Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

30 лет Независимости: как восстанавливался Казахстан на фоне кризиса

В начале 90-х годов перед Казахстаном стояла сложнейшая задача.
30 лет Независимости: как восстанавливался Казахстан на фоне кризиса

Тридцать лет независимости Казахстана это годы упорного, напряженного труда по формированию собственной экономики, ведь с суверенитетом наша страна впервые получила не только политическую самостоятельность, но и экономическую. В начале 90-х годов перед Казахстаном стояла сложнейшая задача: на фоне кризиса, вызванного, в том числе, и разрывом хозяйственных связей с бывшими советскими республиками, восстановить производственные цепочки. Это касалось и аграрного сектора, который традиционно является одним из ключевых в отечественной экономике.

Реформы сработали

Лучшего самого Елбасы о том времени не скажет никто. Приводим характерную выдержку из книги Первого Президента «Эра Независимости»: «Выступая на пленуме ЦК КПСС 25 апреля 1991 года, я предупредил советское партийное руководство, что нынешняя политическая и экономическая ситуация в стране такова, что очень скоро мы войдем в новый виток затяжной многолетней стагнации, гиперинфляции. И действительно, распад старой политической и экономической системы, поспешный разрыв прежних связей, несогласованность действий новых независимых государств привели к жесточайшему кризису».

Ситуация была настолько ужасающей, что вопрос стоял – ни много ни мало – о сохранении экономических устоев государства. Стоит напомнить, что к 1993 году полностью или частично прекратили производство 130 крупных казахстанских предприятий, на которых трудились 114 тыс. человек. Многие заводы, вынужденные простаивать из-за отсутствия сырья, перешли на ненормированный рабочий день. В 1992 и 1993 годах промышленный спад составлял 15 процентов ежегодно (!), в 1994 году – уже 28 процентов (!). Своего рода символом упадка показателей сельского хозяйства страны, стал знаменитый на весь Союз гигант –  Семипалатинский мясомолочный комбинат. У предприятия, некогда обеспечивавшего своей продукцией не только СССР, но и соцстраны, было загружено всего два цеха…

«А особенно тяжело пришлось сельскому хозяйству, получавшему при советской власти крупные дотации из центрального общесоюзного бюджета. Руководители колхозов и совхозов оказались не готовы к работе в новых рыночных условиях. Сельскохозяйственные предприятия стремительно обрастали долгами. Уменьшались обрабатываемые площади, падали урожаи, немалая часть поголовья скота была распродана по бросовым ценам. Жизненный уровень сельского населения неуклонно снижался, и десятки тысяч казахстанцев, не имея возможности свести концы с концами, вынужденно перебирались из аулов в города», – пишет автор «Эры Независимости».

Ситуацию нужно было спасать. Образно выражаясь, экономическое поле (в том числе, и сельскохозяйственный сектор) Казахстана 90-х представляло своего рода «целину», которую необходимо было «поднимать» рыночными реформами. В те годы по инициативе Первого Президента, ставшего, по сути, кризис-менеджером государства, был принят целый ряд законодательных актов, заложивших основы рыночных отношений в аграрной отрасли и создавших условия для преодоления системного кризиса.

Как подчеркивает Елбасы в «Эре Независимости», в 90-е годы новые рыночные отношения требовали коренных перемен в сельском хозяйстве. Рассчитывать на прежние дотации казахстанские села уже не могли:

«Мы понимали: аграрный сектор обладает таким потенциалом, что голод Казахстану не грозит. Однако необходимо было создать условия, чтобы этот потенциал успешно раскрылся. В первую очередь – помочь встать на ноги инициативным и трудолюбивым хозяевам. Я был твердо убежден в том, что у сельского хозяйства страны в условиях рынка был только один путь – развивать экономически эффективные, рыночные предприятия и продолжать земельную реформу».

Учитывая первостепенное значение сельского хозяйства, аграрному сектору страны придавалось первостепенное значение во всех без исключения стратегических документах государства. Год поддержки села (аула) объявлялся несколько раз, в том числе, и на трехлетний период. В первом «Большом плане» страны – Стратегии развития Казахстана до 2030-го года – Первый Президент по пунктам расписал необходимые меры, которые необходимо было принять в течение уже ближайших двух лет. А именно:

– провести приватизацию псевдочастных хозяйств с четкой натурной персонификацией личной собственности и наделов;

– удешевить кредиты, в первую очередь для фермеров и настоящих частных хозяйств;

– развивать малый и средний бизнес на селе за счет займов у Азиатского и Европейского банков реконструкции и развития, помощи других организаций и стран-доноров;

– обеспечить микрокредитами не менее 150 тысяч селян, оказавшихся в наиболее отчаянном положении, чтобы они могли приобрести скот и инвентарь, завести любой не запрещенный законом бизнес, позволяющий им продержаться на плаву и развить свои деловые навыки;

– привлекать прямые отечественные и иностранные инвестиции;

– обеспечивать содействие фермерам в сбыте продукции;

– решать проблемы водоснабжения и ирригации;

– обеспечить по линии всех министерств и фондов приоритетное финансирование проблем села.

В следующем десятилетии, с улучшением экономической ситуации, основными направлениями в области развития земледелия в Казахстане были определены обеспечение продовольственной безопасности страны, повышение производительности труда, высокая конкурентоспособность продукции на внешнем и внутреннем рынках, а также дальнейшее наращивание экспортного потенциала аграрного сектора.

Всего за период независимости были разработаны девять программных документов, на основе которых реализовывалась государственная политика в сфере агропрома. Эти меры позволили не только сохранить показатели советского Казахстана, но и превысить их по некоторым направлениям. Иные злые языки утверждали, что республика не сможет больше ежегодно давать миллиард пудов зерна (16 млн тонн). В 2011 году этот результат был превышен более, чем в полтора раза – с полей собрали 26,9 млн тонн… Казахстан все так же продолжает оставаться одним из мировых лидеров по экспорту пшеницы.

Далее. В сравнении с 1990-м годом валовый сбор масличных культур увеличился со 155 тыс. до 977 тыс. тонн, картофеля – с 2 324 тыс. тонн до 3126 тыс. тонн, овощей – с 1 136 тыс. тонн до 3 062 тыс. тонн, бахчевых – с 302 тыс. тонн до 1 602 тыс. тонн.

В том же в кризисном 2009 году экономика РК серьезно замедлилась – до 1,2%. А вот без вклада сельского хозяйства экономический рост был бы близок к нулю.

В не менее сложном 2016 году отрасль сельского хозяйства обеспечила треть от 1% роста ВВП.

И в пандемический 2020 год сельское хозяйство стало одним из важных отраслей экономики Казахстана, которая смягчила влияние кризиса.

Тем самым можно констатировать, что заложенные в 90-е годы реформы, курс на рыночные преобразования, привлечение инвестиций, разработка и реализация госпрограмм (так сказать, тактика и стратегия всеказахстанской «битвы за урожай»), в общем, все то, на что с самого начала указывал Первый Президент, сработали.

Соратники Елбасы – Герои труда 

Естественно, наше повествование будет неполным без упоминаний о ближайших соратниках Елбасы в сфере АПК, которые полностью проявили себя, как это принято говорить, во вверенных им хозяйствах, превратив ранее отсталые аграрные предприятия в образцово-показательные (настоящие бренды), вносящие существенный вклад в экономику отрасли и регионов. Обо всех не расскажешь, но о двоих нужно сказать обязательно.

Геннадий Иванович Зенченко (1937-2016), основатель товарищества «Зенченко и компания» (СКО). Человек, удостоенный наивысшего звания за трудовые заслуги в стране – Қазақстанның Еңбек Ері, а также тот, кому Нурсултан Назарбаев лично подарил снятые со своей руки золотые часы, как знак признательности за ударную работу во благо государства.

Геннадий Зенченко неоднократно подчеркивал, что развитие как своего товарищества, так и всего АПК, стало возможным только благодаря политике Первого Президента.

«Честно говоря, мы не верили, что может измениться что-то, что мы сможем самостоятельно работать, что нам отдадут землю. Я помню выступление Нурсултана Абишевича, когда он сказал: «Уважаемые, потерпите 2-3 года, жизнь изменится, мы сделаем Казахстан таким, что вы будете с гордостью говорить, где бы вы ни были: «Я – казахстанец!». Сегодня все это сбылось. Нурсултан Назарбаев стал самым мощным прагматиком, лидером не только нашего государства, но и международного масштаба. С ним считаются, с ним советуются. Народ ему верит», – говорил Геннадий Зенченко.

Иван Адамович Сауэр, основатель агрофирмы «Родина» (Акмолинская область), также удостоенный звания Қазақстанның Еңбек Ері, человек, которого Елбасы регулярно ставит в пример другим. А Иван Сауэр в свою очередь указывает на то, что без стратегического подхода Первого Президента к сфере сельского хозяйства «Родины» как таковой не было бы.

«Какие человеческие качества Нурсултана Назарбаева произвели на меня самое большое впечатление? Прежде всего его цепкая память. Он помнит предыдущую встречу, помнит, о чем был разговор, и мог где-то похвалить, а где-то и упрекнуть: «А ты помнишь, как ты тогда в штыки воспринимал то-то». Всегда поражало это его: «А ты помнишь?». Я-то как думал? Ну, поговорили. Он же – Первый Президент. А я кто? А проходит пять лет, он мне напоминает, что тогда я спорил за то или за это», – отмечал в одном из интервью ЛИТЕРу Иван Сауэр.

Колыбель нации

Одна из последних по времени стратегических программ развития сельского хозяйства страны, которая, кстати, была презентована на нуротановской площадке – ХVІІІ Съезде партии (27 февраля 2019 года), является проект «Ауыл – Ел бесігі». В рамках этой программы было увеличено финансирование социальных и инфраструктурных проектов в селах. Аулы должны стать точками роста и устойчивого развития. Так, необходимо развивать на селе бизнес по производству товаров народного потребления, переработке сельхозпродукции и т. д. По «Ауыл – Ел бесігі» определены 1 500 населенных пунктов, которые имеют определенные перспективы. Средства направляются на развитие в селах инженерно-коммуникационной инфраструктуры, социальных объектов. Ключевым инструментом программы является якорная кооперация и создание цепочки добавленной стоимости.

Теперь государство дает возможность каждому желающему создать семейную ферму, стать участником мясного или молочного конвейера и получать стабильный доход.

До 2025 года в рамках реализации предвыборной программы партии «Nur Otan» «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» с участием стратегических инвесторов будут созданы 7 крупных экосистем по производству и переработке сельхозпродукции (мяса, молока, зерна, масличных культур, фруктов, овощей и сахара) с вовлечением 350 тысяч фермерских и домашних хозяйств. Система субсидирований будет направлена на стимулирование внедрения новых технологий и селекционных достижений, современных цифровых решений мониторинга состояния пашни и посевов, точечного применения удобрений и средств защиты растений.

В целом в АПК будет реализовано 380 инвестиционных проектов.

Будут разработаны новые формы вовлечения сельхозземель в оборот, освоены 600 тысяч гектаров новых орошаемых земель с доведением общей площади до 2,2 млн гектаров, созданы дополнительно порядка 70 тысяч семейных хозяйств.

К 2025 году объем валовой продукции сельского хозяйства увеличится в 1,3 раза, производительность труда в АПК – в 2,5 раза, экспорт – в 2 раза с доведением доли переработанной продукции до 70%.

Будут модернизированы более 3 500 сел, отремонтированы 27 тысяч км местных дорог до каждого опорного села с доведением их доли в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%.

Ежегодно в сельской местности будут выделяться 22 тысячи земельных участков для строительства индивидуального жилья, обеспеченных инженерными сетями. 100% городского и сельского населения получат доступ к услугам водоснабжения.

К 2025 году 246 сел с общим населением более 900 тысяч человек получат доступ к газу.

Если же говорить о сегодняшнем дне в целом, то по итогам 2020 года в АПК Казахстана отмечается положительная динамика роста практически по всем макропоказателям. Объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 5,6% и составил 6,3 трлн тенге – это наибольший рост среди стран Евразийского экономического союза. При этом производство продуктов питания выросло на 4%.

Для дальнейшего развития отрасли определены приоритетные задачи: по насыщению внутреннего рынка продуктовыми товарами более, чем на 80%; стабильному повышению доходов 1 млн сельских жителей; повышению производительности труда в 2,5 раза; увеличению экспорта переработанной продукции в два раза.

В частности, планируется ввести в эксплуатацию 11 птицефабрик общей мощностью 191 тыс. тонн, что позволит с запасом перекрыть внутреннюю потребность. В 2020 году уже запущено 8 птицефабрик на 94 тыс. тонн мяса.

В условиях пандемии коронавируса во всем мире возросло общее понимание роли сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности государств, поэтому вопрос импортозамещения для Казахстана является приоритетным. Запланированная Минсельхозом работа позволит к 2024 году решить вопросы импортозависимости и обеспечить продовольственную независимость страны. При этом акцент будет поставлен на продтовары, которые влияют на инфляцию, считает аграрное ведомство страны.

В ближайшие годы Минсельхоз планирует реализовать 380 инвестпроектов, в том числе около 250 (65%) – в рамках импортозамещения. Также в этот перечень включены проекты по увеличению экспортного потенциала АПК: откормплощадки, репродукторы, теплицы и другое.

Ежегодно как минимум будут вводиться 75-80 инвестпроектов. При этом пул проектов Минсельхоза еще будет расширяться.

Для дальнейшего развития сельскохозяйственного бизнеса и повышения производительности труда в АПК продолжается работа по обеспечению эффективности господдержки. В прошлом году пересмотрены механизмы субсидирования, которые ранее предполагали единый подход, без учета специфики и приоритетности отраслей. Также изменены пороги доступа к субсидированию для мелких и средних фермеров.

Для повышения эффективности господдержки будут поэтапно вводится встречные обязательства для бизнеса. В тоже время за счет увеличения объемов субсидирования по базовым инструментам поддержки к 2025 году планируется довести уровень обновления сельхозтехники до 6%, применение минеральных удобрений – до 30% от научно-обоснованной нормы, а уровень внесения высококачественных семян – до 97%.

Главным принципом господдержки станут ее стабильность и преемственность. Это позволит аграриям прогнозировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Перспективу новых десятилетий Независимости.

Новости партнеров
×