которые не пользуются особым спросом среди абитуриентов. Мол, на популярные специальности молодые люди пойдут и платно, не обязательно их мотивировать к этому. Но сейчас я пересмотрел свою позицию, и со следующего года у нас появится государственный заказ на такую модную нынче специальность, как дизайнер. Мы не должны допускать закостенелости нигде. И сейчасяговорю: да, иногда нужно поддерживать и популярные учебные направления, по сути, не нуждающиеся ни в какой мотивации. Почему? Потому что завтра эти дизайнеры и художники, получая заказы, будут платить налоги как представители малого и среднего бизнеса. То есть мы обеспечим их, как любит говорить глава региона, удочками, чтобы они могли ловить столько рыбы, сколько им необходимо.

В ТОПЕ НЕ ТОЛЬКО ТЕХНАРИ

– Какими еще специальностями-новинками порадуете в ближайшее время?

– Буквально на днях мы получили проект «Сто топовых специальностей», разработанный Министерством труда и защиты населения совместно с Министерством образования и науки. Скажу честно, мы долго ждали этот документ, который рассматриваем как очень хорошее подспорье для определения реальной потребности в кадрах. Да, у нас есть данные от Управления индустриально-инновационного развития по внедрению и вводу в эксплуатацию новых предприятий, которые мы, несомненно, учитываем при определении приоритетных для отраслей экономики региона специальностей. Но одно дело – просто цифры, и совсем другое – аргументированный и научно обоснованный документ, по сути, уже готовое видение республиканского масштаба того, куда нам двигаться дальше, чтобы быть максимально адаптированными к казахстанскому рынку труда. Из новинок могу назвать, например, мехатронику. До сих пор ни один павлодарский колледж не готовил специалистов по построению мехатронных систем. Но сегодняуже несколько учебных заведений проявили интерес к этой новой для нашего региона специальности и готовятся к получению соответствующей лицензии на ее преподавание. Также к новинкам можно отнести и менеджера по госзакупкам. В этой отрасли дефицит профессионалов просто огромный.

– Каково ваше видение того, как перестраивать работу тех учебных заведений в системе ТиПО, которые тяжелы на подъем?

– Безусловно, я не ожидаю того, что колледж, отличающийся незавидным постоянством, вдруг в одночасье изменит правила игры. За два года мы провели очень большую работу в рамках улучшения качества подготовки кадров. Но перспектив еще больше. Вы спрашиваете про мое видение? Повернуться лицом к нашим предприятиям и спросить у них: «Что вы хотите? Какие специальности вам нужны?». Практики, когда мы готовили специалистов наобум – вот вам водители, повара, кондитеры, трактористы, экономисты, хотите или нет, а на работу их возьмите, – уже не будет. Вообще, нужно свыкнуться с тем, что система образования поменялась полностью. Современное образование учит человека получать навыки, которые нужны будут в любые времена. Наша первоочередная задача – научить детей быстро меняться, приспосабливаться к реалиям жизни, правильно обрабатывать получаемую информацию. Хотя в ориентации на рынок труда есть и свои нюансы. Эта такая субстанция, которая не то что ежегодно, а ежемесячно может меняться. Бизнес развивается по своим законам. А в основе системы образования в большинстве своем – долгосрочная работа. Тем более, если мы говорим о техническом и профессиональном образовании – самом важном с точки зрения рационализма. Ведь мы даем детям возможность получить хлеб в руки, учим их зарабатывать на жизнь. На мой взгляд, ТиПо – это самое настоящее золотое копье!

СТУПЕНЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

– Очень часто в организации ТиПО идутте, кто не набрал достаточное количество баллов на ЕНТ и не поступил в вуз…

– Очень точное замечание. Но я считаю, что с подобными стереотипами нужно бороться. У нас в Павлодарской области очень высокие показатели по дуальному обучению, когда студент начинает зарабатывать уже со второго курса, проходя производственную практику на предприятии. Ребенок бесплатно получает специальность, имеет стипендию и зарплату в рамках платной производственной практики. Это же прекрасно, когда студент уже со второго курса начинает познавать цену деньгам! Колледж – эта та ступень, где вчерашний школьник начинает мыслить по-взрослому. И я считаю, что ее по возможности должны пройти все. Уже потом пусть поступают в университеты, институты, благо, сейчас высшее образование стало очень доступным, есть множество самых разнообразных программ, по которым можно учиться бесплатно. К сожалению, некоторые мои коллеги из числа директоров колледжей считают своей первоочередной задачей не научить детей зарабатывать на жизнь, а занять их на какое-то время, чтобы они ничего плохого не натворили. И это довольно распространенное мнение, но в корне неправильное! Образование в системе ТиПО может и должно стать не менее престижным, чем высшее. Нужно убеждать в этом общественность! И самый главный козырь в этом – трудоустройство! Выпускники колледжей будут всегда трудоустроены на сто процентов. Даже если они не захотят работать на кого-то, они смогут работать на себя.

– Но показатель трудоустройства выпускников у нас далеко не стопроцентный…

– Но, во-первых, это статистика до той большой работы по улучшению качества подготовки кадров, которую мы сейчас проводим. И я уверен, что наши усилия не пройдут бесследно. А во-вторых, даже вот эти сегодняшние 67 процентов – они не отражают реальной картины. Я говорю сейчас о сером рынке труда. Это очень большая проблема, бороться с которой нам одним не под силу. Съездите в поле, посмотрите, сколько молодых людей там работают без всяких трудовых отношений, получая в день от пяти тысяч тенге и выше! Это наши выпускники агротехнических колледжей, те же комбайнеры, трактористы, водители, повара…

Новости партнеров