Платные парковки неизбежность, это мировая практика, которая должна была спасти Алматы от засилья автотранспорта и его пагубного влияния на экологию города. Именно с такой целью в 2016 году был запущен проект «Парковки Алматы». В итоге всего за 3 года удалось на 15 процентов сократить количество транспорта в центре мегаполиса, снизилось и число нарушений парковки. Удалось, наконец, вывести парковочный бизнес из тени. В итоге почти за 5 лет от работы автоматизированных платных парковок в бюджет поступило свыше 1 млрд тенге, передает Liter.kz.
С ростом любого города необходимо упрощать и разгружать инфраструктуру, освобождая ее от машин. А самый действенный, пусть и не самый любимый способ - это платные автоматизированные парковки. Именно этот способ сумел доказать свою эффективность и навести порядок на дорогах Алматы.
Попытки внедрения платных регулируемых парковок предпринимались в Алматы и раньше, однако они оказались безуспешными. Еще в 1997 году в мегаполисе было создано Управление временными стояками, но через пять лет его упразднили с передачей функций в Технический центр при акимате города. В 2008 году центр переименовали в «Алматы паркинг», но прозрачность сферы так и не была обеспечена. По данным мониторинга независимых экспертов, подавляющая часть (порядка 90%) оборота средств уходила в тень. А низкая культура парковщиков порождала многочисленные жалобы горожан. Необходимо было кардинально менять систему. В 2013 году экс-аким Алматы Ахметжан Есимов представил такой проект. А с 2015 года началась его активная реализация уже под руководством нового акима Алматы Бауыржана Байбека.
Кстати документ «Стратегия управления паркованием» стал частью Стратегии устойчивого развития транспорта города. Суть сводилась к тому, что в центре Алматы, где пространства для парковки недостаточно, а спрос высок, будут внедрены регулируемые платные парковки. Подробно изучив международный опыт на примере таких городов, как Таллин, Прага, Париж, Москва, Краснодар, «Алматы паркинг», начиная с ноября 2015 года, запретил наличную оплату за парковку до момента организации автоматизированной электронной системы. Новшество было принято развивать путем привлечения инвесторов. По форме последующей собственности также рассматривался опыт крупных городов мира. К примеру, в Москве – государственная форма собственности, в Таллине, Праге, Мадриде – смешанная форма, в Риге и Минске – частная. В Алматы, учитывая снижение бюджетных поступлений и необходимость привлечения МСБ к реализации инвестпроектов, была выбрана смешанная модель: 70% - частная, 30% - государственная. Для определения покупателя 70% доли ТОО «Алматыспецтехпаркинг сервис» стоимостью 131,8 млн тенге, в мае 2016 года Управлением финансов был проведен конкурс, в котором приняли участие 4 компании, в том числе одна иностранная, и в качестве партнера было определено ТОО «RR2».
[gallery size="full" ids="149712,149711,149709"]
Первым этапом развития парковочного пространства Алматы была инвентаризация. Данные Управления природных ресурсов и регулирования природопользования и Генплана ни по числу парковочных мест, ни по числу автомобилей не совпадали. Затем была разработана концепция парковочного пространства Алматы. И вот летом 2016 года в пилотном режиме рядом с Зеленым базаром удалось запустить первую автоматизированную платную парковку с электронной системой оплаты. Место выбрали с учетом большого количества жалоб, для которых найти парковочное место здесь всегда превращалось в аттракцион. В итоге с появлением регулируемой парковки освободилось пространство, и количество посетителей рынка увеличилось в 5 раз. Также с 15 до 80% заполнилась пустующая прежде многоярусная парковка на 450 мест на пересечении улиц Макатаева-Зенькова.
«Проекту удалось объединить оплаты через разные безналичные каналы, иметь связь с Департаментов государственных доходов и с Департаментом полиции Алматы и все это в режиме онлайн. Для города – это скачок из каменного в современный век. Однако надо признать менталитет горожан не поспел за этой технологией, но время покажет, что эта система не чья-то прихоть, а крайне необходимая мера. Проект уже приносит и будет приносить в дальнейшем позитивные изменения в городе», - выступая на общественных слушаниях по теме: «Создание комфортных условий для проживания и передвижения жителей, рационального использования территории города и его благоустройства» в конце 2019 года отметил председатель общественного совета по противодействию коррупции при АГФ «Nur Otan» Борис Джапаров.
Кстати за три года внедрения новой системы парковок в Алматы в два раза выросла доступность парковочного пространства, на 50% уменьшилось время стоянки, скорость движения потока в зонах платной парковки выросла на 12%, а количество транспорта в центре города сократилось на 15%. Кстати, те, кто сильно переживал за земли, на которых развернулись парковочные места, могут спокойно выдохнуть. В частную собственность они не передавались. А для реализации проекта был подключен частный инвестор ради большей эффективности.
[gallery size="full" ids="149713,149710,149706"]
«С той теневой системой, что была в парковках, государство одно бороться не может. Сегодня частный инвестор вложил средства, начинает мониторить – и мы прозрачно получаем налоги. Если раньше со всех парковок город получал всего 38 млн тенге в год, сейчас спустя год реализации проекта мы охватили платными парковками всего 10% города – и получаем в 5 раз больше налогов», - отмечал глава города Бауыржан Байбек.
Появление современных парковок по достоинству оценили и сами алматинцы. Кстати именно горожане стали инициаторами создания дополнительных парковочных мест там, где изначально они не планировались, возле школ, поликлиник и так далее. Как заявляет директор ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков. Важный эффект от платных парковок который удалось добиться – это увеличение ротации каждого паркоместа.
«Бросать машину на целый день стало невыгодно, автовладельцы стали более рационально планировать свое время и по возможности не занимать ценное место без надобности. На сегодняшний день на платных парковках Алматы в сравнении с бесплатными участками ротация каждого места в среднем выше 300 процентов», - сообщил Принбеков.
Всего с момента запуска системы автоматизированных платных парковок в рамках проекта «Парковки Алматы» («А-паркинг») было установлено свыше 11 тысяч парковочных мест и более 200 паркоматов. А в бюджет за эти годы поступило порядка 1,2 млрд тенге.