Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Павлодарка после страшного ДТП встала на ноги и помогает реабилитироваться инвалидам

Молодая женщина прошла все этапы непринятия ситуации: от боли и слез до бессилия и злости на судьбу-злодейку, и почти все преодолела. Кроме, пожалуй, боли.
19.12.2019, 14:28
Павлодарка после страшного ДТП встала на ноги и помогает реабилитироваться инвалидам

Как после тяжелой травмы позвоночника заново научиться ходить? Своим жизненным опытом с Liter.kz поделилась инструктор ЛФК павлодарского центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями Айгуль Бояуова.

Молодая женщина прошла все этапы непринятия ситуации от боли и слез до бессилия и злости на судьбу-злодейку. И почти все преодолела. Кроме, пожалуй, боли, потому что в спортзале она до сих пор занимается, стиснув зубы. Но себя не жалеет. Впереди маячит очередная цель – научиться ходить без палочек для скандинавской ходьбы.

Вообще, у Айгуль Бояуовой целей очень много. Но пока она разграничивает их по степени приоритетности. Сначала нужно заставить себя ходить без помощи специальных приспособлений. Да, именно заставить и никак иначе. Как рыбку из пруда не выловишь, так и тело свое в порядок не приведешь без труда. Именно эту аксиому она пытается сейчас донести до каждого пациента павлодарского областного центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями, где вот уже 2,5 года работает инструктором по ЛФК. Если бы нашелся знающий человек и подсказал ей все это 12 лет назад, возможно, сегодня Айгуль Бояуова передвигалась бы уже сама. Чем больше по времени откладывается период реабилитации, тем сложнее и дольше будет идти восстановление. Но откуда это могла знать 22-летняя девчонка, вчерашняя студентка педколледжа, только-только устроившаяся воспитателем в детский сад?

12 лет назад в жизни Айгуль Бояуовой произошла автомобильная авария. Чтобы избежать лобового столкновения, водитель направил машину в кювет. Все выжили, но Айгуль не повезло больше всех. Врачи диагностировали у молодой девушки компрессионный перелом тела ТН12-L1 позвонков. Нижний глубокий парапарез. Оперировали ее в экибастузской городской больнице. Но самым тяжелым испытанием для молодой девушки стало не хирургическое вмешательство и даже не послеоперационный период, требующий длительного постельного режима – месяц на спине и три – на животе. 

Больше всего Айгуль испугалась, когда после операции перестала чувствовать ноги, хотя до операции небольшая чувствительность в ногах у нее сохранялась. Да, она не могла ими двигать, но она их чувствовала. А потом перестала. От нее отказался молодой человек, у которого до аварии, казалось, были самые серьезные намерения. Это окончательно "добило" молодую девушку. Айгуль впала в такую депрессию, что не хотела никого видеть, выходить из дома, точнее, выезжать на инвалидной коляске. Она чуть было не сдалась. Но сумела услышать и прислушаться к совету одного из врачей, который при выписке порекомендовал пациентке совершать движения стопой мысленно.

“Так я и лежала, неподвижно для окружающих, но в мыслях постоянно поднимая  одну за другой стопы вверх-вниз, вверх-вниз”, – вспоминает Айгуль Бояуова.

Прошло несколько месяцев таких упражнений, и в один прекрасный день девушка вдруг почувствовала боль в ногах. Было очень больно, слезы текли по щекам, но это были слезы, скорей, от радости. Когда человек много месяцев прикован к постели, и не чувствует ничего ниже пояса, боль воспринимается манной небесной.

20191210_111310.jpg

Айгуль воспряла духом, и активно стала искать в интернете программы для разработки мышц. Действуй она со знанием дела, доподлинно зная, на какую именно группу мышц нужно делать упор, а какие, наоборот, лучше пока не загружать, результат сегодня тоже был бы  другой. Она же делала то, что считала нужным, интуитивно. Сгибать и раздвигать мышцы ног помогал младший брат. Без его помощи у обездвиженной девушки ничего бы не получилось. И когда через девять месяцев у Айгуль появилась положительная динамика – стали двигаться мышцы ног – это была их общая победа! Точнее, выигранное сражение.

Вторым стратегически верным решением было продолжить учебу. До той страшной октябрьской даты, разделившей жизнь молодой девушки на "до" и "после", она планировала получить диплом психолога. Документы в ПГПИ уже были поданы. А тут эта авария…

Из академического отпуска Айгуль Бояуова вышла только через год. На учебу пришлось ездить на инвалидной коляске.

“Я очень стеснялась своего этого положения, – признается сейчас Айгуль, – мне казалось, что все показывают на меня пальцем и жалеют. Хорошо, девочки-сокурсницы поняли мое психологическое состояние и поддержали. Я договорилась с преподавателями, что буду заниматься дома. Спасибо, пошли мне на встречу. И девчонки по очереди носили мне домой конспекты, передавали задания. Морально они вернули меня к жизни!”

Несколько раз Айгуль проходила реабилитацию в столичном национальном центре, продолжала заниматься дома, но встать из инвалидной коляски по-прежнему не могла.

О реабилитационном центре Валентина Дикюля в Москве Айгуль Бояуова узнала в 2013 году из какой-то публикации в интернете. Она списалась с Валентином Ивановичем и получила его краткий ответ: "Приезжай! Только много вещей не бери!"

Она и не взяла много: пару футболок (уезжала в августе) да одни джинсы. С деньгами на дорогу помог глава крестьянского хозяйства (Айгуль Бояуова родом из села Орловка Щербактинского района). С таким нехилым багажом она и приехала в Москву. Думала, ненадолго. А осталась на три года.

“Семья у меня простая: отец всю жизнь механизатором проработал, мама-домохозяйка. Ездить ко мне было некому. Валентин Иванович не только меня бесплатно оставил в своем центре на лечении, но еще и зимние вещи купил. Это вообще уникальный человек! Я так благодарна судьбе, что встретилась с ним, с его замечательными инструкторами! Все вместе они поставили меня на ноги. Я уезжала в Москву на инвалидной коляске, а вернулась уже без нее”, – говорит Айгуль.

Но, конечно, трудно недооценить вклад и самой Айгуль в свое восстановление. Какие бы хорошие инструкторы не работали с казахстанской пациенткой, но никто не заставлял ее все свое время проводить в спортзале: с утра и до позднего вечера, без выходных.

“Мне дали ясно понять, что в моем случае прошло слишком много времени после травмы и восстановиться я смогу только через боль, занимаясь, занимаясь и еще раз занимаясь, – вспоминает Айгуль. – Я рыдала, когда мне делали растяжку, плакала во время самостоятельных физических упражнений, но терпела. Я очень хотела встать”.

В московском центре Айгуль Бояуова поняла, чем действительно хочет заниматься в жизни – помогать людям с ограниченными возможностями, настолько, конечно, насколько это возможно – передвигаться самостоятельно, вселять в них веру в человеческие силы, которые на самом деле если не безграничны, то заключают в себе просто огромный потенциал. Главное – верить и не жалеть себя, не лениться, не давать себе слабину.

После трех лет лечения в Москве Айгуль Бояуова вернулась совсем другим человеком. И дело не в том, что ей больше не нужна была инвалидная коляска. Она точно знала свое истинное предназначение. И как это часто бывает, когда человек понимает, в чем заключается его цель на земле – все складывается в его пользу.

20191210_110303.jpg

Вот и наша героиня не успела вернуться в родную Орловку, как в доме раздался звонок. Звонила невропатолог девушки, которая сообщила об открытии в центре Майского района областного реабилитационного центра для лиц с ограниченными возможностями. Айгуль Бояуову определили туда на лечение. А после окончания курса реабилитации молодая девушка зашла к главному врачу и предложила свои услуги в качестве инструктора ЛФК. Реализации этой затеи мешали два "но". Первое – это отсутствие соответствующего сертификата. И второе – жилищный вопрос.

“Мы только открылись и нам нужны были кадры. А тут такая хорошая кандидатура: человек, знающий особенности работы с нашими пациентами, что называется, изнутри” – главный врач павлодарского областного центра реабилитации лиц с ограниченными возможностями Ерболат Нурсеитов вспоминает, что долго не раздумывал над решением.

А Айгуль, получив "добро", тут же занялась преодолением преград. Вопрос с сертификатом решился быстро. С двумя педагогическими образованиями  достаточно было пройти курсы повышения квалификации, чтобы получить доступ к инструкторской работе. А для решения жилищного вопроса Айгуль не придумала ничего лучше, как попросить помощи у главного врача центральной районной больницы села Коктобе. Дело в том, что именно на базе этого лечебного учреждения и располагается павлодарский областной центр реабилитации для лиц с ограниченными возможностями. Больница большая, может, найдется в таком огромном здании одна комната, которую можно было бы выделить под жилье, предположила девушка и не прогадала. Ей без проблем выделили комнату на первом этаже больницы. С тех пор вот уже 2,5 года она в ней и живет. 

Правда, недавно после встречи с акимом области (Айгуль записалась к нему на личный прием) ей выделили однокомнатную арендную квартиру в райцентре. Но заселиться пока в нее девушка не может. Очень проблематично на гололеде самостоятельно передвигаться с помощью палочек для скандинавской ходьбы. А без них Айгуль пока обходиться не может. Да и живи она не в больнице, с учетом дороги туда и обратно, ей в будние дни вообще можно не спать. Подъем у молодой девушки в 5:00. Час занимает разминка. Еще час уходит на то, чтобы привести себя в порядок. Затем нужно приготовить завтрак, что тоже для Айгуль, которая все делает сама, дело небыстрое. К 8:30 она поднимается на второй этаж – в зал ЛФК, где работает с пациентами до 17:00 с перерывом на обед. После работы у нее есть два часа на приготовление ужина и собственно сам ужин. С 19:00 до 22:00 – время спортзала. Эти три часа девушка работает над собой, продолжает через боль разрабатывать мышцы ног. Спать она ложится в 24:00. И так каждый день.

20191210_104135.jpg

“Я буду ходить самостоятельно! Обязательно буду! Даже если не удастся так скоро приобрести необходимые тренажеры” – улыбается наша собеседница.

Реабилитационный центр в Майском районе открылся три года назад, и с тех пор его материально-техническая база, по крайней мере, для зала ЛФК не обновлялась ни разу. Тем временем, людям после перенесенных инсультов или тяжелых травм позвоночника, зачастую приходится учиться заново ходить. Облегчить этот процесс могут современные тренажеры для сгибания и разгибания мышц ног, а также для их отведения и разведения. Айгуль хотела приобрести их для себя. Но ей еще два года платить кредит по 25 тыс. тенге, который она брала для оплаты учебы (в 2017 году девушка поступила на второе высшее в ПГПИ на отделение физкультуры и спорта и в этом году получила диплом инструктора ЛФК). 

Зарплата у нее небольшая, поэтому второй кредит никто не даст. Да и не будет она его брать, поскольку рассчитывает только на свои силы.

В то немногое свободное время Айгуль Бояуова разрабатывает авторскую программу для реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Она мечтает когда-нибудь открыть собственный центр для помощи тем, кто в силу обстоятельств или с рождения вынужден передвигаться на инвалидной коляске.

20191210_104453.jpg

“Если сильно хотеть и стараться, человек может преодолеть все, даже победить собственное тело!” – уверена та, которая своим трудом сумела поставить себя на ноги.

… Недавно

в жизни Айгуль произошло еще одно радостное событие. На дне рождения коллеги

она впервые за много лет познакомилась с парнем, которого не смущает ее диагноз

и который готов подставить крепкое мужское плечо в трудную минуту. И дай Бог,

чтобы все у них сложилось как надо. Сияющие от счастья глаза идут любой

женщине, а Айгуль – особенно!

Новости партнеров
×