В 2015 году алматинцев потрясли сразу три дорожно-транспортных происшествия с участием трамваев. Cколько их могло еще произойти, остается, к счастью, только догадываться. После третьего происшествия городские власти приостановили деятельность трамвайного депо. И, как показало дальнейшее расследование, не зря. Из-за сильной изношенности трамвайных путей и самого транспорта инциденты на дороге у этого транспорта случались часто, передает Liter.kz.
Решение о приостановлении работы трамвайного депо Алматы и дальнейшее его закрытие принималось не на пустом месте. Безусловно, главный толчок к радикальным мерам – концентрация аварий с участием и по вине трамваев. Сразу три происшествия произошли осенью 2015 года. Первое ДТП случилось 21 сентября на улице Байтурсынова и пересечении с улицей Карасай батыра. У трамвая отказали тормоза, и он буквально снес более 20 автомашин. Пострадали семь человек, у одной из пострадавших была серьезная травма позвоночника.
Другое ДТП с участием трамвая произошло 13 октября. Здесь участниками аварии стали трамвай и 14 машин. Также сообщалось о пяти пострадавших. Сначала трамвай столкнулся с несколькими автомобилями на пересечении проспекта Сейфулина и улицы Макатаева и проследовал дальше, где на пересечении Макатаева/Байтурсынова столкнулся еще с несколькими авто и сошел с рельсов. По предварительным данным, в этом случае тоже причиной стал отказ тормозов.
Еще одно ДТП с трамваем произошло в Алматы 27 октября. Авария случилась в районе пересечения улиц Байтурсынова и Жамбыла. По словам очевидцев, у трамвая отлетело колесо. Здесь, к счастью, никто не пострадал. Череда происшествий всерьез взволновала алматинцев.
В акимат стали поступать многочисленные обращения от жителей Алматы, высказывавших свою озабоченность и тревогу о безопасности передвижения по городу, в частности, там, где ездят трамваи. Началось расследование. Нужно было разобраться в причинах, из-за которых трамваи стали опасны. 30 октября 2015 года ранним утром глава города Бауыржан Байбек лично побывал в трамвайном депо. Картина, которая предстала перед акимом и его командой, а также общественностью и СМИ, мягко говоря, разочаровала.
Во-первых, выяснилось, что из имевшихся ранее девяти маршрутов и 200 вагонов к этому моменту в Алматы осталось всего два маршрута и 12 работающих трамваев.
Во-вторых, и в главных, по заключению специалистов, во время обследования трамвайных путей были выявлены многочисленные нарушения и несоответствия. Проверка показала, что на всех имеющихся сборных стыках имеются зазоры до пяти сантиметров, износ рельсов составлял до 2-2,5 см, деревянные шпалы прогнили, имелись изломы головок рельсов, стыковые накладки не полностью зафиксированы и так далее.
Как результат, из-за аварийного состояния трамвайных путей в состоянии высокого износа пришли и колесные пары вагонов. И, кстати, такое состояние транспорта и путей часто приводило к дорожным инцидентам. Помимо трех громких случаев подряд, с промежутком в несколько недель, когда пострадало около 30 автомобилей, стало известно, что только за 2015 год произошли 43 схода с рельсов, то есть более трех случаев на каждый из 12 курсирующих вагонов. А годом ранее подобных случаев было зафиксировано порядка 20. Понятно, что дальнейших ЧП вряд ли бы удалось избежать.
После тщательной проверки и изучения состояния алматинского трамвайного депо было принято решение полностью остановить его деятельность. Решение далось нелегко, как позже на одной из встреч с алматинской общественностью отмечал в то время глава города Алматы Бауыржан Байбек: «Людей, которых это решение разочаровало, можно понять, однако допустить человеческих жертв мы не имели право». По его словам, порой приходится принимать непопулярные решения в интересах общества.
«Износ трамваев настолько большой, что, какие бы вагоны ни купили, будут проблемы. Когда я пришел в город, произошло несколько случаев, когда трамваи чуть не убили людей. Мы в первую очередь должны беспокоиться о жизни наших горожан. Я не могу и не хочу брать ответственность за смерть кого-либо. Мы приняли решение приостановить работу депо», - пояснил решение акимата на отчетной встрече с населением в 2017 году глава города.
К слову, работники депо не остались без работы. Все они при поддержке городских властей прошли переобучение и были трудоустроены в смежные отрасли, водители трамваем в большинстве были переведены в троллейбусный парк с сохранением прежнего уровня заработной платы.
Что касается самой территории депо, то здесь уже в 2017 году открылся молодежный лофт-центр Depo Evolution Park. Но это было лишь начало большого преображения некогда неприглядного депо. В акимате началась работа по разработке большого проекта под названием DEPO Evolution Park. По проекту предусмотрен амфитеатр. Со стороны Масанчи будет кинотеатр на траве - под открытым небом. По проекту также запланирован экстрим-парк, парк искусств, воркаут-площадки, танцевальные площадки. К сожалению, с прошлого года реализация проекта оказалась в замороженном состоянии. Тому виной, скорее всего, разразившаяся пандемия. Алматинская молодежь, на которую и рассчитана уникальная территория развития, все же надеется, что городские власти доведут реализацию проекта до логического завершения.
Что же касается возвращения самих трамваев на дороги Алматы, такую возможность также рассматривали и даже привлекли российских специалистов в 2017 году. Однако и их комплексная проверка лишь подтвердила нецелесообразность возрождения работы трамваев. Требовался капитальный ремонт рельсов и шпал. По предварительным подсчетам, только на восстановление линий могло уйти 16 миллиардов тенге. Это без учета реконструкции электропроводов и покупки трамваев.
В тот же год было принято решение запланировать строительство нового легкорельсового транспорта, то есть заменить устаревшие трамваи на аналогичный, но гораздо прогрессивный вид транспорта - ЛРТ. Уже в конце 2018 года состоялся конкурс на строительство линий ЛРТ. Приняли участие девять консорциумов, состоящих из компаний стран России, Китая, Японии, Турции, Франции, Испании и Казахстана. На второй этап, который должен был состояться в 2021 году, были допущены четыре консорциума.
Проект планировалось реализовать в формате ГЧП, где значительную часть финансовых затрат возьмет на себя частный инвестор.
Планировалось, что ЛРТ пройдет по основной трамвайной артерии города – по улице Толе би, от Зеленого базара до Алматы Арена. Общая протяженность – 22,7 километра. Подвижной состав – не менее 31 единиц. Количество остановок – 35. То есть на самом деле было принято решение не отказаться от трамвая, а заменить его на более прогрессивный. Трамвай должен был преобразоваться в ЛРТ. Все это соответствовало стандартам ОЭСР, главная цель которых - полная экономическая прозрачность и безопасность людей.
К сожалению, на сегодня этот стратегический план не начал свою реализацию, поскольку до сих пор не утверждена финансовая модель проекта.