750 миллионов тенге на покупку автобусов с валидаторами выделит акимат Петропавловска

Аким города стратегически подошел к вопросу реформирования системы общественного транспорта.
Зауре Жумалиева

Аким Петропавловска решил начать модернизацию системы пассажирских перевозок весной - когда станет тепло, на случай, если перевозчики захотят саботировать перемены, передает корреспондент Liter.kz.

Система перевозок в городе не изменилась с 1990-х годов. Тогда новоиспеченные предприниматели организовались так, как им было удобней. По словам члена общественного совета при акимате Петропавловска Александра Казанцева, проще всего владельцам маршрутов оказалось сдать автобус в аренду водителю за фиксированную плату. Количество и регулярность рейсов, соблюдение интервалов движения, даже техобслуживание и ремонт транспорта – арендодателя не волновало. Такое положение дел сохраняется и сейчас, изменилась разве что арендная плата – 25 тыс. тенге в день.

Горожане привыкли к грязи в автобусах, засаленным сиденьям и неопрятным водителям, которые выжимают из арендованной машины последние лошадиные силы, чтобы обогнать конкурентов и забрать пассажиров с остановок. Полицейские привычно ловят водителей общественного транспорта в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (кто же проверит шофера, если он выходит в рейс прямиком из дома, забрав машину, припаркованную на улице).

С пугающей регулярностью автобусы загораются прямо на ходу, а пассажиры спасаются бегством. С начала года известно о четырех случаях, когда машины выгорали дотла.

Обновление автопарка стало неразрешимой проблемой из-за отсутствия денег у перевозчиков, а подсчет их доходов – невозможным из-за отсутствия валидаторов в автобусах, с помощью которых можно было бы узнать реальный пассажиропоток. Так было, пока в этом году акимат не договорился с частной компанией проверить с применением новых технологий, сколько пассажиров ездит на отдельных маршрутах, которые считаются самыми доходными и самыми убыточными. Результаты показали, что перевозчики сильно прибедняются.

Модернизация системы общественных перевозок, по словам акима Петропавловска, позволит все четко контролировать и привести эту сферу в соответствие с современными требованиями. Проводиться она будет в несколько этапов.


Первый этап – оптимизация дублирующих маршрутов. Чтобы пассажиры не пострадали от новшества, по сохранившимся маршрутам пустят больше автобусов. Это станет возможно за счет приобретения новых машин на бюджетные деньги.

"Для реализации второго этапа модернизации системы пассажирских перевозок – приобретение новых автобусов – планируется выделить из бюджета 750 млн. тенге. Через АО "БРК-Лизинг" мы планируем приобрести 100-150 автобусов с валидаторами, в зависимости от того, какую марку мы выберем. Сейчас эта работа идет вовсю", – рассказал Булат Жумабеков.

Аким добавил, что СПК "Солтустик" на определенных условиях будет предоставлять новые автобусы перевозчикам в соответствии с пассажиропотоком на том или ином маршруте. Наличие валидаторов станет необходимым условием работы на городских маршрутах вообще всех пассажирских автобусов.

"Благодаря электронному билетированию мы будем точно знать количество пассажиров на том или ином маршруте, интенсивность их передвижения в разное время суток. Мы сможем точно рассчитать, сколько автобусов нужно перевозчику на каждом маршруте и в какое время", – поделился аким.

По словам Булата Жумабекова, он неоднократно рассказывал перевозчикам о планах акимата, но восторга у них не заметил. А объявление о возможном создании муниципального автопарка вообще вызвало множество жалоб в прокуратуру.


"Когда месяца четыре назад мы перевозчиков собирали, я специально им озвучил, что мы будем создавать муниципальный транспорт. На следующий же день они были у прокурора с жалобой. Написали, что их душат, что они все автобусы понакупили, а у них бизнес отнимают, что у всех семьи, кредиты, а им не дают работать", –рассказал Жумабеков.

Впрочем, идею создания муниципального автопарка власти Петропавловска и сами посчитали неэффективной, поскольку "государство – плохой менеджер". И памятуя о конфликтных ситуациях в Астане и Алматы при внедрении электронного билетирования и оптимизации маршрутов, чиновники решили отложить начало реформ до наступления теплых дней – марта-апреля 2020 года.

Новости партнеров