В Казахстане растет спрос на услугу по кремации. Об этом говорят представители ритуальных агентств. Во многом этому способствовала пандемия коронавируса, и дело здесь не только в необходимости соблюдения норм санитарно-эпидемиологической безопасности, но и в введенных властями карантинных ограничениях. Из-за них родные умерших, не имея возможности выехать на похороны в другую страну, заказывали услуги удаленно. О том, где и за сколько можно кремировать тело усопшего, в материале Liter.kz.
Нет точных данных о том, сколько заказов на кремацию было в Казахстане с начала пандемии. Каждое ритуальное агентство ведет свой учет, но менеджер агентства «Вечная память» Евгения Карпенко говорит, что спрос на услугу растет.
«В связи с карантином увеличилась потребность в данной услуге. В среднем в связи с пандемией у нас в месяц выходит до 10 кремаций. Тогда как до пандемии по Алматы было в месяц 1-3 кремации. Это связано с тем, что родственники не могут приехать из других стран для захоронения или вывоза тела в свою страну, чтобы провести обряд там… Ближайший крематорий находится в Новосибирске, мы сотрудничаем с ним, так как в Казахстане нет крематория», - рассказала Карпенко.
Полный комплекс услуг, по ее словам, стоит от 400 до 700 тысяч тенге. В эту сумму входит транспортировка, сама кремация и помещение праха в урну.
«Все документы собираем и оформляем мы, кроме свидетельства о смерти, так как его оформляют родные. Прах привозим в урне, родные могут захоронить его на кладбище, хранить дома или развеять», - пояснила наша собеседница.
Евгения считает, что после того, как в Казахстане построят крематорий, услуга станет намного доступнее. Чтобы кремировать, много платить не надо - всего 100-120 тысяч тенге, но для казахстанцев сейчас процедура дороже, так как приходится везти тело приходится в Россию. Ближе всего крематорий, который находится в Новосибирске.
«Если крематории построят в Нур-Султане или Алматы, услуга станет намного доступнее и, соответственно, увеличится количество кремаций. Крематории будут окупать себя, но лет через пять, думаю, - не раньше (с таким объемом). Но зато много земли сохранится. У нас есть ведь невостребованные тела людей, которых хоронят как безродных. Государство в этом случае берет на себя обязанности похоронить усопшего, выделяет землю. А их ведь можно кремировать… Кремировать можно и биологические отходы, например, после операций. Также у нас есть проблема с трупами животных: они умирают, и их хозяева не знают, что делать. Кладбища для животных нет. Такую услугу можно было бы оказывать в крематории», - резюмировала собеседник издания.
Руководитель ритуального агентства "Амон" Сергей Лепешкин ее оптимизма не разделяет. Он сообщил, что среди мусульман такая услуга не пользуется популярностью. Чаще всего кремируют православных. На его практике только один раз кремировали мусульманина, но это был связано с тем, что дочь и внучка жили за рубежом - в Италии и Германии. Прах отправили им.
"Я не думаю, что у нас массово будет. Может, только со временем, но нужно учитывать возможный спрос в соседних республиках - Узбекистане и Кыргызстане. Там тоже нет крематориев. Если они будут привозить сюда на кремацию своих покойников, то крематорий будет более-менее будет загружен", - заявил он.
Слово за чиновниками
На ответ на запрос Liter.kz в акимате Нур-Султана сообщили, что власти города совместно с Министерством юстиции решили реализовать проект патологоанатомического бюро с утилизацией биологических и медицинских отходов - это вместо крематория. Такое решение чиновники приняли с учетом «культурной и религиозной специфики захоронение у населения, а также в целях эффективного использования бюджетных средств».
«Столичному управлению строительство выдано разрешение на проведение изыскательских и проектных работ объекта на земельном участке площадью 1,2 гектара, расположенном в районе улицы А431 (проектное наименование) района «Алматы» города Нур-Султана. На сегодня ведется проектирование объекта, стоимость строительства определится после проведения комплексной экспертизы. Реализация проекта будет осуществлена за счет средств из государственного бюджета», - говорится в ответе на запрос за подписью заместителя акима Нур-Султана Ермека Кизатова.
Сообщается, что «на данном объекте будут проводить патологоанатомические обследования и утилизацию биологических и медицинских отходов в городском масштабе».
Аналогичный запрос мы адресовали акиму Алматы Бакытжану Сагинтаеву. В Управлении комфортной городской среды Алматы в ответ сообщили, что сейчас ведется строительство крематория в составе патологоанатомического бюро с высокотехнологичными печами для утилизации особо-опасных биологических и медицинских отходов. Завершить строительство объекта планируют в сентябре текущего года.
«В период пика пандемии образовалось большое количество особо-опасных биологических отходов - таких, как медицинские маски, костюмы, пакеты, бинты, шприцы, инструменты для ПЦР-тестов и многое другое. Также, учитывая религиозные особенности и потребности граждан, при строительстве крематория в составе патологоанатомического бюро учтена возможность кремации умерших», - сказано в ответе ведомства за подписью заместителя руководителя Сапара Караласова.
Кремация - правильное решение?
Большинство казахстанцев, судя по нашему опросу в Facebook, выступают за кремацию.
«Я за кремацию. Чем похороны, а потом обязанность детей ходить на могилу, убирать, цветочки поливать - зачем? Кремировали, развеяли, и я сама стала цветочком», - считает журналист Тамара Вааль.
Ее поддержала коллега Ботагоз Искакова.
«Я тоже за кремацию. Тело человека после смерти ценности не представляет, а кремация позволит всем, кто его знал, отпустить его легче, и душе умершего не страдать», - считает она.
Такого же мнения придерживается и журналист Жанар Сердалина. Она заявила, что не хочет доставлять хлопоты своим родным и близким после смерти, связанные с поиском места на кладбище и установкой памятника. Вечных кладбищ не бывает, говорит Сердалина. В память о человеке остаются его дети, поступки или вклад в профессию. Прах, кстати, не обязательно хранить в специальной урне или высыпать в степи, лесу и так далее.
«За некоторую сумму из праха близкого вы можете сделать искусственный алмаз, если так можно его назвать, инкрустировать им рукоять своей сабли, рычаг АКПП, заказать с ним перстень или повесить его на цепочку - ваш дорогой человек всегда будет с вами», - добавил журналист Азамат Галеев.
Мы провели также соцопрос в Facebook в группах «Врачи РК! У кого и где лечиться?» и «Астана - Что? Где? Когда?». В нем приняли участие более 100 человек. 90% из них высказались за кремацию. Так, пользователь Алия Исабекова написала, что хочет, чтобы ее после смерти кремировали.
«Кремация - очень правильное решение, особенно в условиях современного мира. В этом случае ты не привязываешь своих родных к определенному месту захоронения, за которым нужно ухаживать и посещать, люди не будут иметь чувства вины из-за непосещения этого места, а у многих бывает необходимость сменить место жительства, к примеру, город, а, может, и страну», - считает врач анестезиолог-реаниматолог Иван Вахрушев.
Его поддержала жительница Алматы Татьяна Городничая.
«Просто, когда посещает кладбище и видишь бардак, заброшенные могилы, упавшие памятники, я уже не говорю про кресты, лучше кремация», - написала она.
У такого способа предания покойного вечности есть и противники.
«Из праха создан человек, в прах и должен вернуться, а не в золу. «Мы сотворили вас из нее (земли), в нее Мы вас вернем и из нее выведем еще раз» (Та-Ха 20/55). «Разве Мы не сделали землю вместилищем для живых и мертвых?» (аль-Мурсалят 77/25-26). «...потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его» (Абаса 80/21-22)», - процитировала строки из Корана казахстанка Зухра Шапулатова.
Пользователь Мурат Рахим написал: «Странный вопрос для общества, где проживает мусульманское большинство».
Указав на несовершенство законов и возможность злоупотребления ими, пользователь Аскар Адильхан сообщил, что он тоже против кремации.
Мусульманам нельзя, христианам можно
Пресс-секретарь ДУМК Агабек Конарбайулы сообщил, что, согласно канонам Ислама, тела мусульман не подлежат кремации.
«Это противоречит святости человеческого бытия. В Коране Бог говорит, что вознес человека над другими творениями, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предупреждал, что ни одно насекомое не должно быть наказано огнем. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сломать кость умершему человеку подобно тому, что ее сломают живому». То есть человек достоин уважения, независимо от того, жив ли он или мертв», - добавил он.
По его словам, образец погребения в Коране описан в рассказе об Авеле и Каине (Хабил и Кабил).
«По законам шариата тело умершего хоронят. Сжигать мертвых противоречит канонам нашей религии, - резюмировал он.
Отец Дмитрий из Свято-Успенского кафедрального собора в Нур-Султане сообщил, что кремация допустима.
«В священном писании есть откровение - пророчество, что Бог воссоздаст человека, как он создал из земли нас, из первоматерии. А если мы верим в его всемогущество, какая разница меня закопают или сожгут. Разницы никакой нет. Другое дело, что для наших народов, для наших религий - христианства и ислама - более традиционно предание тела земле. Отношение к кремации больше относится к традиции и психологии, но на какую-то последующую участь человека, это к вопросу, что будет с душой, это абсолютно никак не влияет», - пояснил он.
Для примера отец Дмитрий привел аналогию с теми случаями, когда люди умирают в результате кораблекрушения или пожара.
«Теперь их Бог не воскресит? Или из-за того, что с ними это случилось, они будут находиться в аду? Это же неправильно. Нельзя так рассуждать», - добавил он.
Он также рассказал, как будет проходить вся церемония, исходя из опыта московского духовенства. Привозят тело человека, священник отпевает, и после этого его кремируют.
Не обязательно приглашать священника прямо в крематорий, можно и после кремации принести урну с прахом в храм с просьбой отпеть.
«Мы отпоем. Никаких сложностей нет. Для человека верующего это абсолютно непринципиальный момент, по крайней мере, для христиан. Главное, какой душа наша к Богу пойдет, с чем мы там предстанем», - резюмировал священнослужитель.
16 апреля власти Алматы рассказали, где в городе возводят крематорий.
Ранее сообщалось, что стоимость проекта составляет 1,3 млрд тенге. Проект финансируется из республиканского бюджета.