Журналисту из Нур-Султана начислили налог на машину, которой никогда не было

Мира Мустафина поделилась удивительной историей – она получила уведомление о необходимости уплаты налога, при том, что машины у нее никогда не было. Найти виновных пока не удалось.
Мира Мустафина

Случилась со мной история – на днях приходит СМС от HalykBank о том, что нужно оплатить налог на транспорт – 8275 тенге. А у меня никогда не было автомобиля. Я не умею водить машину. У меня нет водительских прав. Какая там машина, я за всю жизнь не научилась кататься даже на велосипеде. Более того, я не могу самостоятельно переходить дорогу в вечернее время – панически боюсь машин. Причем налог на автотранспорт мне пришел из другого региона. Налог за 2019 год.

Тут же села за компьютер, порывшись на различных интернет-форумах, нашла два пути решения проблемы. Итак, первый. Это выбросить все квитанции в мусор и… забыть. Первый вариант меня не устроил: я считаю себя добропорядочным налогоплательщиком и долгов никаких за собой не имею и иметь не хочу. Второй путь. Для меня самый верный – это пойти по всем инстанциям и разобраться. Главное – доказать, что я – не верблюд. Не хочу платить за несуществующий автомобиль, поэтому я начала разбираться.

Что я сделала для начала? Позвонила в HalykBank. Девушка-менеджер заученными фразами очень быстренько "отшивает" меня, отправляя в налоговое управление Ауэзовского района Алматы, то есть по месту постоянной прописки. Звоню в налоговое управление Ауэзовского района Алматы. Только после моего четвертого звонка там поднимают трубку. Объясняю ситуацию: "Авто у меня нет". Выслушивают. Пугают, что, мол, не заплатишь – счета закроют, из страны не выехать. Так что выход один – заплатить налог, пусть даже нет машины. Если я не хочу повторения такой ситуации на следующий год, то мне стоит отправиться в специализированный ЦОН, чтобы доказать, что у меня нет автомобиля. Справку из спецЦОНа надо будет передать в Алматы, ведь я нахожусь в Нур-Султане.

По данным налогового управления, у меня BMW 1985 года выпуска c госномером А 729 DRM и я езжу на нем с 1995 года. Интересуюсь у инспектора: "Допустим, у меня есть машина, а почему тогда за все эти годы мне ни разу не пришло уведомление о налогах, а только в конце 2019 года? Как-то совсем нелогично?". В ответ – молчание. Отпросившись с работы, приехала в спецЦОН Нур-Султана. И, что вы думаете? Я не одна с такой проблемой. В очереди в кабинет №1 одиннадцать человек, и… все с мифическим автотранспортом. Заходила в кабинет №1 и думала, что начнется круговорот бумаги в природе. Ан, нет. Приятный молодой человек, выслушав, сказал, что я могу не платить налог, но, чтобы доказать отсутствие авто, надо поехать в управление дорожной полиции Алматы, так как оно числится в их базе.

Посоветовали еще снять авто с регучета, чтобы не начисляли новый налог. Однако, как я могу это сделать, если автомобиля марки BMW, у меня нет в принципе? Как нет, впрочем, и техпаспорта на него?

Написала пост на своей страничке в соцсетях о сложившейся ситуации. Что вы думаете? Было много откликов и историй. Например, пишет мне пользователь Динара Эшатова: "В Кызылорде таких случаев много. Моей маме пришел налог на машину ВАЗ, 70-х годов, кажется. А у нее никогда не было ни машины, ни прав. У моих друзей такая же ситуация".

Марлан Нысанбаев, Алматы: "Мира, мне тоже пришло, и почему-то из банка, а не из налоговой. Я - ветеран, из категории "солдаты особого риска", и от налога на транспорт освобожден". 

Зарина Москау, Нур-Султан: "Папе моему такое же "письмо счастья" пришло. Он не водит, прав нет, машины тоже. При разборке выяснилось, что на него кто-то оформил огромный ДЖИП! ДВД области нашел этого человека. Отец не стал подавать в суд, так что тот тип легко отделался. Хотя папе и мне тоже пришлось понервничать".

Главное. Совет, который мне дают в спецЦОНе, – заплатить налог за несуществующий автотранспорт. А потом начать разбираться с ситуацией. Можно, конечно, не платить, но тогда долг по неуплате налогов будет в базе данных, налоговое управление вправе передать дело в суд, и я могу оказаться невыездной. Что мне делать? Заплатить. Сохранить чек. А потом доказать, что у меня нет BMW c таким госномером. Когда все будет доказано – налоговая вернет мне эти деньги.

Пишу жалобу-заявление в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК и Министерство внутренних дел РК, в котором прямо пишу, что все понимаю: налоги нужны стране, нужно помогать социально уязвимым слоям общества, строить школы и больницы, собирать налоги надо, но не таким же образом! 

Почему я должна доказывать, что у меня никогда не было машины, а самое главное – как я должна это сделать? В какой уполномоченный орган мне обращаться и какие документы будут являться подтверждением отсутствия права собственности на данный автомобиль? Почему недостаточно моего заявления о том, что я не имею транспортного средства, которым не владею. За то имущество, которое у меня есть в данный момент, налоги я исправно плачу. Но почему я должна платить налог за то, чего у меня нет? У государства есть все ресурсы для того, чтобы найти, доказать и наказать людей, которые безответственно относятся к учету персональных данных каждого гражданина? В налоговом управлении Ауэзовского района Алматы, спецЦОНе Нур-Султана и управлении дорожной полиции Алматы мне говорили одно и то же: "Это технический сбой. Но налог вам надо заплатить. А потом разбираться дальше!". У меня же только один вопрос: "Почему граждане должны сами заниматься этим?".

Потом я отправляюсь в управление дорожной полиции столицы... Но об этом в следующий раз. 

Продолжение следует.

Новости партнеров